Мерзкая московская полуосень-полузима 12-летней давности. Недавно размежеванный
на две половины "Олимпийский"; одна из половин серьезно забита народом; большой
концерт "русского рока" - свадебного генерала на женитьбе демократов со
всесоюзной собственностью. Но о таких вещах тогда никто даже не намеревался
думать - ни музыканты, по-щенячьему возрадовавшиеся тому, что "можно", ни
народ, тоже почувствовавший, что "можно" и пока не допонявший, что же
ему все-таки нужно, когда "можно".
Народ радуется вовсю, особенно на выступающей неожиданно первой
"Алисе", и на всенародно-хороводном "Чайфе", как раз тогда
залудившем свое эпохальное ой-е-ханье. Курсанты машут своими
остоп...шими фуражками, благо в зале темно. Девицы в партере, не стыдяся
известной потливости, с легкостью забираются на загривки кавалеров. Но все - от
курсанта до девицы - не радуются и не прыгают во время выступления молодой
свердловской группы, плотно, однако, знакомой
завсегдатаям студии "Колокол" в Старопанском. Четверо интеллигентного вида
молодых людей отыгрывают свою программу при полной апатии зала и столбняке в
партере. Цинично-изощренным "Пулемет Максим" и
"Декаданс" с только что записанного альбома публика не выказывает
никакого отклика, и аплодисмента тоже не уделяет. И только относительно
известные "Гномы-каннибалы" и "Инспектор По..." вызывают
некоторое оживление. По прошествии где-то 4 лет, когда первый период,
остроумия, эклектики, декаданса и непонятости будет позади (это произойдет в
Зеленом театре ЦПКиО, когда Глеб окончательно слезет со своего знаменитого
стула), "Агата Кристи" выпустит два своих самых успешных альбома -
"Позорная звезда" и "Опиум", все те же девицы признают в Глебе
Самойлове долгожданного "очаровательного принца", и визг будет стоять истошный,
а песни про смену коня и бродячих лесных санитаров обретут статус тех идей, что
скрепляют нацию.
...В отличие от отвергнутого ("Ты че, самый умный?") людьми
"Декаданса", и сравнительно малоизвестного "Второго Фронта",
"Коварство и Любовь" во времена, о которых идет речь, пользовался
известным магнитофонным спросом. Записанный в Свердловске в 89-м и появившийся
в студиях звукозаписи где-то в районе 90-го, этот альбом, проскочил, как "заяц"
в сломанный турникет в метро, в узкий временной коридор на рубеже смены белья -
простите, эпох,- когда советскому року было круче всего хорошо. Помимо
разрешительного "хорошо" было "хорошо" и сугубо творчески, и разноплеменные - от
электронного "Телевизора" до петрушек с саксофонами из ансамбля
"Дети" - но как один безумно талантливые молодые оболтусы цвели пышным
цветом. "Коварство и любовь", с его хард-роковым гитарным драйвом, не
свойственным более не одному альбому "АК", более походил не на
свердловскую сцену, но московскую рок-лабораторию: с ее дуремарами из
"Рукастого перца", "Дианы", ныне осоловевших от клубной жизни
"Ногу Свело" и прочая, и прочая. Несмотря на непременную
ипохондрию, декадентство и сплин, это - самый светлый и жизнеохочий альбом "АК".
Открывает его перетянутый по ленд-лизу со "Второго фронта" отрывистый
"Инспектор По...", музыкальный гибрид венского вальса с фашистским
военным оркестром, марширующими по Вене под "Ein Heller und ein
Batzen...", и устрашающей воображение гитлерюгендов страшилкой в рефрене:
"Он вобьет в ваш хобот меченый гвоздь!". Песня-речетатив, сродни
"Скованным" "Наутилуса", песня-слоган, товарищи! Песня-клизма:
жизнь бы, товарищи, нарисовать с кого - с товарища Дзер-жин-с-ко-го!!!
Затем - "Viva Kalman!",- возможно, самая "тяжелая" песня "АК" и уж
точно дюже автобиографичная:
"Белый клоун, белый мученик
Ради смеха пьяно-жгучего
Будет издеваться над собой...
...Кто изгибал на арене спину
Тот испытал, что такое сила..."
Чем еще примечательна "Viva Kalman!" посреди других детективов "Агаты
Кристи", так это вожделенным в советском краю "качем", какового мало в
епархии одно-двухструнного щипачества Вадима Самойлова.
Далее мы выделим целый надел из песен, носящих явный антисоветский,
диссидентский, безнравственный и низкокультурный характер,- то есть наделенных
всеми необходимыми качествами, за которые люди любят "советский рок". Песен,
прямо входящих в открытый конфликт с устоями общественной нравственности:
"Да, я знаю, я
спокоен: все такие, как я!"
Открывает этот "блок ракенролов"
"Африканка" - веселый шлягер с экзотической мелодией, выставленной перед
строем бас-гитарой Глеба и припевом, полезным, когда нечего сказать глупой
сверстнице: "Ja ja ja naturlich, danke schon junge Frau. Ja ja ja naturlich,
Meine kleine junge Frau!" Завершает композицию потно-негритянская мелодия
из "Рабыни Изауры", доставленной в виде гуманитарной помощи то ли из
Бразилии, то ли из Папуа - Новой Гвинеи.
4-я песня, "Сытая свинья" - апофиозище этой пластинки: "Толстая
ленивая серая кошка развратно заползает ко мне на колени
Она совсем такая как ты, а горечь утрат - субъективная блажь
Ведь если не купишь - так точно продашь
Я знаю, я спокоен - все такие, как я
Да, я сытая свинья, ... просто сытая свинья
Я в грязной луже лежу, но ты не трогай меня, ведь эта лужа моя!"
Номер пять - первый из канканов этого альбома "Танго с дельтапланом"
- очень хорош как вытрезвляющее - тем, кто знает, что прапорщик может быть не
только в анекдотах: "Но только ночною порой мне снится конвой и
солдаты... летай, пока горячо, пока за полеты не просят плату". Ведь канкан
под электрогитару - это очень чувственно, канкан под электрогитару танцуют все
одинокие лысые мальчики моего роста. То ли дело женатые мальчики, залетные: у
них не песни - боевики, вот где драйв по всем правилам хэви-метал. Что ни день,
то кухонный "Праздник семьи": "Э-ге-гей, у нас такая заводная семья!
Простая-простая, нормальная семья!"
И, наконец, завершает на минорной ноте это безобразие "клавишный" панегирик
на музыку Глеба и слова Михаила Афанасьевича, "Собачье сердце". (По коей
одноименной повести в те же времена снимается одноименный фильм, который
незамедлительно станет любимым. И вскорости с рабочих
мест и из "Ямы" послышится хмельное гавканье: "В очередь, сукины дети!"
- и хохот сограждан.)
Вторая половина альбома (именно здесь проходит демаркационная линия на
кассете) до первой половины, увы, не дотягивает, и не носит никаких
рок-н-ролльно протестных характеров. "Аллергия" - песня-шутка, с хорошим
зарядом драйва и гитарным выходом в середине - вполне сошло бы даже для
металлистов-шахидов, если прикрыть название группы ладошкой. Текст песни был
нарыт в книге П. Карпова "Творчество душевнобольных" (а далее -
Стругацких), и стоит
зазубривания, для воспроизведения про себя или вслух, в минуты, когда "весь
мир - навоз":
"В кругу облаков высоко
Чернокрылый воробей
Трепеща и одиноко
Парит быстро над землей.
Он летит ночной порой
Ярким светом освещенный
И ничем не удрученный
Все он видит под собой.
Гордый хищный разъяренный
И, летая словно тень,
Глаза светятся как день"
Хард-роковый "Канкан" был одно время непременным
концертным номером группы, затем растворился из концертной программы ввиду
появления более актуальных песен. То же относится и к "Пантере", -
еще одной старой свояченице группы, которую не удалось расшевелить ни на
"Втором фронте", ни на "Коварстве и любви". "Холодная
любовь" и "Кондуктор" - дистиллированный декаданс, почище поэта
Белого в шинели Акакия Акакиевича; этакие советские блюзы, в которых нет ничего
от блюзовой
музыки, зато есть много той самой "тоски". Все печоринщина и лермонтовщина!
Закрывают альбом реприза "Viva Kalman!" - "Viva!" и минорное
игристое полусладкое танго без "низов" "Бесса Мэ..."
Над "гусским 'гоком" ныне вовсю потешаются молокососы нулевых годов, успешные
абитуриенты коммерческих университетов, еще 10 лет тому назад бывшие
обычными "путягами" и "технарями". Самозванные "продюсеры" с грассирующими
фамилиями вставляют, одну за другой, скуластым отрочицам возраста первых
прокладок затычки с брэнднеймом "'гусский 'гок". Братья
Самойловы дают очередной юбилейный концерт в Лужниках. Поют людям песнь про
любовь без штанов.
И безо всякого коварства.
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне - Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и Александром Козловым (клавишные, вокал).
Подробности из жизни:
Немногие на отечественной рок-сцене склонны к стилистическим экспериментам.
Ещё меньшему числу артистов удаётся после таких выкрутасов сохранить, а тем
более умножить круг своих почитателей. И уж вовсе единицы обращаются при этом к
достаточно сложным музыкальным формам и маргинальным жанрам поп-музыки...
Агата Кристи - из таких вот удачливых смельчаков, преодолевших
затянувшееся отставание рока от музыкальной моды...
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне -
Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и
Александром Козловым (клавишные, вокал). Некоторое время в составе,
официально именовавшемся ВИА РТФ УПИ (вокально-инструментальный ансамбль
радиотехнического факультета Уральского политехнического института) играли
также Александр Кузнецов (бас-гитара) и Пётр Май (ударные).
Хорошо разбиравшийся в радиоаппаратуре Самойлов сразу же взялся за сооружение
собственной студии звукозаписи.
Проблема выбора более характерного названия…
1967 – Джими Хендрикс первый раз сжег свою гитару на публичном выступлении »»
Lowell FULSON (1921)
Tommy JACKSON (1926)
Herb ALPERT (1935)
Thijs Van LEER (1948)
Mick RALPHS (1948)
Tony BROCK (1954)