Оказывается, можно много лет любить кого-то - и не знать об этом; и лишь прощаясь, попытаться удержать в памяти то чудное, золотое и прекрасное, что случилось с тобой, и что ты даже не успел понять. Так пел польский автор Grzegorz Turnau, но сейчас речь пойдет не о нем. 12 февраля 2003 года в клубе "Б2" прошел последний концерт группы Вежливый Отказ.
Они, кажется, всегда были на сцене. Их ломаные ритмы, их странные голоса и
нервные абстрактные тексты - были всегда. Теперь они останутся лишь на
пластинках. Многие из бывших на этом концерте знатоков не хотят в это верить,
убеждая (меня? себя?): что ты, этого не может быть, сейчас они дадут прощальный
тур, потом пропадут на несколько лет, а потом - вуаля! - появятся с
какой-нибудь концептуально новой программой или назовут состав иначе. Они
обязательно вернутся. Как Мамонов или Наумов. Или как Карлсон,
который живет на крыше.
Но я вообще-то предпочитаю верить людям, когда они прощаются.
Вечер открыл поэт Гор - автор большинства известных текстов
ВО. Чудовищно, гипертрофированно заикаясь, он сказал так: "Я хотел
поздравить группу с концом ее существования и началом настоящей жизни. Все
участники группы обрели свой статус в этой жизни, и я рад за них. В принципе,
мне жаль, что у вас не будет больше такой группы, но..." (дальше гласные и
согласные стали тянуться с такой ужасающей медлительностью, что кто-то в
публике не выдержал и закричал "Спасибо!". Гор улыбнулся и облегченно
сказал "Правильно!".)
Резкий удар по струнам - Роман Суслов с ходу декларирует:
"Я хочу сегодня просто петь,
Чтобы мне стало легче..."
("Портрет")
Но легче ни ему, ни нам не будет: расставание тем тяжелее, что играет состав,
как ему это свойственно, безупречно. Их
сыгранность, их тонкое чувство ритма, их потрясающая музыкальность - почему это
вдруг стало не нужно? Слушая эти вещи, ловлю себя на том, что могу пропеть
примерно 2/3 песен - рядом стоят люди и шевелят губами... Где мы были все эти
годы, почему сейчас клуб набит народом под завязку, а еще год назад такой
концерт ВО был в Москве рядовым событием?..
Программа составлена из материала практически со всех альбомов группы - от
"Пыли на ботинках" до "Косы на камень". Следом за
иронично-бытовым "Помощником" ("Ведь поэт - безвредное существо, раз
употребляет вещество") идет целая обойма песен, назвать которые хитами не
повернется язык. Под них никогда не тянуло ни танцевать, ни подпевать. Да и
рефлексировать не тянуло. Просто - немо восхищаться. Раздумчивая "Несу я
украдкой", артистичная "Жаль" - вызывают массу воспоминаний и эмоций,
но все еще впереди. Темп увеличивается. Разнузданное, слегка экстатическое
веселье песен "Рок Энд Ролль" и "Родной язык" сменяет почти
панический ужас, скрытый в суматошном "Городе":
Глупые люди!
Бегите! Бегите на волю!
Скрывайтесь в лесах!"
Вот скроется Суслов в лесах Тульской губернии - что мы делать-то будем...
Оставив нас размышлять над этим вопросом, группа удаляется на перерыв.
Второе отделение - медленнее, медитативнее. Начав с изобретательно-воздушного
Икара" и
несказанной красоты "Вальса", ВО плетут волшебную паутину слов и
междометий, струнных переборов и легких касаний клавиш. Горько-любимое
Встречное движение ("Игра
в мяч"), "Марина", менее известные песни-рассказки "Лев Николаич
Толстой" и знаменитые рэгги... На сусловское "Скажи мне нет, скажи мне
да - сейчас, или никогда" нет и не может быть ответа.
Они прощаются.
Благодарят тех, кто был с ними все эти годы. Благодарят своих музыкантов и
авторов - сколько прекрасных людей и великолепных музыкантов попало в разное
время в орбиту этой группы... Они благодарят нас. За что, спрашивается, нас благодарить?...
Звучит "Летаргический сон": "Вечный рассвет - нет-нет-нет, побудь со мной!".
Без пафоса, без траурных маршей, без выспренных речей на сцене Б2 завершилось нечто
несоразмерно большее, чем концерт.
1948 – В Детройте в семье священника родился Винсент Фурнье, ныне известный как Alice Cooper - первый шок-рокер мира »»
1975 – Родилась Натали Имбрулья - австралийская поп-певица и актриса.начала карьеру в сериале "Соседи", продолжает - в мировых чартах »»
Alice COOPER (1948)
Kudsi ERGUNER (1952)
Natalie IMBRUGLIA (1975)
МУЛЬТФИЛЬМЫ (1998)