Есть такое выражение: "Редко, но метко!". Видимо, именно этим принципом руководствовались в этом году, составляя график своих выступлений в столице, уральские горцы из группы ЧАЙФ: московских концертов в их расписании не встречалось довольно давно. Однако уже 20 и 21 декабря блокада будет нарушена, и в ДК Горбунова состоится "двойной" концерт группы. А в преддверии этого события два Владимира - Шахрин и Бегунов - мельком побывали в столице, причем цель их визита покажется многим весьма неожиданной: музыканты приняли участие в съемках программы из нового цикла передач телеканала "Культура", посвященного... авторской песне. После прилета до начала съемок у них оставалось еще несколько часов, которыми я и воспользовалась, чтобы спокойно поговорить с лидером группы, - Владимиром Шахриным, что называется, "за жизнь".
Звуки.Ru: - Для начала, поскольку ваш день был сегодня посвящен авторской
песне, поговорим
об этом. Вы ведь когда-то начинали, слушая Окуджаву, Высоцкого, Визбора...
Владимир Шахрин: - Высоцкого! В большей степени, конечно, я слушал
Высоцкого, потому что у
меня папа его очень любил, и у него часто играли его песни. И я из его записной
книжки - а него был отвратительный почерк! - переписывал слова этих песен: А
еще у меня в классе был такой Женя Барац, и я сейчас только, спустя много лет
узнал - а в школе нам это было просто "до лампочки" - что его папа был
"светило" кардиологии, очень крупный профессор в этой области. Так вот у них
дома был хороший магнитофон и хорошие записи Высоцкого, и это первое, что меня
интересовало тогда. Мы приходили к нему, крутили эти записи, вместе
переписывали слова. А потом я понял, что слова словами, но нужно суметь еще и
саккомпанировать, и я попросил отца, чтобы он научил меня играть именно на
семиструнной гитаре. Поэтому я практически в оригинале в свое время исполнял
Высоцкого, потому что он тоже играл на 7-струнке, и мне это было ближе. Даже
когда у нас появился первый ансамбль, я начал там играть на бас-гитаре, потому
что я просто не умел на шестиструнной!
Звуки.Ru: - А сейчас сможешь на семи?
Владимир: - Конечно! Вообще оказалось, что русская семиструнная гитара
по строю
очень похожа по строю на традиционную "черную" блюзовую гитару - там такой же
ре-мажорный настрой, первые четыре, или даже пять, струн звучат так же, как и в
блюзовых гитарах. То есть от романса до блюза, в общем, недалеко, как
оказалось! (улыбается) И вообще вся музыка, в принципе, имеет одни корни, один
"голосовые связки".
Звуки.Ru: - Ну, с Высоцким все понятно, а кого-нибудь из нынешних бардов слушаешь?
Владимир: - Ну, я не скажу, что я часто слушаю бардов, но я никогда не выключаю,
когда играет дуэт Иваси, мне нравится их абсолютно позитивный настрой.
Еще я помню, что никогда много не слушал Митяева, но мы года два назад с женой
были в Австрии, и у нас был длинный ночной переезд на автобусе. Ночь, снег... И
девушка-гид, ностальгируя по России, поставила кассету Митяева. Это было
настолько уместно, что я понял: у этого человека есть
ощущение гармонии! При том, что оно абсолютно современное, я вижу, что он
вкладывает деньги и в рекламу, и в видео - то есть живет в этом мире, понимает,
что мир меняется, нравится нам это или не нравится, ты можешь или принять эти
условия игры, или "остаться на перроне, а поезд уйдет"... Так вот, Митяев
двигается в этом "поезде".
Звуки.Ru: - Мне как-то приходилось слышать, что вас, Гарика,
Шевчука и
других типичных
представителей "русского рока" определяют как некую не очень мелодичную версию "бард-рока". Скажем,
Tequilajazzz - уже несколько другое...
Владимир: - Да, их под гитару не сыграешь! (улыбается) "Русский рок" -
это то, что
можно сыграть под гитару. В принципе, корни, безусловно, надо искать в
бардовской песне. Все наши песни написаны, придуманы под одну гитару. В
принципе, они самодостаточны, то есть их можно спокойно спеть только под
гитару.
Я так могу спеть "Псы с городских окраин",
допустим, хотя она, казалось
бы, достаточно жесткая, рок-н-ролльная вещь, но для меня это не будет
проблемой! Или электронная версия была сделана "Черных дыр" в нашем последнем
альбоме "Время не ждет", но я и ее могу сыграть под одну простую гитару,
и для
меня она будет иметь точно такое же воздействие. Это просто упаковка меняется,
а содержание-то уже придумано. У многих современных рок-н-ролльных групп песни
очень зависят от саунда, от аранжировки, от звука
- их можно сыграть только так, и никак иначе. Хип-хоп без грув-бокса, без
ритмики просто нереален! Прочитать так без этих барабанов невозможно, хотя,
может быть, кто-то и умеет это делать - я в этом небольшой специалист.
(улыбается)
Что же касается нас... Когда мне, например, говорят, что это уже не
рок-музыка, я отвечаю: "Да ради Бога! Я не знаю, в каком мы жанре поем. Мы
работаем в жанре песни, мы просто сочиняем песни!" И бардовская музыка - это, в
первую очередь, песни!
Звуки.Ru: - А ты не задумывался, что когда-нибудь на ваших песнях,
возможно, будут
учиться так же, как на песнях Высоцкого?
<
Владимир: - Да это и сейчас уже происходит. Периодически встречаешь
людей, которые
пишут письма, приходят на концерты, и они говорят, что первое, что их
"зацепило", была группа "ЧАЙФ". Они попали на концерт, и их мир перевернулся,
и я понимаю, что со мной в свое время произошло вначале то же самое. Услышав
записи Высоцкого, мне захотелось "говорить" под гитару о каких-то сокровенных
вещах. И потом это произошло после прослушивания концертных записей Rolling
stones, когда я сказал: "О! Вот она форма, которая мне интересна!" Вот это
содержание - Высоцкий - потому что мне интересно, о ЧЕМ он говорит, а когда я
послушал "Роллингов", то мне стало интересно, КАК это говорят! Вот это и есть,
в принципе, составляющие группы "ЧАЙФ". Я надеюсь, что когда-нибудь и мы станем
чьей-то составляющей. Да, у них может быть другая форма, но им понравится, что
можно говорить вот так, что можно петь позитивные песни. Они могут быть
грустные, веселые - неважно, но изначально они с некоей позитивностью, любовью
к жизни и с чем-то светлым в конце всегда - для меня это очень важно.
Звуки.Ru: - Именно это вам помогает так долго держаться на плаву? В чем
секрет долголетия
группы "ЧАЙФ" и прочих коллективов, начинавших 15-20 лет назад?
Владимир: - Знаешь, я в каком-то фильме недавно, не помню точно, или в книге
какой-то прочитал одну очень хорошую фразу, и эта мысль мне очень понравилась.
Мысль о том, что мы живем в одноразовое время - одноразовое питание,
одноразовая посуда, одноразовая мебель, одноразовые бутылки, стаканчики,
одноразовая музыка, одноразовые друзья - все! Поэтому появляются хорошие
коллективы, но видно, что одноразовые! Вот он сделан под эту песню, под этот
проект, под некий имидж - отработали, выбросили через полгода! Я думаю, что
группы старой закваски и закалки являются ценным "натурпродуктом". Они
натуральные! Нравится вам редька с огорода, или репа, или не нравится - ты же
можешь это сказать? Ну, потому что она же натуральная, выращенная, не
искусственная! Можно очень красивый, в полиэтиленовой упаковке запечатанный,
купить виноград или персик какой-нибудь, а ешь его - он безвкусный абсолютно!
Вот и тут то же самое.
К примеру, у нас в Екатеринбурге 13-го января, на Старый Новый год, будет
проходить такой достаточно интересный фестиваль Старый новый рок - такой
очень позитивный, веселый... И сейчас вот уже 3 месяца идут отборочные
выступления молодых групп из города и области: они играют на местном
телевидении примерно по 3 песни, потом это дело обсуждают, и зрители сами
выбирают, кто войдет в число 25 групп, которые будут играть на фестивале. Я
присутствовал при этом, очень много групп отсмотрел...
Звуки.Ru: - Это будут только свердловские коллективы?
Владимир: - Ну, в принципе, дороги никому не закрыты, просто они не
знают об этом
никто. (улыбается) Конечно, в перспективе мы бы хотели, чтобы этот фестиваль из
регионального вырос в общероссийский, что-то наподобие пермско-кунгурского
"Rock-Line", видимо. Хотя наш будет проходить именно один день, и поскольку
Новый год, то он будет очень светлым. Три сцены будут работать одновременно:
одна большая сцена - это "мейнстрим", другая сцена - тяжелой альтернативной
музыки, и внизу будет сцена с акустической музыкой.
Так вот, что касается молодых групп... Я понимаю, что они отлично выглядят, у
них хорошие инструменты, они очень хорошо, легко и свободно держатся на сцене,
играют... Они все очень точно знают, КАК, они не знают, ЧТО! Нет содержания!
'Упаковка' великолепна, а мурашки у меня по коже ни разу не побежали, когда я
слушал. Я был в ужасе, я думал, что неужели это просто другое поколение, другая
музыка?..
A HREF=/P/P/1290>
Я очень не люблю слушать всякие кассеты, и когда мне их дают, я думаю
всегда: "За что мне это? Я приезжаю домой, я хочу слушать мою любимую музыку!
Почему я должен слушать эти, в основной своей массе, очень "сырые" и
неинтересные записи?" И тут мне звонит моя мама и говорит: "Вова, тут вот моя
бывшая соседка по коммуналке, называет ее по имени-отчеству - мы с ней всю
войну прожили в соседних комнатах, мы с ней все прошли, это почти наши
родственники! И у нее есть внук, учится в 9-м классе, вот кассета, она просила
послушать". Я не смог отказать маме, взял эту кассету, она потом несколько раз
перезванивала, спрашивала, послушал ли я, а мне все не до этого было... В
конечном итоге, я втыкаю ее в магнитофон... Три отличных песни! (восхищенно)
Херово сыгранные, просто абсолютно херово, но отличные, искренние - я прямо
себя сам почувствовал девятиклассником! Я понимаю, что в 9-м классе я
чувствовал точно так же - отлично! То есть они есть, эти мальчишки, - просто
по-другому они теперь смотрят вообще на музыку, на рок-н-ролл. Сразу смотрят -
а кем бы мне стать, когда я вырасту? Можно, конечно, таксистом стать, а можно
звездой рок-н-ролла - тоже не херово! (улыбается) А что для этого нужно?
Таксистом если - машина нужна, гайки там крутить... А звездой рок-н-ролла - да
просто на гитаре поиграть песенку какую-нибудь. А какую песенку люди слушают? И
они вычисляют, рассчитывают... Очень многие идут к этому делу, делая какие-то
определенные шаги...
А это тот жанр - вообще музыка, искусство - когда правил нет! Мы смотрим
на великих скрипачей или виолончелистов. В принципе, ведь все играют на
скрипке, виолончели, и все, условно говоря, играют одно и то же произведение
Моцарта или Вивальди - но появляются Ростропович, Коган - те, кто те же ноты
играет "по-великому". Поэтому здесь не это главное, просто нужно точно
понимать, что главное - это содержание. Если у тебя есть ЧТО
сказать, то КАК это сделать - это уже придет с опытом, и продюсеры тебе
подскажут, в конце концов. Главное все-таки - это ЧТО!
Звуки.Ru: - Мне как-то Олег Гаркуша говорил примерно об этом же. Просто
вы, в свое время,
начинали заниматься музыкой ради удовольствия, в качестве хобби, что
называется, 'в свободное от основной работы время', особо не задумываясь о
деньгах и славе. А нынешнее поколение музыкантов хочет сразу всего и много...
Владимир: - Ну, где-то так, да. Вот ко мне приходят парни молодые,
приносят что-то и
спрашивают: "Как, мол, нам дальше быть? Концерты, гастроли?" - А кто вам
мешает-то делать концерты в своей родной школе, институте? - "Нет, нам хочется
афишы, кассы..." - Ах, вы шоу-бизнеса хотите? Ребята, так называйте вещи своими
именами! Вы хотите в шоу-бизнес попасть? Так это нормальный бизнес - то же
самое, что продавать шоколадки, печенье, не знаю, сталь, трубы там, еще
что-то... Так покажите - где ваш товар? А хочет ли народ купить этот товар? Не
хочет? - ну,
извините! Ты можешь долго доказывать всем, что твоя мама делает самое вкусное
печенье, но никто не хочет его покупать: все будут покупать отвратительные
печенюшки в "Макдональдсе".
Если сравнивать с 80-ми годами... Никто из нас денег не хотел - ни
ДДТ, ни "ЧАЙФ" - нам просто хотелось играть! Нам играть не разрешали
то, что мы хотели, а деньги - это уже само собой потом получилось. Ну, начали
платить за то, что ты любишь - зашибись! Я понимаю, что если мне сейчас
перестанут платить деньги за то, что я люблю делать, то я буду заниматься
чем-нибудь другим. Вот мы сейчас новую базу делаем себе репетиционную, и я хожу
каждый вечер стены красить. Мне нравится это! Просто до десяти вечера крашу,
весь в краске прихожу домой - клево! И я понимаю, что я буду красить, получать
деньги, но играть то, что мне хочется. Ну, будем два раза в месяц собираться -
для меня в этом трагедии не будет. Вот если мне запретят играть мою музыку, вот
это будет трагедия! А деньги платить не будут - да ерунда, я еще здоровый
мужик, заработаю!
Звуки.Ru: - Ну, пока вам еще не запретили. Что нас ждет на
грядущих концертах
в Горбушке?
Владимир: - Мы задолго никогда программу не придумываем. Вот недавно на репетиции
думали - а что мы давно не играли? Мы сами уже не помним, что мы играли на
последнем концерте в Москве. Горбушка - это некая все равно отправная точка, мы
от нее все время что-то "отматываем". Нам нравится этот зал - он идеальный для
рок-н-ролльной группы: по количеству людей, по звуку, по атмосфере, по всему -
на данный момент это эталон концертов в нашей стране! Поэтому мы, в первую
очередь, хотим сделать, чтобы нам самим было интересно. Это как в "Мимино":
"Если мне будет приятно, то я тебя так прокачу, что и тебе станет приятно!"
Поэтому нам кажется, что если мы сделаем интересную для себя программу, то мы
так всех "прокатим", что всем будет хорошо!
Безусловно, мы сыграем новую песню "За полшага", может быть, еще
одну
новую: Но все уже знают, что большого количества новых песен на концерте от
нас ждать не стоит, потому что мы считаем это неправильным. Я думаю, что в зале
присутствует от силы два десятка человек, которые хотят услышать новые песни,
остальные приходят, чтобы услышать то, что они любят. А у группы 'ЧАЙФ' за 17
лет настолько до фига этих песен, что можно три дня подряд играть разные песни,
и потом все равно найдутся люди, которые скажут: "А че ж вы не сыграли вот эту
мою любимую?"
Песни должны сначала появиться, люди должны их узнать и
захотеть! Наше глубокое убеждение: главные люди в зале - это публика, а не
артисты, поэтому нужно, чтобы они захотели что-то слушать.
Дата образования:
29 сентября 1985
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)