В конце восьмидесятых годов, прошлого уже века,
Михаил Борзыкин пел про "отечество иллюзий"
и давал нелегальные концерты. Романтик, чеканящий слова, поющий радикально
политические тексты, двигающийся как робот.
Ничего не изменилось. Просто теперь "Телевизор" можно увидеть
в дорогом московском клубе "16 тонн".
Большинству публики было под сорок и за сорок. Некоторые сидели за столиками и кушали, некоторые, уже почти седые, стояли перед сценой и подпевали. На общем фоне выделялись три молоденьких девушки - одна, с бледным лицом, в длинной юбке, стояла напротив сцены и внимательнейшим образом слушала каждое слово Борзыкина. Двое других - в обтягивающих брючках, уже немного смуглые, пританцовывали и подпевали, легко ориентируясь в непростых для запоминания текстах. Директор "Телевизора" рассказал, что две девушки (из трех) приехали за "Телевизором" из Санкт-Петербурга. Разумеется, юных дев на концерте присутствовало больше. Состав "Телевизора" был таков: Михаил Борзыкин ( в майке, обнажавшей эротично волосатую грудь, и красно-черном полосатом пиджаке); Сергей Сивицкий - играл на гитаре; Сергей Русанов - барабанщик, был одет в черную рубашку, серьезен. На столике стоял ноутбук "Тошиба", благодаря которому в зал лились клавишные переливы, всякие ритмические изыски и компьютерные звуки.
Борзыкин изгибался на сцене, отходя от микрофона на шаг назад.
Девушки пытались повторять движения его рук. Борзыкин гипнотизирующим взором
смотрел в зал.
Время от времени один из звукооператоров пускал под ноги музыкантам
тонкую струйку дыма, усиливая телевизионность происходящего.
Начиналась новая песня и кто-нибудь узнавал ее, раздавались отчаянные
хлопки в ладоши. Борзыкин не улыбался.
Жесткий ритм, маскулинное начало, столь немодное на нынешней
сцене..."Телевизор" - это очень мужская музыка, очень строгая. Странность
"Телевизора" заключается в этом сочетании практически танцевального ритма и
звука многих вещей с невоспринимаемыми с первого раза текстами, в
несочетаемости почти дискотечных порою движений Борзыкина на сцене с яростно
отрешенным выражением его лица.
Концерт длился почти два часа. Песни звучали самые разные -
от старых, давно не звучавших в концертной программе ("Отчуждение", "Всё в
порядке" и т.п.) до нескольких новых, еще не записанных, одна из которых,
со звучным названием "Мегамизантроп", исполнялась впервые.
Слишком серьезно для клубной музыки, слишком надрывно для весеннего вечера,
слишком мощно для желания расслабиться... Почему-то в голову лезут сравнения с
воинами, самураями, усиливающиеся от красно-черных тонов. Красное и черное -
это вода и огонь, несовместные и неразделимые субстанции, а не только
чередующиеся полоски на пиджаке Борзыкина, немного старомодного покроя.
Не давал мне покоя этот пиджак... Придя домой я открыла "100
магнитоальбомов русского рока" А. Кушнира, и в начале статьи,
посвященной альбому
"Телевизора" "Отечество иллюзий", опознала полосатый пиджачок. Фотография
1987-го года.
Песня "Отечество иллюзий" в "16 тоннах" исполнялась.
Bill EVANS (1929)
Johnny HEARTSMAN (1937)
Barry MANN (1939)
Red LANE (1939)
Brian BENNETT (1940)
Carole KING (1942)
Johnny HARRIS (1947)
Bill EVANS (1958)