Ан таки и фиг тебе, товарищ! Не перевелись у нас светлые головы на плечах.
Терем-квартет - это минималистический состав инструментов (домра, домра
альт, баян, домра малая, балалайка-контрабас) филармонического качества. (Домра
- это такая балалайка с круглым кузовом, кому не видно.) Исполнители они
аутентичные - то есть форму народной русской музыки блюдут
неукоснительно, и даже пришлой скрипочки, не то что какого-нибудь
электрического инструмента, здесь нога не ступала, - но уж зато содержание
распирает во все мыслимые и немыслимые стороны, как фантазия математика
Лобачевского. И вот в тех немыслимых местах, о которых подозревал Николай
Иванович, сходятся, казалось бы, несходимые партитурные линии.
О том, как
играют на домре и балалайке песни "Проводы казаков" или
Коробейников", говорить вряд ли стоит, а вот признай в них, балалайке да
домре, Бетховен свою "Элоизу", подивился бы поди, пуще Маркса от
русского коммунизма. И столь органично получается у "Терем-квартета"
классику в русское крестить, - не аранжировать, нет, а именно что будто
по-новому рожать - словно "Ave Maria" так и лилась испокон века над
Вологодщиной, как масло с блинов по усам. Именно что они аутентичные
исполнители русского способа музыкальной мысли, даром что исполняемые пьесы от
"Кармен" Бизе до родных стенаний и вечнотерпения (это те, если помните,
что у нас песней зовутся) - за какую, самую "Маленькую ночную серенаду"
не возьмутся - все один Китеж-град из-под струн возводят.
Русской музыке чужда половинчатость или какая-то умеренная рассудительная
середина: или тебе "Коробейники" да хулиганско-колядная "Фолк-рок
фантазия" или уж "Траурный" да "Сиротский марш". Минор так
минор, гулять так гулять. Вот взять хоть бы "Besame Mucho", да
переложить под баян с руссиш струнно-щипковыми - и выйдет музыкальный анекдот
потешный: ну, чистые "Подмосковные вечера". Но минора, разумеется,
больше. Хотя, хотя... Набившая оскомину и утомившая слух талмудическая (в том
смысле, что ее 10000 лет, не меньше, изучать надо) русская душа тем и
примечательна, что там, где дыру работой залатать можно, она уничижительным
самобичеванием занимается, "Совок-с, де!", а в самой черной безнадеге
место для самоиронии найдет.
Вот и последний альбом Терем-квартета с весьма самоироничным названием
"Русские страдания"
подтверждает догадку, что, мол "страдальцы (русские)
от того страдают, что живется им во всех отношениях хорошо". И то правда. Вот
взять, скажем, фугу ре-минор Баха - и можно ее, при желании, превратить
в здоровую несерьезность жизнелюба. Или композиция?2 с означенной пластинки,
"Соната Патетико-меланколико", всем серьезная композиция, не лишенная
известной доли патетики. Ан глядь, вроде как и мордочка рогатая проглядывает
скабрезная, вот и поди разберись, смеяться нам, иль быть в печали. Так вот
русская песня тем и хороша, что в ней и то, и другое для нашего здоровья полезно.
А вот что еще в Терем-квартете хорошо, так это незамкнутость: хотим - классику на народный ряд переложим, хотим - в народный синкретизм как мать родила рядимся, а захотим - авторскую импровизацию чего угодно изваяем нерукотворную, вот хоть, "Никулиану", представленную на II-м и III-м дисках Антологии, составленную из знакомых с детства мелодий раз и навсегда любимых комедий. Или "Песню с востока" с Русских страданий взять, где домра как ситар звучит - нерукотворно! Вот вам и шок, и трепет в одном флаконе.
И все же вернемся к тому, с чего начали. Единственная беда подобной музыки, в нашем случае, - это русская НАРОДНАЯ музыка в академическом исполнении, ее чистопробная салонность и страшная удаленность от НАРОДА. И несмотря на то, что занимаются творчеством не для себя, а для чего-то другого только подонки, искусство все же должно принадлежать народу. Потому что в противном случае народу вместо искусства принадлежит что-то другое.
Антология. Том 1
Антология. Том 2
Антология. Том 3
Русские страдания
1966 – Родился Кристоф Шнайдер aka Doom, барабанщик группы Rammstein. Не смотря на суровое прозвище, Шнайдер слушает всё, что кажется ему интересным на данный момент, например Coldplay или Мадонну »»
Joe TAYLOR (1921)
Kit LAMBERT (1935)
Carla BLEY (1936)
Eric BURDON (1941)
Susan STENGER (1955)