Проникновением электроники в джазовые сферы сейчас уже никого не удивить. Для
модных и интеллектуальных форм джаза заигрывание с сэмплами, лупами и прочей
"цифрой" стало уже делом настолько обычным, что уже отсутствие электронной
подзвучки в инструментальных опусах иного виртуоза воспринимается как нехватка
чего-то жизненно важного. И посетители сейшнов в ЦДРИ уже не особенно
удивляются, когда очередной мультиинструменталист оставляет контрабас и
переходит за фортепиано, в то время как загнанная в сэмплер петля басовой
линии продолжает ему аккомпанировать. Даже в выходных данных очередного альбома
записанного на стыке электроники и джаза указываются лишь солирующие
инструменты, а весь бэк-граунд, сколько бы в нем слоев не было, лаконично
упоминается, как "программирование".
Подобное формальное отношение вряд ли применимо к музыкальным опытам проекта
Жглi Дуб. Ибо качество "программирования" имеет для их музыки такое же
значение, как и первый план, на котором царствуют гитара, бас, саксофон и
маримбафоны. Взаимодействие живого дыхания музыкантов и холодной компьютерной
логики в теме "Утомленным" иначе как магическим назвать трудно. Каждый
пропущенный такт, каждый плавный подъем и спуск инструментов по силе
звукоизвлечения... или музыканты мазохистски вымуштровали себя до
роботоподобного состояния, или Лифан, основной автор группы, владеет
программами для многоканальной нотной записи так же хорошо, как гитарой и
басом. Во второе все-таки верится больше. Ибо, к примеру, компьютерную природу
ударных в "Нитях" выдает разве что их акцентированно электронное
звучание, но никак не живость партий. Просто именно такой звук ударных был
нужен автору, чтобы особым образом сочетать его в кульминации со звонким
слэповым басом.
Приятно, что работы группы не страдают и харктерной сейчас для многих виртуозов
инструментальной музыки снобской сыростью. Легкие намеки на вечнозеленый
стиль диско в "Игрушке" и "На Своей Поляне" вкупе с по-хорошему
салонным звучанием саксофона сделают эти композиции уместными на любой не
отягощенной экстремистскими понтами танцевальной вечеринке. "На Своей Поляне" к
тому же, и вовсе напоминает лучшие разработки Алексея Козлова или
Зигмара Лиепиньша в области танцевального фьюжн середины - конца 80-х ХХ-го.
Отношение участников проекта к электронной подкладке своих композиций - скорее
естественное, нежели просто формальное. Собственно, на подобных примерах можно
по-настоящему оценить всю глубину разницы между двумя этими понятиями. Поп,
конечно, но очень хороший. А такое всегда в дефиците.
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)