"Целевая аудитория" этого двойного компакт-диска с внушительным оглавлением (32
песни) - не фанатичные, углубленные "фолкеры", а простые зажиточные труженики
жизни, забредшие в субботу на "новую "Горбушку" прикупить "чего-нибудь для
релаксации", или внезапно по выходе из кинотеатра вдохновившиеся творчеством
Толкиена. Основную часть компиляции составили, увы, песни, не имеющие к
кельтской традиционной и шотландской или ирландской народной музыке 18-20 вв.
никакого отношения вовсе, или имеющие отношение весьма опосредованное: en masse
это типичные "муви саундтрекс" стилизованные под кельтскую традицию. Стилизация
тоже проходит с большей (Лорена МакКеннит "The Mystic's Dream" и
"Skellig", Майре Бреннан "Eirigh Suas A Storin", Шонед
О'Конор и The Chieftains "Factory Girl") или меньшей степенью
удачливости и аутентичности. Из всех возможностей кельтских свирелей, дудочек,
бодранов и т.д. создатели пластинки предпочли изданную синтезатором протяжную
ноту волынки, аккомпанирующую не менее протяжному женскому голосу в
трогательном лиричном миноре. Кстати, львиная доля вокальных партий на "The
Celtic Circle" отдана на откуп слабому полу.
Некоторые имена и вовсе притянуты в "кельтский круг" за уши. Единственным
приходящим на ум объяснением их появления в этом кругу может служить их
ангажированность вкупе с известной долей романтизма в музыке. Видно у
составителей совершенно не нашлось возможностей включить в "сборник кельтской
народной музыки" ни группу Cruachan, ни пьяного "главного ирландца всех времен"
Шейна МакГована, ни гуру The Dubliners, ни даже каких-нибудь завалящих The
Pogues. (С миру, в пределах лейбла, так сказать по нитке.) Мы уж умолчим о
героях ЦДХ Slua Si, а то как бы настоящие русские ирландцы с досады не плюнули
в экран.
Все сказанное, однако ж, вовсе не разумеет некачественность выставленного
товара. Классная группа Nightwish, спору нет, и композиция "Sleeping
Sun" из тех, что берут за душу темными ненастными вечерами, когда люди от
Ольстера до Мунстера собираются вместе посидеть, попить "Гиннеса". Единственное
- не имеет никакого отношения к теме собрания. С таким же успехом Мария Кац
могла бы представлять традиционный русский фольклор на конкурсе "Евровидение".
То же самое относится к Within Temptation и совсем уж
нежданной-негаданной "Who Wants To Live Forever".
В еще большей степени наш спорный необъективный тезис следует
распространить на тексты песен, в лучшем случае относящим слушателя к
голливудски-средневековым аллюзиям на артуровские темы. Но в семье народов не
без ирландца. Есть же, например, "Последняя битва Кухулина" Джефа
Джонсона и Брайана Даннинга, в которой коварные сыновья Калатина,
возможно, все-таки отрубили голову свирепому уладскому герою. Возможно -
потому-что это инструментальная композиция, кстати, одна из самых подвижных на
первом диске, с тонкими, уладскими, конечно же, свирелями и намеками на
компьютерный вариант бодрана.
В список "исключений" (читай, собственно "кельтских" песен) следует также
добавить Алана Стивела с песней на больную ирландскую тему "Brian
Boru", под банджо и с ритмом перкуссии, как раз характерной для "клубной"
(сиречь "пабной") ирландской музыки. И Анне Эбрел с Гилем Лебигом
("Ar Galon Digorr") к нему в компанию.
Резюме: амбиентная музыка для людей, чья молодость состоялась тогда, когда
словечко "амбиентность" еще не натекло в словари отечественной прессы из
западных журнальчиков.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)