Holger Czukay спеллингует себя не через Ц, как думают про него западные немцы, и не через Ч, как полагают поляки. Он сообщает нам, что предки его родом с Украины, и фамилия его - Щукай. То есть Щукарь по-нашему, родственник шолоховского Деда Щукаря и звучного Деда Звукаря. Он родился 65 лет назад в Западном Берлине, и помнит, как через его город проходили советские войска, дававшие ему деньги. Он мечтал, чтобы они взяли его с собой в поход, но когда женщина-солдат подзуживала его ударить друга, он без колебаний "расстрелял" ее. А нынче он стоит за пультом и зажигает так, что нам остается только мечтательно вздыхать: "чтоб мы так тоже смогли в свои 65!" В преддверии московского концерта старого алхимика обидно небольшая группа журналистов собирается в гримерке, чтобы задать Холгеру пару-тройку вопросов.
Звуки.Ru: Хольгер, позвольте мне сказать, что мы горды тем, что
принимаем Вас в Москве. Что вы планируете играть сегодня? Будет ли это
программа с Вашего последнего диска The Millenium Show, или что-то другое?
Holger Czukay: - О, нет, к сожалению: ведь в Москву со мной не смогла
приехать U-She, с которой мы делали этот диск, поскольку она заболела.
Это очень меня печалит. Поэтому мне придется отказаться от нескольких вещей из
этой программы, хотя я буду использовать некоторые ее работы. Таким образом,
это будет некоторый микс самых разных моих вещей - начиная с 69-го года и по
сегодняшний день. Это не будет стройная программа. Я буду вести себя, скорее,
как dj, а не как музыкант - буду играть так, как диктует настроение.
Щукай всерьез полагает, что рекорд-компании состоят из мерзавцев и бандитов, и не желает иметь с ними никаких дел. Он не сомневается в том, что его собственный лейбл поможет в распространении его музыки больше, чем любая другая компания:
Holger Czukay: - Я считаю, что музыкальной индустрии предстоит остаться
в проигрыше: ведь техника шагнула так далеко вперед, что музыкантам совершенно
не обязательно иметь дело с лейблами, чтобы их музыку услышали. А фанатам проще
держать непосредственный контакт с музыкантами, и для этого лейблы тоже не
нужны. Я записал прекрасную пластинку с U-She, понес ее по рекорд-лейблам, и
никто из них - никто! - не заинтересовался. Я подумал: "Это - лучшее
доказательство, что не я должен приходить к ним, а они ко мне. Ошибка -
говорить кому-то "Я записал альбом, и вы можете купить его за углом". Надо
говорить: "Я записал альбом, и он вам не достанется ни в одном месте, кроме как
на моем сайте", к примеру. Интересно, что это имеет больше смысла, нежели
тратить кучу денег на промоушен и кучу сил на походы по лейблам. Ежедневно они
выпускают тонны CD, и на новые реагируют так (корчит уморительно брезгливую
мину): "Фу, очередной мусор!"
Я думаю, что у современной музыки в этих условиях есть два пути развития:
первый - download on demand, то есть возможность скачать музыку к себе на
компьютер или слушать ее у провайдера, а второй - презентация, когда слушатель получает настоящий подарок
от музыканта. Я не хочу идти по пути лейблов, которые делают музыку дешевой: я
предпочитаю сделать ее дорогой, но по-настоящему ценной для слушателя.
Звуки.Ru: Вы не работаете с лейблами - однако продолжаете ли Вы
работать с другими музыкантами? Интересно ли Вам это?
Holger Czukay: - Нет проблем! В настоящий момент я очень плотно работаю
с U-She. Я в полном восторге от нее - она умеет читать мои мысли, и с ней
вместе мы записали мой последний альбом. Это сама по себе интересная история: я
сидел себе в своей студии и просто упражнялся в освоении нового синтезатора,
подбирая разные звуки и мелодии. И тут она приходит и спрашивает: "Ты это
записал?" Я говорю: "Нет, а что?" Она говорит: "А можешь сейчас записать?" Я,
разумеется, взял и быстро записал. Она уходит, возвращается через некоторое
время - и приносит текст. Говорит: "Давай попробуем записать с текстом!" Итого
на создание и запись песни мы потратили 45 минут. Но еще месяц у нас ушел на
конечный вариант - и это была настоящая битва: "Холгер, мне не нравится твоя
гитара в этом месте!" - "А мне не нравится, как ты предлагаешь здесь вывести
голос!"
Что же касается других музыкантов... когда-нибудь я столкнусь с
необходимостью завести новый "живой" состав, полноценную группу, состоящую из
реальных "игроков". Однако со времен начала существования Интернета я пытался
создать группу, которая состояла бы из 10-20 музыкантов, и представляла собой
исключительно виртуальный состав. Некогда я встретил в Колони Дэймона Элбарна
из Blur, и он попросил у меня совета, что бы такого замутить. Я сказал:
"Если бы я был тобой, я бы сделал исключительно виртуальную группу, которой
вообще не существовало бы нигде, кроме как в воображении!" И вот проходит
год - и он создает Gorillaz!
Звуки.Ru: Записи Can во многом базируются на технологии звуковой редактуры, вокал там имеет опосредованное значение. А что вы скажете о творчестве U-She? Она ведь самостоятельный автор.
Holger Czukay: - Она вообще не создает "конечной" лирики. Это просто
перечисление тех вещей, которые ее интересуют и волнуют, фиксация: сижу с
друзьями, еду на машине... Это - образец принципиально нового мышления, new
Millenium, если вы понимаете, что я хочу сказать. Каковы приметы этого
Миллениума? Люди ведут себя свободнее. Мы - люди старого тысячелетия, и мы
склонны думать о прошлом и о будущем. Приметы нового тысячелетия - это всеобщее
ожидание первого клона. Это куски музыки, которые не имеют привязки ни к чему,
это другая психология. Представьте - вы приходите ко мне и говорите: "Холгер,
помнишь, мы с тобой вчера так славно поговорили за обедом?" А я вам: "Обед?
Какой обед? Вчера? Не знаю, не помню... Cо вчерашнего дня я встретил тысячи
людей, в точности похожих на вас, и я вас просто не помню!" Что бы вы сказали
на это?
Звуки.Ru - "Болезнь Альцгеймера"?
Holger Czukay: - Вот именно! А это значит, что людям хочется быть
узнанным, им хочется иметь имя, им хочется как-то выделиться. Пока еще.
Звуки.Ru: То есть Вы считаете, что уже имеет место новый тип мышления,
и что в таком типе мышления скрыто некоторое удовольствие?
Holger Czukay: - Да, это приятно, однако, с другой стороны, в той же
Германии множество родителей покинули своих детей - и этих детей ожидает
печальное будущее: ведь у них не было детства, и они не умеют мечтать.
Звуки.Ru - Не помню, какой классик сказал: "Тот, кто помнит прошлое,
владеет будущим"...
Holger Czukay: - Это был кто-то очень мудрый, я полагаю
Звуки.Ru: Слышала о ваших планах записать новый альбом с Доктором Уокером. А с Дамо Сузуки и другими
музыкантами CAN вы будете что-то выпускать, помимо архивных альбомов?
Holger Czukay: - Мы постоянно находимся в контакте с Дамо, и у него полно идей.
Сейчас он владеет собственным клубом, и он весь в этих проблемах, но... Это -
великий человек, и с ним потрясающе здорово сотрудничать. Ты никогда не сможешь
быть слишком сумасшедшим для него. А Дамо представляет собой воплощение идеи
свободной жизни. Это - типичный вневременной хиппи, несгибаемый, которого ничто
- ни семья, ни работа - не могут свернуть с его свободного пути. А Малькольм
Муни, напротив, всегда был артистом и обладал артистическим мышлением.
Замечательно, что мы начинали сотрудничать именно с ним: ведь если бы сначала
мы работали с Дамо, это не было бы так хорошо для Can... Художники - они
несколько более цельные люди.
Звуки.Ru: А почему, с вашей точки зрения, Дамо покинул Can?
Holger Czukay: - Он последовал своим представлениям о правильной жизни.
Он женился на девушке, которая прямо говорила: "Я намерена выйти замуж за
самого известного музыканта современности". Ну вот, он на ней и женился. И ему
больше не позволялось пить, когда он хотел, и не позволялось уезжать надолго на
гастроли, и у него появились дети и контракт с японским лейблом...
Звуки.Ru: Однако сам Дамо говорит, что ему не нравилось, что Can стал
популярной группой, журналы для тинейджеров стали интересоваться ей, и ему не
хотелось быть членом поп-группы... А вторая причина, которую он называл - что у
него было ощущение, что все самое лучшее он уже сделал.
Holger Czukay: - Не могу в это поверить. Ведь группа Can стала
популярной именно за счет пения Дамо! За счет его потрясающей
мелодичности, за счет его голоса!
Я не могу быть ни в чем уверенным, иногда я подумываю о возможности реюниона
группы. И, конечно, было бы интересно не просто играть старые песни, а сделать
новую программу. Когда я вернусь домой, я сделаю еще пару ремиксов для DVD... а
там посмотрим. Но мне думается, что, по большому счету, время Can уже ушло.
Звуки.Ru: Трудно ли Вам было начинать играть и записываться сольно?
Holger Czukay: - Это была необходимость - так что мне пришлось, вот и
все. Но у меня был прекрасный состав. Например, директор группы, которая позже
стала продюсером Мадонны.
Звуки.Ru - Ваши проекты - преимущественно электронные, вы осваивали электронику еще с "аналоговых" времен. Что вы
скажете по поводу современной электронной музыки? Интересно ли вам то, что в
ней происходит? Ваш опыт сэмплирования и лупов, использования нетрадиционных
инструментов и предметов при записи музыки достаточно обширен - не полагаете ли
Вы, что и в этой области все уже сказано?
Holger Czukay: - О, нет. Это наиболее важно для меня, и это очень
креативная среда. Дело в том, что когда я начинал играть в Can, я толком не
умел играть ни на одном живом инструменте. Я выбрал лупы и сэмплы, и играл
немного на гитаре, но без колебаний уступил ее коллеге, который играл лучше:
ведь гитара - это нечто, на чем следует уметь играть, потому что это слушают.
Но мне говорили: "Базис - это самая важная часть вашей музыки, то, из-за чего
вашу группу и слушают! Не заморачивайся на том, чтобы играть много - возьми
одну ноту и играй ее!" Вот так Can и стала такой "монотонной" группой.
Звуки.Ru: А что вы скажете по поводу сэмплов? Бытует мнение, что для
того, чтобы что-то сэмплировать, следует сначала это создать - а то, что делают
современные электронщики, - не более чем симбиоз с "настоящей" музыкой...
Holger Czukay: Сэмпл - это ни что иное, как фотография. У вас есть
весь мир, но вы смотрите в видоискатель и видите лишь какой-то кусочек
действительности. Маленький и незначительный. Но он может быть и началом, и
концом. В 1966-69 я делал лупы, просто разматывая ленту по комнате среди пивных
бутылок, резал ее на части и записывал заново... Сейчас все это гораздо проще,
конечно. Да здравствуют компьютеры!
Звуки.Ru: Если сэмплы - это фотографии, то что - живопись?
Holger Czukay: - Живопись - это что-то вроде композиции, что-то, к чему
требуется приложить руку. К примеру, многие профессиональные, хорошо
тренированные музыканты - такие, как джазовые музыканты - следуют за своими
руками. Руки их ведут. Но если у тебя нетренированное мышление, как у ребенка
(я отношусь к такому типу), ты относишься к этому совершенно иначе.
Я, к примеру, недавно
зашел в магазин музыкальных инструментов - и мне там понравился французский
рожок. Я тут же к нему потянулся: "Сколько стоит?" - и мне сказали: "Хольгер, ты
не можешь себе позволить это купить. Ты даже не знаешь, как на этом играть. Мы,
пожалуй, тебе его подарим!". И вот я прихожу в студию, беру этот рожок - и
пытаюсь играть на нем и записывать то, что получается. Я так и не научился на
нем играть. Но я играю, и люди будут совершенно точно над этим смеяться -
однако я знаю одно: нужно просто уметь вовремя остановиться.
Звуки.Ru - А зачем вы установили в свою студию веб-камеру?
Holger Czukay: - Мой американский приятель как-то сказал: "Хольгер, всем,
конечно, нравится видеть тебя на сцене, но людям интересно, что ты делаешь в
обычной обстановке: как ты играешь для себя, практикуешься, записываешься,
придумываешь музыку..." Поэтому я и поставил веб-камеру. Это довольно интересно,
и люди теперь могут общаться со мной таким вот способом. Кстати, там довольно
много посетителей из России.
Звуки.Ru: Ваш сайт - это рабочий инструмент, или, скорее, визитка?
Holger Czukay: - Он, конечно, мог быть и получше, но сейчас он вполне
ок. Там, между прочим, 96 фотографий.
Звуки.Ru - Вы общаетесь со своими посетителями?
Holger Czukay: - У меня очень специальные отношения с некоторыми из них,
и даже с одним человеком с Востока.
Звуки.Ru - Щукай - это же восточное имя?
Holger Czukay: - Украинское, если быть точным. Но мой дед, когда в
Германии царил фашизм, решил, что безопаснее будет доказать, что мы - истинные
арийцы, и нарисовал нам огромное фальшивое генеалогическое древо, гласящее, что
мы происходим от нормандцев и ведем свой род с 14 века. Оно было так прекрасно,
что никто даже не усомнился в том, что это подделка. Фамилия там была Щуринг -
датская. А когда я вырос, мама долго не желала мне об этом рассказывать... но
сестра таки рассказала, и я решил, что буду зваться Щукаем, потому что это имя
лучше отвечает моей внутренней сущности.
Звуки.Ru: Каково основное "послание" Ваших концертов?
Holger Czukay: - Enjoy!
Звуки.Ru: Вы не устали? Мы вас совсем замучали...
Holger Czukay: - Конечно, нет. Врать и играть музыку всегда приятно. Вам
надо помнить, что и то и другое я делаю с удовольствием - и никогда не говорю правды!
Дата рождения:
24 марта 1938
1966 – Родился Кристоф Шнайдер aka Doom, барабанщик группы Rammstein. Не смотря на суровое прозвище, Шнайдер слушает всё, что кажется ему интересным на данный момент, например Coldplay или Мадонну »»
Joe TAYLOR (1921)
Kit LAMBERT (1935)
Carla BLEY (1936)
Eric BURDON (1941)
Susan STENGER (1955)