"Сегодня это как бы та же колыбелька, которую поставили в угол комнаты. Не
то, чтобы пройденный этап, но, по крайней мере, того интереса и той любви,
которую эта группа вызывала раньше, уже нет. Чем станут Beatles в
будущем? Да, пожалуй, что ничем..." - откровенничали в далеком 1991 году
музыканты Ночного Проспекта. Часто именно те, кто демонстрирует направо
и налево свое равнодушие к проблеме, впоследствии открыто встают в позицию "vs".
Означенное в заглавии противостояние похоже на благотворительные турниры типа
"Боно против Гарри Капарова" или "Элтон Джон против звезд
Уимблдона". Понятно, что и Боно и Элтона сделают всухую, однако даже на такой
бред находится свой платежеспособный потребитель. Так и здесь - фирма "Exotica"
начинает и не кончает. Драка затеяна ими, но на продажу выставляется другая
сторона. "Exotica Versus"? Скорее "Exotica Next: Beatles For Sale". Но, как
говаривал МС Паниковский, уже дороже. Коллекционеры кавер-версий и
ремиксов купят оба диска и поставят на полочку, как заезжий турист -
изображенные на обложке матрешки. Может быть, даже не слушая. Матрешки - очень
точное графическое выражение того, что скрыто под обложкой. Никому на фиг не
нужно, но на что-то похоже и даже вроде как товарный вид имеет.
Кто же они, титаны, для которых эта музыка - нечто вроде поставленной в угол
колыбельки? Наверное, они пошли дальше своих учителей, и могут поглядывать на
них уважительно, но свысока - как Пушкин на старика Державина.
Увы, увы, увы.
Удивительно, но во-первых, при прослушивании возникает ощущение, что кредиты на
обложке безбожно врут слуху. Такое ощущение, что и "And I Love Her" (KSP
feat. Smilla, а потом и Nuts For Squirrel), и "While My Guitar
Gently Weeps" (S.P.U.L.), и "Strawberry Fields Forever" (Art-Group
Ubic) сделаны одной группой. Не слишком хорошей, кстати. Все четыре
вокалистки ухитрились спеть в одной и той же вяло-мороженой манере типа
"седьмая вода на киселе от Die Happy". А большинство инструментальных
композиций (например "Here Comes The Sun" Fractal Heads или "Hey Jude"
DUB TV) напоминают баловство с тон-банками дешевых полупрофесиональных
"расчесок" вроде "Casio" или "Yamaha". Как изготовитель на подобной аппаратуре
караоке-версий песен Sparks для вечеринок, я удрученно вынужден
константировать - даже в таких условиях можно проявить бездну фантазии. Чего от
подавляющего большинства представленных здесь исполнителей, которы, наверняка
все-таки боле приличную аппаратуру юзали, ждать не приходится. А ведь сами
Beatles, как бы не старались в последние годы фальсифицировать историю и
выставить их, как "первый в истории шоу-бизнеса бой-бэнд" моложежные журналы и
сварганивший очередную версию "Yesterday" Dr.Tikov, до 1967 года ваяли
свои творения в убогой четырехканальной студии.
Во-вторых, было бы логично, что хоть кто-нибудь из авторов ремиксов возьмет на
вооружение ту энергию, что выгодно отличала песни Beatles от работ других
исполнителей биг-бита 60-х, и, к примеру, сварганит из "Tomorrow Never Knows",
которая сама по себе звучала весьма современно и танцевально, вовсе что-нибудь
забойное в духе Prodigy. Хрена лысого. Ремиксы Copy и Tauna
Haemma на эту песню - все та же "касиотоновская" халява, да и вообще,
большую часть ремиксов впору использовать в качестве рекламы валиума. Некоторые
номера звучат настолько вяло, что возникает один-единственный закономерный
вопрос: как это самим исполнителям не в лом заниматься настолько сукчными
делами. Слушая засыпающий на ходу при исполнении "Back In USSR" Ночной
Проспект, понимаешь: да, рановато они отставили в угол пресловутую колыбельку.
Выспаться хорошенько им бы явно не помешало.
В-третьих, спеть хуже тех, кто специально вокалу не учился, надо постараться.
Абсолютно всем участникам проекта это удается с блеском. Напомним: никто из
битлов не обладал от природы какими-то особыми вокальными данными и не посещал
музыкальных школ. Все, что у них было - это возможность работы над собой.
Возможность, блистательно прое...нная всеми без исключения представленными
здесь исполнителями.
На закусочку - несколько баек для любителей тяжелого звука. Есть такая компания
туалетных шуткарей под названием Bloodhound Gang. Они в середине каждого
своего выступления вставляют промеж обычных своих эм-ти-вишных хитов эдакие
показательные выступления, на которых наглядно поясняют народу, как они
производят свои хохмы из огрызков чужих сочинений. А заодно и стебутся над
конкурентами. Так вот, согласно одному из таких "мастер-классов", сделать
истерику а-ля "Sweet Dreams" в версии Marylin Manson можно из любой
песни. Так что вышеупомянутые S.P.U.L ("While My Guitar Gently Weeps")
пролетают мимо кассы дважды. Второй пролет - по части гитарного звука. В
оригинале авторская задумка Харрисона и uncredited помогавшего ему
Клэптона состояла в том, чтобы заставить гитару плакать безо всякого на
то перегруза. Впрочем, 7B в непонимании идеи оригинала при создании
римейка все той же многострадальной "And I Love Her" заходят еще дальше. Столь
упорными в собственном идиотизме при исполнении этой песни не были даже
анекдотические Boney Nem. Что для клоуна Немоляева прикол, для
этих отморозков - долгая и серьезная работа. Диагноз ясен.
Не всех героев знает страна. Не помнит она имени того приколиста, что склеил
вступление и концовку "She Loves You", сделав джингл для институтской
радиостанции. Зато более занудная и менее качественная возня Brothers In
Mind с теми же склейками в "Taxman" теперь издана на этом диске. Пожелал
остаться неизвестным и тот предприимчивый мистификатор, что аккуратно наложил
некогда в домашней студии на запись "Norwegian Wood" органолу и перкуссию,
удачно выдавая потом получившийся шедевр на неизвестную запись "самих". Зато
Nuclear Losь сыграли поверх "Word" пердящую по всем шести струнам
гитару, корявый слэповый бас и кастрюльные ударные. Ни на что приличное не
похоже, зато типа "прикольно". Забыты имена тех экспериментаторов, которые,
пытаясь понять, "как же оно у них все устроено", искали в наушиках и с
секундомером вожделенное место склеек в "Strawberry Fields Forever" или "A Day
In The Life". А потом пытались при помощи двух бытовых кассетников переклеить
эти песни по-своему. Зато добрая половина участников проекта режет, клеит и
производит иные франкенштейновские опыты при помощи мощных компьютеров и кривых рук.
Противников фирмы "Exotica" никто не учил музыкальной грамоте. Никто не покупал
им дорогих музыкальных инструментов. Наконец, в их эпоху не было ни цифровых
синтезаторов, ни пригодных для написания музыки компьютеров. В связи с этим
команда "экзотов" выглядит настолько убого, что даже обидно. Вы будете
смеяться, но единственный по-настоящему интересный трек на все два составляющих
сборник диска - ремикс продюсера проекта Алексея Борисова на
единственную у Beatles принципиально антимузыкальную, что твой синяк из
мультика "Yellow Submarine", композицию "Revolution N#9". Симптоматично, черт возьми.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)