Впервые я увидел это имя в журнале "ДжазКвадрат" - журнал писал о победе уроженца Еревана, ныне жителя Америки Вардана
Овсепяна, на международном конкурсе джазовых пианистов. Я попытался найти какую-нибудь
информацию о Вардане в интернете, узнать что-нибудь об
Овсепяне на родине - но тщетно. Толком никто ничего сказать не мог. Каково же было мое
удивление, когда я узнал, что в составе недавно гастролировавшего в Ереване в
рамках празднования 70-летнего юбилея армянского джаза квинтета
авторитетнейшего американского саксофониста Джерри Бергонзи (Jerry Bergonzi), в
роли пианиста выступает тот самый Вардан Овсепян!
Засуетился, побежал, позвонил, поприставал, и вот результат - мы сидим с
Варданом в холле гостиницы "Армения-Марриотт" и беседуем.
Вардан родился в Ереване в 1975 году и начал играть на фортепиано уже в пять лет. После музыкальной школы он закончил музыкальное училище имени Р. Меликяна, специализируясь на теории музыки, а в 1992 году поступил в ереванскую консерваторию на курс классической композиции. Уже через два года он переезжает в Эстонию и продолжает учебу в эстонской музыкальной академии, наращивая свои познания современной композиции. А в 1995 году, поддавшись сильному влечению джазовой и импровизационной музыки, Вардан переезжает в Финляндию, где поступает в Джазовую консерваторию Хельсинки. Ему повезло - там он встречает Фрэнка Карлберга (Frank Carlberg), замечательного джазового пианиста, исследователя и педагога, который и открыл ему глаза на мир нового джаза и помог ему достичь своей мечты - учиться джазу в Америке. Через пару лет Вардан получает право и возможность учиться в знаменитом Колледже Джаза Беркли (Berklee College of Music) в Бостоне.
После окончания в 2002 году этого колледжа Вардан начинает преподавать музыку и выступать как соло, так и в составе различных групп. За последние годы он записал и выпустил 5 альбомов, которые вышли на испанском лейбле "Fresh Sound". Ну, а последняя работа Вардана Овсепяна - это созданный им камерный ансамбль VOCE, состоящий из струнных, армянских фолклорных инструментов, перкуссии и, конечно, фортепиано. Основная цель коллектива - перекинуть мост между двумя серьезными жанрами: джазовой импровизацией и традиционной европейской классикой. Стиль этот получил название "Третье течение" (Third Stream).
Звуки.Ru: - Вардан, что это за стиль такой? Где его истоки и кто первым
додумался до подобного симбиоза?
Вардан Овсепян: - Термин "Третье течение" был изобретен и
стиль создан известнейшим композитором Гюнтером Шуллером (Gunther
Schuller) еще в 1957 году. Уже тогда он пытался экспериментировать с
объединением двух жанров в один. Учитывая вполне очевидные трудности,
возникавшие в процессе, неприятие подобных экспериментов со стороны ортодоксов
как с джазовой, так и классической сторон, стиль этот не получил должного
развития и признания со стороны широких масс любителей музыки. Но в последнее
время интерес к такой музыке стал возрастать: стали появляться новые
музыканты, играющие в этой стилистике, и должен признаться, я причисляю себя к
ним. Мой новый коллектив и создан для исполнения подобной музыки. Так, наш
последний альбом "Acunk", состоит из моих композиций в названном
стиле. Чтобы было понятно, можно сказать, что это музыка, озвучивающая идеи импрессионизма.
Звуки.Ru: - Но ведь это достаточно тяжелая для восприятия музыка и
требует определенной подготовки. Неужели ее слушают в джаз клубах?
Вардан Овсепян: - Нет, конечно. Но я в клубах ее и не играю. Там
где во время музыки едят и пьют, официанты разносят бутылки и гремят бокалами,
конечно, такое слушать никто не будет. В клубах я играю стандарты. Это так
сказать, чтобы было на что жить. А вот "третье течение" несет меня по
океану духовности. Это именно то, что владеет моим воображением целиком.
Звуки.Ru: - А, кстати, как живется среднему американскому джазмену
на родине джаза?
Вардан Овсепян: - Трудно. Мест, где играют настоящий мейнстрим все
меньше и меньше. Везде царит попса. И джазмены, практически все, вынуждены днем
где-то работать, а по вечерам заниматься любимым делом - играть джаз. И на
самом деле, джазу и джазменам не так уж и уютно в Америке. Пусть нико не
обольщается на этот счет. Даже рискну сказать, что условия (финансовые, в
первую очередь) жизни джазменов в Ереване, практически ничем не отличаются от,
скажем условий жизни в Бостоне. Конечно, не будем здесь трогать гигантов джаза
и самые крупные концертные площадки. Я говорю о среднем уровне.
Звуки.Ru: - Принято считать, что музыкант черпает свое вдохновение
из народной музыки, пишет свои произведения и исполняет их, основываясь на ней,
и плох тот музыкант, который теряет эту связующую нить. Говорят, сохранять эту
связь можно лишь живя у себя на родине... Ты уже много лет живешь на Западе. И
когда я слушал твою музыку, я не нахожу в ней ничего армянского. У тебя, что
эта нить уже оборвалась?
Вардан Овсепян: - Ну, видишь ли, дело просто в том, как люди
олицетворяют и преподносят эту свою связь. Например, у Арташеса Карталяна
(известный армянский пианист, первым записавший на тогдашней всесоюзной фирме
грамзаписи пластинку с аранжировками армянских фолклорных мелодий, ныне
проживающий в Америке - прим. автора) его армянские корни, питающие его музыку
не только чувствовались, но и были видны невооруженным глазом. Тоже можно
сказать и о молодом пианисте Тигране Амасяне (Tigran Hamasyan - молодое
дарование, выигравшее недавно престижнейший конкурс им.Телониуса Монка в
Америке и выпустивший два сольных альбома. Вот уже несколько лет живет в Штатах
- прим. автора), который уже конечно, не так ортодоксален, но тоже достаточно
явно демонстрирует данную связь поколений.
У меня моя армянская сущность
выпирает не так сильно. Она находится где-то очень глубоко, скажем на
пятом-шестом уровне, но она есть. Ее не может не быть. Я постоянно слушаю
Комитаса (известный армянский композитор рубежа 19-20 вв, много работавший с
фолклором - прим. автора) и народную музыку, и в любом случае это должно дать
знать о себе в моей музыке. Чтобы музыка была армянской, совсем необязательно,
чтобы в ней звучал, например, модный сейчас дудук. И место проживания не имеет
никакого значения. Если человек слышал эту музыку с детства, основы заложенные
в ней, никогда не исчезнут.
Звуки.Ru: - А что скажешь о популярном и вызывающем сегодня
многочисленные споры этно-джазе?
Вардан Овсепян: - Говоря о "третьем течении", надо
принять во внимание, что это симбиоз не только джаза и классики, но и народной
музыки. И в принципе, этот жанр я приветствую. Но вот чего я не могу
переносить, это когда используют народные мотивы или фолклорные мотивы
поверхносто, а не пытаясь как-то по новому переосмыслить старые мелодии. Самое
неприятное это когда в угоду моде на современные ритмы бездумно накладывают,
скажем, какой -либо экзотический инструмент. Особенно часто это раньше делали с
индийскими инструментами, сейчас таким же модным, в плохом смысле слова, стал
наш дудук. Мне очень нравится как работает Арто Тунчбояджян (Arto
Tunchboyacian) и созданный им коллектив. Я их очень люблю, ну, а сам Арто
музыкант прилетевший к нам из космоса. Он - сама музыка. К чему бы он не
прикасался, даже к простому столу или стулу, этот предмет начинает звучать как
настоящий музыкальный инструмент. Фантастический музыкант. И он один из мировых
лидеров этого направления.
Звуки.Ru: - А что ждет тебя в будущем, какие планы?
Вардан Овсепян: - У меня большие планы, связанные с гастролями по
Европе. Начало будет положено в Португалии. А еще запись новых дисков. Только
что, что я записал два альбома импровизационный музыки. Один с болгарской
скрипачкой, а другой с американским саксофонистом. Но они пока не вышли в свет,
я решил подождать. Дело в том, что сейчас в мире музыки наблюдается некий
переходный период от традиционных СД к новым цифровым носителям - МР3 и все
такое прочее. Так что я пока не решил в каком формате буду выпускать свои записи.
Frank WESS (1922)
John MCLAUGHLIN (1942)
Arthur CONLEY (1946)
Chris CUTLER (1947)
Eugene CHADBOURNE (1954)
Nels CLINE (1956)
Bernard SUMNER (1956)
Michael STIPE (1960)