МУЗЫКА  10 коробок в подарок

Предновогодний обзор бокс-сетов и подарочных изданий: от Афекса Твина и Тори Эймос до Talking Heads и TV on the Radio

Как всегда в декабре, вместо новых альбомов в магазинах - сплошь делюксовые бокс-сеты и супер-мега-переиздания, настойчиво просящиеся под елку (хотя бы и собственную). Не уставая поощрять расточительность во имя музыки, Звуки выбирают лучшие новогодние подарки, появившиеся на магазинных полках за последние месяцы.

The Doors "Live in Detroit"

Дл начала воздадим должное довольно бессмысленному, но порой способному приятно удивить бастарду Record Store Day - ноябрьской "черной пятнице". В этом году список выпущенных по случаю Black Friday пластинок вышел особенно невыразительным, зато на улице поклонников The Doors, из года в год бомбардируемых концертниками все более сомнительного качества, в кои-то веки праздник. Записанный 8 мая 1970 года и занимающий четыре LP "Live in Detroit" - лучший архивный релиз группы за пару вечностей. Как рассказывается в буклете бокс-сета, в этот вечер The Doors плюнули на curfew и играли на час дольше, чем обычно, завершив шоу эпической 17-минутной версией "The End" (невероятно, но в истории группы подобное случалось нечасто). Качество записи на высоте, не подкачало и оформление бокс-сета - в общем, немудрено, что его цена на Discogs уверенно ползет вверх (чего не скажешь о большинстве RSD-релизов The Doors).


Talking Heads "Talking Heads: 77"

Пары подобающе нарядных переизданий - на трех CD и двух LP - дождался, наконец, дебютный альбом великой нью-йоркской группы, участники которой помирились после многолетних пререканий и тут же всерьез занялись собственным архивом. На CD, как обычно, больше материала: помимо горсти ауттейков и альтернативных прочтений, это запись концерта Talking Heads в CBGB через считанные недели после выхода пластинки и ее аудиофильская версия на Blu-ray. Но для отличного подарка хватит и существенно более дешевого (бывает же!) винила классического черного или новогоднего зеленого цвета, где хрестоматийный дебют дополнен не менее каноническими ауттейками вроде "Love --> Building on Fire" или акустической версии "Psycho Killer" с Артуром Расселлом (Arthur Russell) на виолончели.


TV on the Radio "Desperate Youth, Blood Thirsty Babes"

А вот, например, юбилейное переиздание дебютной пластинки Talking Heads этого века - не такой влиятельной, но тоже блестящей и очень нью-йоркской группы, не напоминавшей о себе почти десять лет, но на днях вернувшийся с концертами - правда, без Дэвида Ситека (David Sitek). Разумеется, прозвучали на этих концертах и хайлайты "Desperate Youth, Blood Thirsty Babes" - альбома, оседлавшего тогдашнюю волну постпанк-ривайвла с необузданной грацией, которая сделала классикой инди-рока нулевых будущие, еще более эффектные записи TV on the Radio. Дополненная несколькими ауттейками (включая как минимум один грандиозный, "Dry Drunk Emperor") и выпущенная тиражом в 2500 копий на красном виниле, эта версия альбома имеет все шансы стать ультимативной - и коллекционной.


Aphex Twin "Selected Ambient Works Volume II"

В категории "value for money" мало какое из недавних переизданий сравнится с классикой эмбиента вообще и Ричарда Д. Джеймса (Richard D. James) в частности - особенно если знать, за какие бешеные тыщи продавались на Discogs первопрессы "Volume II". По случаю 30-летия альбома он занял аж четыре LP (вместо изначальных трех), обзавелся тремя бонус-треками (два из которых дебютировали на физических форматах) и был переиздан на так называемом "биовиниле", что пугало многих, но оказалось ложной тревогой: звучат пластинки превосходно. При большом желании можно потратиться на делюкс-издание в дубовой коробке (примерная стоимость - 700 долларов США), но бокс-сет без изысков продается за божеские по теперешним меркам 40-50 - которых он определенно стоит.


Nils Frahm "Paris"

Если Афекс Твин - живая легенда, то Нильс Фрам - современная суперзвезда эмбиента: без вывески sold out не обходится, кажется, ни один концерт композитора, минувшим летом аж шесть раз сыгравшего в лондонском Barbican Hall. Записанный понятно где (на его обложке красуется круассан) и вышедший в начале декабря "Paris" - не первый live-альбом Фрама, но если предыдущие тщательно собирались из концертных фрагментов, то этот увековечил отдельно взятый вечер, 21 марта 2024 года. Сыгранное по следам сразу двух студийных релизов, эмбиентного четырехтомника "Music for Animals" и фортепианных этюдов "Day", это шоу находит время и на них (ранняя кульминация вечера - связка из "Right Right Right" и "Briefly"), и на старые пластинки (особенно удалась гипнотическая, под стать названию, "Spells" c одного из EP трилогии "Encores"), и даже на совсем новую вещь "Opera". Веский (2LP, 84 минуты) аргумент в пользу скорейшей покупки билета на какой-нибудь концерт Фрама.


Tori Amos "Diving Deep Live"

В один день с "Paris" вышел новый концертный альбом Тори Эймос - исполненный, что интересно, по схожему методу: не greatest hits (такие концертники у Тори уже выходили), но всякой твари по паре. "Diving Deep Live" был записан во время растянувшегося на пару лет и сотню шоу тура в поддержку последней студийной пластинки Эймос "Ocean to Ocean", но из тамошних песен сюда угодил одна (титульная), тогда как львиную долю трек-листа составляют deep cuts с альбомов в диапазоне от "From the Choirgirl Hotel" до "Native Invader" и би-сайды разных лет, включая самый лучший - ладно, мой любимый - из них, "Ruby Through the Looking Glass". Так называемые хиты (вроде "Cornflake Girl" и "Silent All These Years") тут тоже есть, но это не принципиально: ценнее то, что альбом - детальный портрет теперешней Тори (ее голос с годами неминуемо изменился) и ее группы, в которую входят игравший со всеми на свете барабанщик Эш Соун (Ash Soan) и подрабатывающий "музыкальным директором" Эймос басист Джон Эванс (Jon Evans). CD-версия "Diving Deep Live" дополнена четырьмя бонус-треками, двойной винил дороже, но и красивее.


The National "Rome"

Самым последним - в минувшую пятницу - в представительный ряд совсем новых концертных альбомов пристроился "Rome" всеми любимых sad dads из штата Огайо. Несмотря на то, что дискография группы насчитывает чертову тучу концертников, выпущенных под RSD, для ее фан-клуба или еще с какой-нибудь прикладной целью, это первая широко доступная live-антология The National - их нервную, расхристанную концертную энергию передающая вполне правдоподобно. Тут, конечно, многовато песен с их последних, более или менее проходных альбомов и явно не хватает вещей калибра "Pink Rabbits", "Light Years" или хотя бы "About Today". Но поклонники The National будут довольны, а всем остальным адресована здешняя концовка, за полчаса между "Murder Me Rachael" и "Terrible Love" доходчиво объясняющая, почему поклонников у The National так много. Ах да, записывалась пластинка в римском амфитеатре имени Эннио Морриконе (Ennio Morricone), а ее самая обстоятельная версия - на трех LP цветов итальянского флага - уже стала раритетом.


Portishead "Roseland NYC Live 25"

В отличие от остальных обозреваемых переизданий, это вышло еще весной - но о таком сокровище не грех и напомнить. Речь по-прежнему об одном из лучших концертных альбомов всех времен и жанров, но теперь его можно услышать от первой до последней ноты: "Sour Times" и "Roads" звучат в оригинальных версиях из Нью-Йорка (а не альтернативных - с других концертов того же тура), а за "Undenied", "Numb" и "Western Eyes" теперь не надо ходить на YouTube или к полке с DVD. Переизданный на красном виниле, "Roseland NYC Live" звучит лучше, чем когда-либо, и выглядит не хуже. Среди бонусов декоративного свойства - постер и копия VIP-пропуска в ныне закрытый Roseland Ballroom, принимавший гостей в диапазоне от Мадонны (Madonna) до Леди Гаги (Lady Gaga), но вечер 24 июля 1997 года в свою историю вписавший особенно незабываемо.


Four Tet "Live at Alexandra Palace London, 24th May 2023"

Под конец года удостоился физического релиза один из лучших концертников последних лет - дебютировавший на стриминг-сервисах прошлой осенью двухчасовой live-альбом, демонстрирующий великого британского электронщика на пике формы и без оглядки на его новую аудиторию, привыкшую видеть Four Tet в компании Skrillex и Fred again.. в местах типа нью-йоркского Madison Square Garden и фестиваля Coachella. Такого Кирана Хебдена (Kieran Hebden) - играющего не DJ-сет, а собственную музыку с недавних и страшно крутых альбомов "New Energy" и "Sixteen Oceans" (не говоря уже о классике с "Rounds" или "There Is Love in You") - теперь увидишь нечасто и мало где, так что ради "Live at Alexandra Palace London" стоит разориться. А разориться тут придется: вручную пронумерованный бокс-сет с шестью (очень длинными) треками на трех LP стоит дороже черной икры.


Various Artists "Even the Forest Hums: Ukrainian Sonic Archives 1971-1996"

Наконец, никак нельзя пройти мимо этой удивительной компиляции - очередной удачи авторитетного архивного лейбла Light in the Attic, набравшего хороших (да что там - выдающихся) украинских записей на один компакт и две пластинки (черного или желто-голубого цвета). Фанк, psych, диско, джаз, эмбиент - преимущественно инструментальная музыка разных жанров (и, как следует из названия, лет), но феноменально высокого качества. Про многие из этих треков в жизни не догадаешься, что они из Украины, про каждый хочется сказать что-то отдельное, но не хватает матчасти. Судя по фотографиям на Discogs, интересными подробностями щеголяет упитанный буклет роскошно оформленной пластинки - которая с каждым стримом все настойчивее просится под мою елку.


Автор обзора - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

17.12.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: