На VHS-кассетах и DVD-дисках вышел первый в России историко-музыкальный фильм
об отечественной рок-группе "ВРЕМЯ ДДТ". Найти более подходящих персонажей в
российском рок-эпосе, чем Юрий Шевчук и ДДТ, пожалуй, трудно. В
их истории все - и захолустность Начала, и неожиданность Признания, и опьянение
Успехом, а еще ошибки, предательства, смерти друзей и близких. Каждый эпизод
практически безупречен в этой агиографии, каждый эпизод, как миф, создает Культ.
Можно было бы снять фильм об Алисе, об Аквариуме, о
Зоопарке, но всенародность "Родины" и "Просвистела" все же
выделяют ДДТ
из этого ряда. Как ни парадоксально, но именно Шевчук и стал духовным отцом
ненавидимого сегодня же им рокапопса - рока пришедшего в попули, в народ. Песни
ДДТ вошли не только в народ, они вошли в историю. Когда умирала Империя, она
умирала под "Революцию" и под "Не стреляй!", Идеалы гибли под две
"Осени", а
Война пришла к нам вместе с "Российским танго" и "Белой рекой".
Ни одна группа,
исключая Г.О., не чувствовала так Время, как чувствовало его ДДТ. И если
сегодня Шевчук, как доктор Джекил и мистер Хайд, мечется между ресторанными
драками и проникновенными "единочествами", значит ему вновь неуютно в ЭТОМ
Времени, значит его вновь взыскует История.
Рассказывают авторы фильма:
Алена Вислякова, редактор и продюсер:
"Мое знакомство с Шевчуком
состоялось летом 97-го года во время Питерского рок-фестиваля, организованного
ДДТ и снимавшегося "Программой "А"". Особенно тогда запомнилось ночное
путешествие на катере по каналам, организованное Юрой. Он рассказывал нам о
городе, о зданиях, памятниках, мимо которых мы проплывали, а наша съемочная
группа восторженно всему этому внимала (кстати, фрагменты этой поездки вошли
потом в серии, посвященные питерскому периоду ДДТ). Но самое интересное, что в
конце этого путешествия, когда мы уже почти приблизились к пристани, Юра вдруг
закричал: "Давайте быстрей, надо спасать!" Оказалось, что он заметил за бортом
нашего катера из последних сил плывущего пса - видимо, скинутого каким-то
извергом в канал. Когда же несчастное животное вытащено из воды, то оказалось,
что оно абсолютно черного цвета! Вот такой был символичный финал поездки -
имени Черного Пса Петербурга...
Кстати, тот фестиваль был последней большой съемкой в рамках "Программы
"А"". В том же году ее начали закрывать, и, в конце концов, к началу 98-го
новому руководству РТР это удалось сделать. Мы, грустные, сидели на Шаболовке,
когда в нашей редакции нарисовался Юлианыч с тогдашними директорами "Театра
ДДТ", предложившие сделать серию передач про их тур "Мир номер 0", планировавшийся
начать через какое-то время. Помню, как же я была довольна, когда поехать в
этот тур в качестве корреспондента и редактора предложили мне, осуществив мою
давнишнюю мечту! Обкатку новой программы группа совершила по Украине и
Молдавии, потом нас встречали Питер и Москва, концерт в которой запомнился
ураганом, разбушевавшимся по окончании действа - Шевчук тогда даже пошутил, что
"они хотели вызвать дождь, чтобы немного охладить Москву, но как-то немножко
перестарались"... В общем, в результате этих двух месяцев, проведенных с ДДТ,
мы фактически породнились, и именно тогда первый раз мне пришла в голову мысль
о том, как хорошо было бы снять про них фильм.
Но смелости (да и возможности) затеять это дело у меня тогда не хватило, к
тому же, "Программу "А" в конце 99-го вновь открыли, хоть и ненадолго, и как-то
я забыла про свою идею. А потом, во время съемки для эфира рассказа про новый
клип ДДТ "Расстреляли рассветами", Юра познакомил меня с режиссером этого
клипа, Василием Бледновым, от которого в один прекрасный момент и раздался
звонок с предложением сделать фильм об истории ДДТ. Он просто попал в точку!
Кроме того, близилось 20-летие группы и хотелось сделать ребятам подарок. Так
все и закрутилось...
Не буду подробно рассказывать, чего стоило уговорить
главного героя согласиться на этот фильм, но поначалу он даже отнекивался! Зато
потом столь усиленно подключился к работе, что первоначальный сценарий оказался
весьма далек от конечного результата..."
Василий Бледнов, режиссер и продюсер: "Задумка была достаточно простая:
показать и рассказать все, что происходило в стране и с группой с 1980 года,
глазами и устами участников ДДТ. В фильме использована масса архивного
материала, собранного с миру по нитке. Все, что удалось найти у всех,
причастных к группе, на всевозможных носителях (кино, видео и т.п.) было
тщательно обработано на компьютере и приведено в "божеский вид".
Мы знаем классические западные примеры историй легендарных групп, снятых в
таком жанре. В нашей стране - это первый такой случай.
Для меня эта работа стала одной из самых интересных и важных. Я даже
бережно храню осколок тарелки, с которой началась работа над фильмом... Есть
такая очень старая киношная традиция: в первый съемочный день торжественно
разбивается тарелка, и осколки разбирают участники съемок. Так вот, у нас с
Шевчуком это получилось случайно. Мы сидели у него на кухне, курили, обсуждали,
что и как будет, как использовать тот или иной материал, что говорить и т.п. А
вместо пепельницы использовали какое-то блюдце. В какой-то момент Шевчук задел
его локтем, и блюдце полетело на пол...
Я тогда сказал: "Это на счастье! Есть такая традиция, нам как бы
подсказали, что все должно быть честь по чести..." Он засмеялся,
расписался на одном из осколков и поставил дату - начало съемок. Я этот осколок
теперь бережно храню - в память об этой работе".
Алена Вислякова: "Честно говоря, в какой-то момент я поняла, что нам с Василием все-таки необходим более опытный сценарист, и предложила ему привлечь к работе Диму Грачева, с которым мы вместе работали в "Программе "А" до ее первого закрытия (он был соведущим Сергея Антипова), после чего Дима стал работать на BBC и весьма поднаторел в написании сценариев радиоспектаклей. К тому же, зная о его уважительном отношении к Шевчуку, можно было не сомневаться, что отказа не последует. А самой "Программе "А" мы еще раз выражаем отдельную благодарность за бесценные архивы, переданные нам для фильма абсолютно безвозмедно - а здесь помимо уже вышеупомянутой съемки на катере было еще и множество концертов ДДТ, снятых за время существования передачи".
Дмитрий Грачев, автор сценария: "Основа этого фильма, конечно же, - рассказ самого Юрия Шевчука. Съемки проходили в его отнюдь не шикарной (как пишут некоторые СМИ) пятикомнатной квартире на Васильевском острове. Шевчук выглядел прекрасно, был бодр и весел. Была Троицкая родительская суббота (может быть поэтому так много было грустных воспоминаний), мы сидели друг напротив друга в клубах густого табачного дыма и прерывались только чтобы выпить чаю и съесть остатки холодной жареной курицы. Ближе к вечеру Юра устал и хотел было завершить съемку, но я попросил его сделать последний рывок - рассказать о "Мире номер ноль", и тут с ним произошла удивительная метаморфоза: измученный Шевчук воспрял, глаза его загорелись - и он записал один из самых полных и интересных рассказов об этой сложнейшей программе ДДТ. Юра многое сказал в своем интервью, о многом промолчал - нам было важно, чтобы вот эта зона молчания была видна зрителю".
Алена Вислякова: "В связи с известными событиями на телеканалах (за время его создания пришлось пережить и закрытие НТВ, и ТВ-6, на которых все это начиналось) мы, к сожалению, не успели закончить фильм к 20-летию коллектива, но я безумно рада, что мы успели отснять все интервью именно в 2000-м году. Никто не знал еще, что "золотой состав ДДТ", по выражению самого Шевчука, через два года закончится. Правда, уже тогда в группе не играл гитарист Андрей Васильев, бывший клавишник Андрей Муратов давно уже жил и работал в Германии, что, к несчастью, не позволило нам с ним встретиться вовремя, пока была возможность съемки, но уж точно никто не мог предположить, что и Вадим Курылев тоже покинет ДДТ. Самое же главное, на мой взгляд, что мы смогли снять интервью с Никитой Зайцевым, буквально через два месяца после этого разговора ушедшего из жизни, так что нам в последней серии пришлось сделать страничку его памяти. Вообще, в фильме много трагических и печальных моментов - возможно, именно это так и подействовало на многих зрителей, в последнее время привыкших к бурному веселью на наших экранах".
Дмитрий Грачев: "Все смотревшие фильм, безусловно, отмечают третью его серию "Рожденный в СССР". Там есть необыкновенная щемящая интонация. Я до сих пор (хотя видел это сотню раз) с трудом сдерживаю слезы, когда смотрю "Умирали пацаны" и кадры, посвященные Эльмире Шевчук. Мне кажется, это самые лучшие моменты фильма. Многие говорят о кадрах с убитым капитаном Марковцом. Мы долго думали о возможности их использования и показа... Мне кажется, что сегодня Марковец, как Матросов или Карбышев ( при всей разнице условий и войн, на которых они погибли) - символ ЭТОЙ войны. Он и стихотворение о нем Шевчука - это памятник всем погибшим и по-моему очень серьезное размышление о нас и нашем проклятом ВРЕМЕНИ. Упокой Господи, его душу!"
Василий Бледнов: "С этой серией недавно произошла интересная и очень
важная для
нас история. Недавно ее показали на канале ТВС мне позвонил по телефону
какой-то человек - кажется, из Мариуполя. Он долго и смущенно извинялся за
звонок, а потом сказал: "У вас там в фильме Шевчук разговаривает с
офицером о войне, и тот говорит - вот, мол, на хрена нам эта война, вон у меня
в подвале сейчас два трупа лежат обгорелых... И назвал фамилии. Так вот, я -
брат одного из этих погибших солдат. Я разыскиваю его с 1995 года..."
Этот человек просил меня сообщить фамилию офицера, который был в кадре, когда и
где это было снято... Я объяснил, что это частная съемка Шевчука и дал ему
телефон студии ДДТ. Видимо, он узнал там что-то очень важное, потому что 9 мая
домашние мне передали: звонил человек из Мариуполя, поздравлял с праздником и
очень, очень благодарил... Так неожиданно еще раз "аукнулась" эта
съемка получилось, что Юрий Шевчук не только поддерживал этих ребят своими
песнями, самим своим присутствием, но и вот так, невольно, помог кому-то найти
без вести пропавшего брата".
Дмитрий Грачев: "На мой взгляд, интерес к подобного рода фильмам будет локальным, если в центре повествования не окажется Личность. Именно она и притягивает внимание. Мне кажется, что самое неинтересное - это приходы-уходы музыкантов из группы, записи и сведения альбомов - вся эта 'фактура' мелкая, местечковая, интересная только для любителей. Рок-музыка в России на рубеже 80-х - 90-х годов играла огромную, пока еще недооцененную роль. Фигуры Гребенщикова, Башлачева, Науменко, Цоя и сотен других - это пласт культуры сродни поэтам Серебряного века. Наш век был Железный, может быть Акустический или Магнитный - талантливые авторы найдут точную метафору - но он был и рассказать о нем необходимо".
Алена Вислякова: "Есть у нас сейчас задумка сделать целую серию фильмов, посвященных основным героям российской рок-музыки того периода. Идея принадлежала главному редактору "Программы "А", а ныне "Джазофрении" Григорию Шестакову. Пока эта идея еще находится в стадии разработки, и, скорее всего, эти фильмы уже будут иными - в них больше внимания будет уделяться именно творческой, культурологической, стороне вопроса, ибо не хочется повторяться, да и рассказать о том времени лучше, чем прослеживая историю страны через историю ДДТ, вряд ли получится".
«ДДТ» («DDT») — российская рок-группа, основанная в 1980 году в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — поэт, композитор, исполнитель, художник, актёр и продюсер Юрий Шевчук.
Подробности из жизни:
Состав:
Шевчук Юрий - стихи, основные музыкальные темы, вокал, гитара
Шумайлов Константин («Кот»)- клавишные, сэмплеры, программирование, бэк-вокал и др
Федичев Алексей - гитара, бэк-вокал
Невелев Роман - бас-гитара
Мамай Артём - ударные
Васильев Иван («Дядя Ваня») - труба
Вишняков Антон - тромбон
Романова Алёна - бэк-вокал
Владимир Сигачёв — клавишные (1980—1987гг.)
Рустем Асанбаев — гитара (1980—1983гг.)
Геннадий Родин — бас (1980—1984гг.)
Ринат Шамсутдинов — ударные (1980г.)
Сергей Пастернаков — ударные (1981г.)
Рустам Каримов — ударные (1981—1983гг.)
Рустем Ризванов — гитара (1984, 1992гг.)
Сергей Рудой — ударные (1984—1986гг.)
Нияз Абдюшев — бас (1984—1986гг.)
Сергей Рыженко — скрипка, гитара, блок-флейта, клавишные (1985г., 1994—1995гг., 2000г., 2003г.)
Сергей Летов — саксофон (1985—1987гг., 2000г.)
Вадим Курылёв —…
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)