Стараниями музыковедов-леваков в мозги публики вколачивается нехитрая мысль:
нынешнее состояние Zdob Si Zdub - реакция шоу-бизнеса на бездрайвовую
манерность рокапопса, продукт сгибания драйвового коллектива под радиоформат... и
попытка искусственным образом создать устойчивый гибрид Игги Попа с
Гораном Бреговичем. Интересное рассуждение, в котором однако, анализ
доминирует над синтезом.
Если бы действительно речь шла о устойчивом, пускай даже и искусственном,
гибриде хард-кора с романтикой - игра бы действительно стоила свеч. Иной
винигрет хорош именно своей ядреностью: вспомните хотя бы каких-нибудь
забубенных Skindred. Проблема в том, что группа, в полном
соответствии с заветом Джеймса Бонда, эти ингридиенты взбалтывает, но не
размешивает. Это не обязательно плохо, ибо в такие моменты Здобы начинают
отклоняться в совсем уж неожиданные стороны, что хорошо демонстрирует данное
коллекционное издание.
Первый альбом "Hardcore Moldovensc" (1997) был еще вполне себе
экстремальным релизом, хотя в наиболее ударных треках вроде "Zdubii Batety
Tare" элементы народных плясовых уже прослеживалось. На Tobara Noastra
(1999) парадоксальным образом происходят как синтез хардкора и фолка в
равных пропорциях, так и расслоение оных на фракции - и если высокоградусная
рок-наливка "Nunta Extremala" способна свалить с ног даже возросших на
мексикансом самогоне чуваков из Molotov, то медляки "Draga Otee" и
"Maria Blues" звучат совершенно в духе старых молдавских ВИА вроде
Оризонт или Контемпоранул, и хороши всем, кроме забоя, которого
тут почти нет. Да, на
"Maria Blues" гитарист старается вовсю, но в том же Контемпоранул молодой
Валерий Гаина порой откалывал номера и поядреней. Зато здесь есть
внятные истории вроде "Цыган и НЛО" с прекрасными цитатами из саундтрека
"X-Files". Однако на альбоме
есть и совершенно чудовищные идиотские рок-н-роллы вроде "Музыка", невесть
зачем включенные группой в разряд суперхитов. Как ни странно, именно "Музыка"
более всего напоминает работы вышеупомянутого Бреговича - правда, периода
аляповатого харда группы Бьело Дугме, причем не лучшие. Да, это явно
кризисный для группы период, но выкручиваются ребята с блеском.
На "Agroromantica" от хард-кора остаются лишь отдельные ошметки и
клочки, а синтез оного с фолком и молдавской эстрадой происходит лишь на "Бунэ
Диминяца". Да и то, если заменить звучащий здесь дисторшн на аккуратный
старенький фуззи-квак - эстрада эстрадой (что в принципе отлично, если конечно
помнить о том, что современная попса к эстрадным традициям никакого отношения
не имеет). Роман Ягупов практически перестает рычать и вопить, у него
прорезается вполне пристойный голос, интонации становятся все более
лиро-эпическими, а обрамление (гармоничные хоры и аккуратная реверберация) -
удивительно благородным. Наконец во время исторического джема с Иван
Купала перед публикой на короткое время материализуется старая несбыточная
мечта человека советской эпохи о некоем идеальном фольклорном ВИА, полностью
свободном от совковых загрязнений.
Так что не стоит вносить Zdob Si Zdub в список жертв шоу-бизнеса. Пока что
группа, пройдя огонь хардкора, воду фолка и медные трубы радиоформата,
выскочила на давно непаханом по уму вокально-инструментальном поле. Если
музыканты продолжат обрабатывать новоприобретенное поле с истинно роковым
драйвом - их
звезда закатится еще не скоро.
Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София...
Подробности из жизни:
Zdob Si Zdub (Здоб & Здуб) - группа, которая стала визитной карточкой маленькой, но очень гордой днестровской республики. В самом деле - что первое приходит на ум при слове "Молдавия"? Не София Ротару же?
Здубий батец таре. То бишь Здубы играют весело и громко. Их музыка - это действительно гремучая смесь. Откровенно фолковые структуры песен, играемые на всяких совсем неконвенционных инструментах, после первых 30 секунд звучания получают подкрепление в виде тяжелых, как совесть Влада Дракулы, риффов. Неторопливые удары бас-гитары увесистей, чем аперкот Железного Майка (не Науменко). Под такое просто нельзя не заниматься head-banging-ом с частотой ударов не ниже 50 кГц. Но главнее все-таки дикая, цыганская залихватскость, с которой все это исполняется. Вокалист Роман Ягупов поет с безумным пафосом деревенского гуляки, и ноги сами собой пускаются в пляс. Иногда ребята уходят в чистый хардкор, в последнее время больше чисто фолковых моментов. Есть и лиричные песни (например, Драга о…
1969 – Состаялся гитарный батл между Джими Хендриксом и Питом Таунсендом из The Who. Хендрикс победил »»
Derek BAILEY (1930)
Дмитрий МАЛИКОВ (1970)
Adam LAMBERT (1982)
Илья ФРИДМАН (1988)