Где та любовь, которой так много? Та любовь, которой так много в каждом кадре
черно-белых фильмов? Не отвечай, знать не хочу. Канула в черно-белую дыру сорок
третьего. Начало прекрасной дружбы, конец надежд. Ничего не осталось - только
желание говорить цитатами, только рюмка коньяка в руках, черно-белые тени на
стене, черно-белая московская зима, легкая ирония, модные клубы, модная музыка.
Евгений Гришковец, нынешний синоним слова "мода". Он просто выходит на сцену и
начинает говорить, а ты сидишь и краснеешь: откуда он столько про меня знает???
Да, просто выходит на сцену и говорит. На этот раз говорит под музыку, с
группой Бигуди, двое парней - один с гитарой, другой - с синтезатором, оба по
совместительству - преподаватели философии. И девушка-ангелочек в гольфиках,
солистка той же группы, с волшебным голосом, по совместительству - жена
Гришковца. А за ними - "Касабланка" на большом экране, черно-белая любовь сорок
третьего, без звука. А в зале - ты, с коньяком в руках, предновогодний и растерянный.
Так склеилось, совместилось - Гришковец с "Бигудями" стали лучшим саундтреком к
"Касабланке". Разве мы обычно слушаем, о чем там говорят герои черно-белых
фильмов? Мы сами додумываем их диалоги.
- Пистолет направлен тебе в сердце.
- Это мое самое неуязвимое место.
Неправда: уязвимое. Болит и смеется, слушает, узнает. Смотрит на любовь,
которой так много в каждом кадре черно-белых фильмов. Отслеживает невероятные
совпадения саундтрека с фильмом, - как будто Майкл Кертиц в своем 43-м держал
перед глазами расшифровку монологов Гришковца, думал, как бы это все
совместить, кричал на Богарта: "Да ты офигел, у него же там будет пауза,
понимаешь - па-у-за! Смотри в камеру! На слове "любовь" вы должны
поцеловаться!" А когда Гришковец произносит "слеза", на экране плачет Ингрид
Бергман. А когда говорит "Да в пробке я стою, ну где я еще могу быть", - на
экране едет машина. А когда говорит о такой музыке... ну, понятно.
Весь - как это назвать? концерт? мелодекламация? модные штучки? - весь вечер
оказался этой вот цитатой: "Сыграй еще раз, Сэм". В "Касабланке" такой фразы
нет, но именно по ней все помнят этот фильм.
Гришковец со своими монологами - несуществующая цитата из культового фильма: ее
все знают, но никто не может воспроизвести точно. И не надо.
Ты только что обнаружил, что у тебя еще есть сердце, - где-то в горле, в груди,
где-то вот здесь, потрогать можно, - и все это оттого, что человек вышел на
сцену и кинул в тебя наспех слепленным "здесь и сейчас". Музыка неизменна -
простые повторяющиеся фразы. Тени на экране вечны, это всегда будет началом
прекрасной дружбы. А то, что произносится, - это только для тебя, это только
сейчас так, в эту минуту; держи скорее, глотай, а то растает. В следующий раз
будет по-другому, горше или слаще, или вообще не будет.
Куча народу выходят на сцену и читают стихи под музыку, и шепчут что-то под
музыку, и говорят: "Я". У очень немногих получается так, что ты в зале тоже
слышишь - "Я". За Гришковцом ты еще и повторяешь: я. Как это получается?
Действительно, можно подумать. Как будто не из Калининграда приехал, а прилетел
с другой планеты, Альфу Центавра знаешь? - тамошние мы, - надсмотрщиком или там
соглядатаем. И вот рассказывает, читает донесение своим - про нас. Про
девочку-выпускницу, которая все ждет, когда на выпускном балу, на море, в
голове заиграет такая музыка. Только такая. Зачем-то Альфе
Центавра нужно знать именно про эту девочку, как та ждет юношу с холодными
глазами, или ходит по улицам, а из машины на нее смотрят липким взглядом.
Зачем-то Альфа Центавра хочет слушать донесения про такую музыку. Или
про сигареты, - что курить вредно, и дорого, и бессмысленно, но узнать это
можно лишь купив пачку сигарет. Бессмысленно, - думает Альфа Центавра, - это
важная информация, бессмысленно. Или Гришковец читает про Новый год, что вот ты
специально бежишь в магазин заранее, чтобы подарки купить, а туда, в магазин,
оказывается, весь город приехал за подарками, они все тоже решили - надо
заранее. И публика ежится, она не далее как вчера вся, в полном составе,
пыталась заранее. Альфе Центавра это тоже интересно. Вот Гришковец и
зачитывает. Откуда он знает? Откуда, откуда. Подглядел, подсмотрел, прожил твою
жизнь, догадался, что каждый из нас однажды ехал по шоссе, а в ресницах
застряла слеза, и из-за нее от каждого фонаря - длиииинные такие лучи, длинные. Длинные.
Догадался, что если рассказывать все что угодно со сцены, особенно если при
этом улыбаться смущенной интеллигентской улыбкой, особенно если рассказывать о
каком-то неважном совсем, о своем, вот о том, что Новый год скоро, или о
ресторанах, - то все замолчат, повернутся к тебе, прислушаются. Даже вот тот
дядька, который изо всех сил выпендривается перед вон той теткой, ведет себя
по-хамски, выкрикивает что-то. Даже он, услышав про то, что лучшую картошку
жарила бабушка, на сковородке - не выпускают сейчас таких сковородок, - и что
стилизации тут неуместны, - ахнет, забыв выматериться: "Откуда он это знает??"
Откуда, откуда. Их там так пи*дят, на Альфе Центавра, так пи*дят...
Да ладно, брось. Мы одни во вселенной. Нет никакой Альфы Центавра, это
соседский ребенок по ночам рисует звезды на стекле твоего телескопа. Нет
никакой любви, кончилась, разлюбила, вышла замуж, уехала в другую страну,
улетела от тебя в сорок третьем, навсегда. Ты жил-жил, и вот дожил до своих
двадцати, или двадцати пяти, или тридцати, или тридцати пяти, или сорока; и
время проходит, проходит - смотри, вот и совсем прошло. Осталось только
немножко коньяка, человек улыбается на сцене, снег, легкость, желание говорить цитатами.
Сыграй для меня, как ты играл для нее.
Сыграй еще раз, Сэм. И пусть это будет
такая музыка.
Только такая.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)