Многие изобретения человека на пути к совершенству проходили по столь же заковыристым тропкам эволюции, что и живые организмы. И если изобразить при помощи мультипликации, как зарождается, растет и матереет какой-нибудь духовой инструмент - картина может получиться не менее захватывающей, чем клип Fatboy Slim "Right Here, Right Now"...
Практически все современные медные духовые происходят от охотничьего вальдгорна. Горн - инструмент изначально рогового происхождения. Начав изготавливать рога из меди, многие мастера вскоре заметили, что этот материал удивительным образом изменил звучание, и здесь скрыта масса возможностей. Следы этого названия можно отыскать в имени современной валторны с ее удивительно гибким и разнообразным благородным звуком. От горна же произошла и широко известная труба.
В XV веке трубу удлинили и сделали возможность плавной регулировки как пути прохождения по ней воздуха, так и его напора. На свет появился тромбон с более низким и густым диапазоном звучания.
Инструмент с труднопроизносимым названием эуфониум произошел от изобретеной в XVIII веке басовой трубы серпент. Этот неуклюжий инструмент, сделанный из меди или серебра, играл в то время в военных ансамблях в качестве походного баса. Серпент получил свое имя за змеевидную форму и вначале использовался в качестве "поддержки" басов в церковном хоре. Играли на нем при помощи мундштука с глубокой чашечкой, изготовленного из слоновой кости. До XIX века клапанная система серпента неуклонно усложнялась, пока не зашла в тупик. Позднее изобретение помпового механизма в течение второго и третьего десятилетия XIX века было революцией в проектировании и производстве музыкальных инструментов. Старенький серпент постепенно превратился в баритональную трубу и, собственно, эуфониум - чуть ниже и сочнее, но еще не бас.
Флюгельгорны появились где-то в 1825 году в Австрии. По сути это
модификация трубы, позволяющая добиться более мягкого и плавного звука. Из-за
мягкости звучания инструмента его сложнее освоить: например, на верхних нотах
человеку, привыкшему работать исключительно с трубой, существенно сложнее
работать с атакой звука.
В последнее время принято считать, что флюгельгорн - сугубо джазовый
инструмент, однако некоторые партии этого инструмента порой обнаруживаются даже
на пластинках Пола МакКартни. Причем в исполнении самого МакКартни.
В 1835 году немецкий мастер Мориц произвел так называемый
бомбардон - басовый духовой инструмент для нужд военных духовых
оркестров. Это был прототип современной тубы.
Военные оркестры вообще взрастили масу разновидностей духовых, особенно басового и баритонального толка. Среди них следует отметить сюзафон - род геликона с угрожающе разросшимся раструбом.
Чуть позже, в 1845 году бельгийский мастер А. Сакс взял патент на
духовой тростевой музыкальный инструмент имени себя, проще говоря -
саксофон. Обладающий очень гибким, эмоциональным звучанием, этот
недисциплинированный инструмент плохо прижился в военных оркестрах (там нередко
использовался вместо него более суровый саксгорн), зато оказался незаменимым в
джазе.
Семейство саксофонов состоит из семи разновидностей, причем сопрано-саксофон не
имеет характерного для своих собратьев параболического раструба, из-за чего его
часто путают с кларнетом. Между тем некоторые низкочастотные модификации
кларнета как раз такой раструб и имеют. Здесь важно помнить, что кларнет в
отличие от саксофона изготавливается из дерева, а следовательно, обладает более
мягким, с приглушенной атакой, звучанием.
Кларнет, духовой тростевой инструмент деревянной группы, изобрел в 1690 году в Нюрнберге Иоганн Кристоф Деннер. Кларнет гораздо убедительнее и гибче, нежели флейта и гобой, воспроизводит крещендо и диминуэндо (затухание).
Дудук - духовой деревянный музыкальный инструмент турецкого происхождения, традиционно распространенный на Ближнем Востоке и Кавказе. Подобно гобою, также инструменту турецкого происхождения, использует для звукоизвлечения двойную трость. Одна из исполнительских традиций предусматривает дуэт дудуков, когда один исполнитель играет мелодию, а другой - бурдонные ноты. В последнее время дудук оказался на обочине музыкального прогресса, так как лишь в по-настоящему умелых руках способен выйти за рамки диапазонов более распространенных флейты и гобоя. Лишь старания подвижников вроде Дживана Гаспаряна не дают этому инструменту кануть в Лету.
Эволюция духовых инструментов продолжается и в наши дни, хотя и подчас в довольно необычных направлениях. Так, например, лет десять назад специалисты из лабораторий "Fender" пришли к выводу, что поток воздуха не обязательно должен создавать звук напрямую. Зато он может придавать совершенно новое звучание... гитарным струнам! Созданный в лаборатории парадоксальный гибрид гитары "добро" и тромбона обладает поршневым механизмом, позволяющим быстро и плавно менять тональность, а также сужать и расширять лады. Сию адскую машину можно услышать на всех выпущенных после 1989 года альбомах знаменитого Алана Холдсворта, игравшего в таких знаковых для рок-авангарда коллективах, как Soft Machine, UK, Gong и Heavy Machinery. Говорят, в детстве Алан хотел быть саксофонистом, но родители купили ему гитару, и пришлось "оправдывать доверие". Теперь с помощью струнно-духового ди-лап Холдсворт совмещает обе ипостаси своей бурной творческой натуры.
1596 – Родился Николо Амати - итальянский скрипичный мастер, основатель фабрики кремонских скрипок, учитель Гварнери и Страдивари »»
1948 – Родился Оззи Осборн - британский рок-музыкант, певец, лидер Black Sabbath и участник множества сумасшедших проектов - от фестиваля Ozzfest до реалити-шоу "Семейка Осборнов" »»
1980 – Фотографом Анни Лейбовиц были сделаны последние, ставшие самыми известными, фотографии Джона Леннона и Йоко Оно в их нью-йоркской квартире. Через пять дней Джон Леннон был застрелен »»
Andy WILLIAMS (1928)
Ralph MCTELL (1944)
Paul NICHOLAS (1945)
Ozzy OSBOURNE (1948)