Не очень понятно, какими словами лучше начать рецензию: то ли
"давным-давно", то ли "давно пора". "Пыльная
быль" - первый альбом коллектива, впоследствии известного как
Сплин. То есть он и тогда уже был "Сплином", но, по
словам самого Александра Васильева, в момент записи "Пыльной были"
название уже было, а вот группы еще не было.
Так вот, давным-давно, уже почти девять лет назад, "в атмосфере строжайшей
секретности" был записан альбом из двенадцати треков. Позже к нему был
дописан бонус-трек про рыбу без трусов.
К чему была секретность - поди пойми теперь. Альбом по-питерски хорош и зануден: легкий налет гребенщиковской пасторальности сочетается с грязным
звуком очередного поколения питерского подполья. Разборки с великой
литературой, столь характерные для русского рока вообще и для умных инфантилов
в частности, здесь вполне изящны: мне, мол, сказали слово, я и заплел его в строку.
Уже по "Пыльной были" стало понятно, почему группа взяла свое
название не из "Евгения Онегина", а из Саши Черного. (Конечно, если
предположить, что музыканты читали Пушкина). Пушкинское "Недуг, которого
причину / Давно бы отыскать пора, / Подобный английскому сплину, / Короче:
русская хандра / Им овладела понемногу..." - слишком вялое для рок-музыки. И
когда это, скажите, кто из рокеров "застрелиться, слава богу, попробовать
не захотел"?
Это только попсовик на вопрос: "Тебе плохо, Винни, тебе плохо?" -
томно ответит: "Да, Пятачок, мне нехорошо". (И - угрюмый, томный, -
продолжит "появляться в гостиных".) Настоящий рокер - это тот, кто в
ответ радостно заорет: "Мне? Плохо? Мне вообще пи*дец!" А Саша
Васильев - это тот, кого вообще нет смысла спрашивать о таких глупостях. Все и
без вопросов понятно, трогательно и мило. "Он пел, и стpока его текла /
Печально, как чеpная pека".
Вот примерно так и у Саши Черного, поэтому Васильев поет эти стихи с мрачной
убедительностью: "Как молью изъеден я сплином / Посыпьте меня нафталином,
/ Сложите в сундук и поставьте меня на чердак, / Пока не наступит весна".
Весна обязательно наступит, Пятачок. Спасибо детям цветов - это они научили нас
верить в весну. Если вслушаться в последние альбомы "Сплина", станет
ясно, что музыканты так и остались веселыми растерянными людьми "из города
длинных волос", несмотря на всю свою альтависту. Куда мы денемся из этого
сундука, да еще с ножом в спине и вертолетом за окном?
Давно пора было выпустить первый альбом "Сплинов". Инфантильный,
наивный, прекрасный. Странные оркестры бродят в голове моей. Мы гадали на
мертвом цветке Хиросимы. Поверь, я рисую, что вижу.
А на обложке, где раньше желтела луна, теперь лежит медведик. Это тот самый,
который живет в стихотворении Саши Черного про сплин. Тот самый, который сосет
пальчики лап, и у Саши Черного спит в "зимней спячке", а у Саши
Васильева - в "нежной спячке". И именно этого медведика в последующих
альбомах "Сплина" будут старательно ронять на пол, отрывать ему лапу,
давать покурить, выпить, поесть таблеток и чего-нибудь еще. А потом, может,
поймут, что лучше было оставить его в сундуке еще в 1994 году. Я его, пожалуй,
брошу, потому что он хороший. Слишком уж... невинный какой-то.
Дата образования:
27 мая 1994
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)