Vardan OVSEPIAN  "Третье течение"

Задача джазового музыканта Вардана Овсепяна и его группы - перекинуть мост между двумя серьезными жанрами: джазовой импровизацией и традиционной европейской классикой. Стиль этот получил название "Третье течение". О том, как создается подобная музыка, Вардан рассказал Звукам.

Впервые я увидел это имя в журнале "ДжазКвадрат" - журнал писал о победе уроженца Еревана, ныне жителя Америки Вардана Овсепяна, на международном конкурсе джазовых пианистов. Я попытался найти какую-нибудь информацию о Вардане в интернете, узнать что-нибудь об Овсепяне на родине - но тщетно. Толком никто ничего сказать не мог. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что в составе недавно гастролировавшего в Ереване в рамках празднования 70-летнего юбилея армянского джаза квинтета авторитетнейшего американского саксофониста Джерри Бергонзи (Jerry Bergonzi), в роли пианиста выступает тот самый Вардан Овсепян!
Засуетился, побежал, позвонил, поприставал, и вот результат - мы сидим с Варданом в холле гостиницы "Армения-Марриотт" и беседуем.

Вардан родился в Ереване в 1975 году и начал играть на фортепиано уже в пять лет. После музыкальной школы он закончил музыкальное училище имени Р. Меликяна, специализируясь на теории музыки, а в 1992 году поступил в ереванскую консерваторию на курс классической композиции. Уже через два года он переезжает в Эстонию и продолжает учебу в эстонской музыкальной академии, наращивая свои познания современной композиции. А в 1995 году, поддавшись сильному влечению джазовой и импровизационной музыки, Вардан переезжает в Финляндию, где поступает в Джазовую консерваторию Хельсинки. Ему повезло - там он встречает Фрэнка Карлберга (Frank Carlberg), замечательного джазового пианиста, исследователя и педагога, который и открыл ему глаза на мир нового джаза и помог ему достичь своей мечты - учиться джазу в Америке. Через пару лет Вардан получает право и возможность учиться в знаменитом Колледже Джаза Беркли (Berklee College of Music) в Бостоне.

После окончания в 2002 году этого колледжа Вардан начинает преподавать музыку и выступать как соло, так и в составе различных групп. За последние годы он записал и выпустил 5 альбомов, которые вышли на испанском лейбле "Fresh Sound". Ну, а последняя работа Вардана Овсепяна - это созданный им камерный ансамбль VOCE, состоящий из струнных, армянских фолклорных инструментов, перкуссии и, конечно, фортепиано. Основная цель коллектива - перекинуть мост между двумя серьезными жанрами: джазовой импровизацией и традиционной европейской классикой. Стиль этот получил название "Третье течение" (Third Stream).

Звуки.Ru: - Вардан, что это за стиль такой? Где его истоки и кто первым додумался до подобного симбиоза?
Вардан Овсепян: - Термин "Третье течение" был изобретен и стиль создан известнейшим композитором Гюнтером Шуллером (Gunther Schuller) еще в 1957 году. Уже тогда он пытался экспериментировать с объединением двух жанров в один. Учитывая вполне очевидные трудности, возникавшие в процессе, неприятие подобных экспериментов со стороны ортодоксов как с джазовой, так и классической сторон, стиль этот не получил должного развития и признания со стороны широких масс любителей музыки. Но в последнее время интерес к такой музыке стал возрастать: стали появляться новые музыканты, играющие в этой стилистике, и должен признаться, я причисляю себя к ним. Мой новый коллектив и создан для исполнения подобной музыки. Так, наш последний альбом "Acunk", состоит из моих композиций в названном стиле. Чтобы было понятно, можно сказать, что это музыка, озвучивающая идеи импрессионизма.
Звуки.Ru: - Но ведь это достаточно тяжелая для восприятия музыка и требует определенной подготовки. Неужели ее слушают в джаз клубах?
Вардан Овсепян: - Нет, конечно. Но я в клубах ее и не играю. Там где во время музыки едят и пьют, официанты разносят бутылки и гремят бокалами, конечно, такое слушать никто не будет. В клубах я играю стандарты. Это так сказать, чтобы было на что жить. А вот "третье течение" несет меня по океану духовности. Это именно то, что владеет моим воображением целиком.
Звуки.Ru: - А, кстати, как живется среднему американскому джазмену на родине джаза?
Вардан Овсепян: - Трудно. Мест, где играют настоящий мейнстрим все меньше и меньше. Везде царит попса. И джазмены, практически все, вынуждены днем где-то работать, а по вечерам заниматься любимым делом - играть джаз. И на самом деле, джазу и джазменам не так уж и уютно в Америке. Пусть нико не обольщается на этот счет. Даже рискну сказать, что условия (финансовые, в первую очередь) жизни джазменов в Ереване, практически ничем не отличаются от, скажем условий жизни в Бостоне. Конечно, не будем здесь трогать гигантов джаза и самые крупные концертные площадки. Я говорю о среднем уровне.
Звуки.Ru: - Принято считать, что музыкант черпает свое вдохновение из народной музыки, пишет свои произведения и исполняет их, основываясь на ней, и плох тот музыкант, который теряет эту связующую нить. Говорят, сохранять эту связь можно лишь живя у себя на родине... Ты уже много лет живешь на Западе. И когда я слушал твою музыку, я не нахожу в ней ничего армянского. У тебя, что эта нить уже оборвалась?
Вардан Овсепян: - Ну, видишь ли, дело просто в том, как люди олицетворяют и преподносят эту свою связь. Например, у Арташеса Карталяна (известный армянский пианист, первым записавший на тогдашней всесоюзной фирме грамзаписи пластинку с аранжировками армянских фолклорных мелодий, ныне проживающий в Америке - прим. автора) его армянские корни, питающие его музыку не только чувствовались, но и были видны невооруженным глазом. Тоже можно сказать и о молодом пианисте Тигране Амасяне (Tigran Hamasyan - молодое дарование, выигравшее недавно престижнейший конкурс им.Телониуса Монка в Америке и выпустивший два сольных альбома. Вот уже несколько лет живет в Штатах - прим. автора), который уже конечно, не так ортодоксален, но тоже достаточно явно демонстрирует данную связь поколений.
У меня моя армянская сущность выпирает не так сильно. Она находится где-то очень глубоко, скажем на пятом-шестом уровне, но она есть. Ее не может не быть. Я постоянно слушаю Комитаса (известный армянский композитор рубежа 19-20 вв, много работавший с фолклором - прим. автора) и народную музыку, и в любом случае это должно дать знать о себе в моей музыке. Чтобы музыка была армянской, совсем необязательно, чтобы в ней звучал, например, модный сейчас дудук. И место проживания не имеет никакого значения. Если человек слышал эту музыку с детства, основы заложенные в ней, никогда не исчезнут.
Звуки.Ru: - А что скажешь о популярном и вызывающем сегодня многочисленные споры этно-джазе?
Вардан Овсепян: - Говоря о "третьем течении", надо принять во внимание, что это симбиоз не только джаза и классики, но и народной музыки. И в принципе, этот жанр я приветствую. Но вот чего я не могу переносить, это когда используют народные мотивы или фолклорные мотивы поверхносто, а не пытаясь как-то по новому переосмыслить старые мелодии. Самое неприятное это когда в угоду моде на современные ритмы бездумно накладывают, скажем, какой -либо экзотический инструмент. Особенно часто это раньше делали с индийскими инструментами, сейчас таким же модным, в плохом смысле слова, стал наш дудук. Мне очень нравится как работает Арто Тунчбояджян (Arto Tunchboyacian) и созданный им коллектив. Я их очень люблю, ну, а сам Арто музыкант прилетевший к нам из космоса. Он - сама музыка. К чему бы он не прикасался, даже к простому столу или стулу, этот предмет начинает звучать как настоящий музыкальный инструмент. Фантастический музыкант. И он один из мировых лидеров этого направления.
Звуки.Ru: - А что ждет тебя в будущем, какие планы?
Вардан Овсепян: - У меня большие планы, связанные с гастролями по Европе. Начало будет положено в Португалии. А еще запись новых дисков. Только что, что я записал два альбома импровизационный музыки. Один с болгарской скрипачкой, а другой с американским саксофонистом. Но они пока не вышли в свет, я решил подождать. Дело в том, что сейчас в мире музыки наблюдается некий переходный период от традиционных СД к новым цифровым носителям - МР3 и все такое прочее. Так что я пока не решил в каком формате буду выпускать свои записи.

18.09.2008, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)

Vardan OVSEPIAN