МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов октября

Кайли, Трики, Pixies и GY!BE - в обзоре главных пластинок месяца

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.

The Smile "Cutouts"

Невероятно, но факт: впервые с момента их сенсационного дебюта под новой вывеской - на виртуальном Гласто в разгар ковида - есть ощущение, что возможно, The Smile и впрямь стоило бы притормозить. Это не значит, что третий альбом могучего пауэр-трио плох (или уныл, или беден на запоминающиеся моменты). Проблема в том, что это не столько альбом, сколько плейлист, причем довольно бездушный: включенные в "Cutouts" десять треков можно слушать по порядку или в режиме shuffle - не изменится от этого ровным счетом ничего. Впрочем, если безотлагательно классических песен калибра "The Smoke" или "Bending Hectic" на "Cutouts" нет, то песен хороших или как минимум интересных здесь, как обычно, хватает.

"Tiptoe" щеголяет струнными The London Contemporary Orchestra, неизбежно напоминая недавние саундтреки Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) и Тома Йорка (Thom Yorke). "Foreign Spies" - мечтательная синтезаторная баллада в духе того, что Йорк обычно записывает соло. "Zero Sum" c яростными саксофонными соло и упрямыми упоминаниями, of all things, "Windows 95" - очередная демонстрация мат-роковой ипостаси трио. Интереснее других вышла прог-роковая "Colours Fly" с засматривающимся на восток Гринвудом. Лучше других - "Bodies Laughing", прямолинейная по меркам The Smile и да, очень радиохедовская баллада, название которой дебютировало онлайн почти 20 лет назад... [подробности - в рецензии Звуков]


Pixies "The Night the Zombies Came"

Монстры альтернативного рока, когда-то вдохновлявшие юных Йорка и Гринвуда, а минувшим летом заменявшие The Smile в лайнапах некоторых европейских фестивалей, когда Джонни занемог, отказываются сбавлять обороты. В очередной раз сменив басистку (теперь неблагодарные сравнения с Ким Дил выдерживает Эмма Ричардсон из Band of Skulls), на днях Pixies объявили даты очередного турне, где один концерт в каждом городе будет посвящен исполнению канонических "Bossanova" и "Trompe le Monde" от первой до последней ноты, а другой станет "классическим сетом Pixies", включающим песни с "The Night the Zombies Came". Заслуживают ли они того, чтобы встать в один ряд с "Caribou" или "Debaser"? Конечно, нет - но и полной потерей времени девятую полнометражную пластинку Pixies не назвать. Подобно другим выпущенным после реюниона записям группы, она грешит отсутствием фокуса и саморедактуры, но иногда - как в "Hypnotised" или "Oyster Beds" - голос Блэка Френсиса (Black Francis) или гитара Джоуи Сантьяго (Joey Santiago) вдруг берут высоты, хотя бы сравнимые с уровнем "Bossanova" или "Trompe le Monde".


Kylie Minogue "Tension II"

Куда эффектнее вторую (или третью? или пятую?) молодость переживает Кайли Миноуг, год назад совершившая камбэк в духе Шер (Cher) благодаря награжденному "Грэмми" суперхиту "Padam Padam" и выпустившая свой, может статься, лучший альбом "Tension". Если бы Миноуг была Дуа Липой (Dua Lipa), ей бы сейчас прилетело за дефицит лора и повторение пройденного, но у Кайли куда более солидный кредит доверия, а скоропалительность сиквела играет ему на пользу: "Tension II" можно считать новым альбомом, а можно - коллекцией ауттейков (благо многие из здешних песен предназначались для потенциальной делюкс-версии "Tension"). Тут нет второй "Padam Padam" (а где она есть?), а кантри-диско "Midnight Ride" при участии Diplo и Орвилла Пека (Orville Peck) - явный перегиб даже по меркам всезнающих стриминговых алгоритмов, но это резвая, современно звучащая (стараниями примерно двух дюжин продюсеров - вам, Coldplay, и не снилось) поп-пластинка, избранные эпизоды которой наверняка пригодятся грядущему мировому турне Кайли.


Soccer Mommy "Evergreen"

Прежде чем приступить к работе над своим четвертым альбомом, Софи Эллисон (Sophie Allison) пережила "серьезную личную потерю" и сделала выбор в пользу менее амбициозного и "более органичного" продакшна. Как следствие, на "Evergreen" стало меньше экспериментов и больше струнных, а традиционные для записей Soccer Mommy приветы 1990-м передаются в этот раз не Шерил Кроу (Sheryl Crow) и Lilith Fair, а Эллиотту Смиту (Elliott Smith) и, представьте себе, его однофамильцу Роберту ("Abigail"). Все это чуть менее убедительно, чем на вышедшей на заре пандемии и все еще лучшей пластинке Софи "color theory", но по-прежнему впечатляет - и мелодиями, и рифмами, а иногда ("Driver") и риффами. Все-таки каким бы деликатным и интроспективным ни казался порой авторский почерк Soccer Mommy, в душе она всегда было немного Кобейном.


Goat "Goat"

Вернувшись в форму на прошлогодней пластинке "Medicine", еще недавно угрожавшие уходом на покой шведские язычники обновляют дискографию третий октябрь подряд. В хеллоуиновские плейлисты шестая студийная пластинка Goat просится и названиями песен ("One More Death", "Zombie"), и уже привычным вайбом разухабистого фолк-хоррора. А, впрочем, та же "Zombie" отчасти обязана классике Фелы Кути (Fela Kuti) не только названием, но и звучанием, вечеринка в стиле афробит продолжается на идущей следом "Frisco Beaver", а превалировавший на "Medicine" психоделический фолк регулярно уступает место географически гибкому гаражному року. Кульминация пластинки - это, как всегда у Goat, ее финальный трек, раскаленный котел ритмов и влияний, в котором весело варятся фанк, хип-хоп и огрызки киномузыки прошлого века.


Klô Pelgag "Abracadabra"

Эта рубрика редко обращает внимание на франкофонные записи, а зря: одна только канадская провинция Квебек - бездонный кладезь талантов, слишком часто остающихся ее тщательно охраняемым секретом. Урожденная Клоэ Пеллетье-Ганьон (для Квебека подобное имя - что-то вроде Кузьмы Петрова-Водкина) благоразумно выбрала куда более оригинальный сценический псевдоним Klô Pelgag, и ее музыка - ему под стать. Ее предыдущая пластинка угодила в шорт-лист Polaris Music Prize (канадского аналога Mercury Prize), и есть подозрение, что аналогичное достижение должно быть прожиточным минимумом "Abracadabra". Это мелодичный, богато аранжированный арт-поп с акцентом на прежде спорадически использовавшиеся Klô Pelgag синтезаторы: так, вероятно, могла бы звучать выучившая французский Кейт Буш (Kate Bush) начала 1990-х. Явный хайлайт - устраивающая поход на Пер-Лашез "Jim Morrison".


Tess Parks "Pomegranate"

В одной из моих любимых категорий "Mazzy Star месяца" (а, может быть, и года) красиво побеждает пятая пластинка канадки Тесс Паркс, когда-то взявшейся за гитару под впечатлением от концерта Oasis, переехавшей в Лондон и подписанной лейблом Алана МакГи (Alan McGee) - чтобы много лет спустя притвориться неопсиходелическим Ноэлом Галлахером (Noel Gallagher) во включенной в "Pomegranate" балладе "Koalas". Прекратив многолетнее сотрудничество с основателем Brian Jonestown Massacre Антоном Ньюкомбом (Anton Newcombe), Паркс нашла нового брата по оружию в лице мультиинструменталиста и продюсера Руари Миэна (Ruari Meehan) и, откровенно говоря, только прибавила. Здешний - густой, туманный, заторможенный даже по меркам никогда никуда не спешившего жанра - подвид дрим-попа напоминает Mazzy Star, которых отремикшировали The Orb и отредактировала повестка дня: в песне под обманчиво программным названием "California's Dreaming" Тесс прямым текстом сообщает, что "This California dream is a fucking lie".


Theis Thaws "Fifteen Days"

Мимо всех радаров промахнулся новый альбом урожденного Эдриана Тоуса, также известного как нечаянный родоначальник трип-хопа Трики (Tricky) и уже давно переезжающего из одного европейского города в другой (подробности - в его недавно переведенной на русский автобиографии "Ад за углом"). В последнее время Трики базируется во Франции, где он и познакомился со своим очередным малоизвестным единомышленником, парижским продюсером Майком Тайсом (Mike Theis). "Fifteen Days" - их лаконичная (всего 25 минут), но доходчивая коллаборация, в которую успели вписаться еще одна француженка Роза Рокка-Серра (Rosa Rocca-Serra) и пара новичков ведомого Трики лейбла False Idols. Большая часть пластинки - это мрачная электроника, заставляющая вспомнить антимейнстримовые записи Трики конца 1990-х, зато альбомный хайлайт "Ladybugs" неуловимо похож на "Wicked Game" Криса Айзека (Chris Isaak).


Godspeed You! Black Emperor "NO TITLE AS OF 13 FEBRUARY 2024 28,340 DEAD"

Предыдущая пластинка GY!BE вышла в разгар пандемии, оказалась одной из лучших в истории великой монреальской группы (и всего построка) и завершалась безмятежным инструменталом, звучавшим не как еще одно апокалиптическое пророчество, а как что-то вышедшее из-под пера Йохана Йоханнссона (Jóhann Jóhannsson). Все альбомы Godspeed, вышедшие после их воссоединения в 2010 году, грозно намекали на то, что все будет плохо, и демонстрировали группу, забиравшуюся на все новые и новые пики формы. Тем более обескураживает то, что на своем безымянном восьмом LP дождавшиеся безысходности и тлена GY!BE чуть ли не впервые в карьере впали в ступор: озаглавленные капслоком 10-минутные мини-оперы все еще бьют под дых, но как будто вполсилы, более-менее разгоняясь только в концовке. За злющей "PALE SPECTATOR TAKES PHOTOGRAPHS" следует первый в дискографии группы сингл "GREY RUBBLE - GREEN SHOOTS", местами напоминающий, страшно сказать, "Гражданскую оборону", а лучшим альбомным треком фанаты GY!BE дружно сочли спрятанный на виниле эмбиентный бонус.


Альбом месяца
Kelly Lee Owens "Dreamstate"

За десять лет на виду Келли Ли Оуэнс успела предстать во многих амплуа: экспериментальной электронщицы, сочинительницы эрудированного эмбиент-попа в традициях Бьорк (которую она, было дело, ремикшировала), большого автора в шкуре DJ - вплоть до неблагодарной роли опенера Depeche Mode. В разные годы Оуэнс сотрудничала с Дэниелом Эйвери (Daniel Avery), записывалась с Джоном Кейлом (John Cale) и честно переиначивала - а не нагло передирала! - самую востребованную в этом веке песню Radiohead, но моя любимая из ее записей - это все же "Luminous Spaces" Джона Хопкинса (Jon Hopkins), семь минут упоительной предковидной эйфории, во многом предвосхитивших очередной поворот карьеры Келли. Возглавив каталог основанного барабанщиком The 1975 лейбла dh2 и использовав ассисты Bicep и The Chemical Brothers, Оуэнс не изменяет своему бренду мечтательного техно-попа, уже знакомому по "Inner Song", но выводит его на новый уровень. Оставаясь превосходной вокалисткой, теперешняя Келли все еще способна на деликатный оммаж Кейт Буш ("Rise"), но ее любимое оружие - вызывающие приступы беспричинного счастья бэнгеры вроде "Love You Got", "Sunshine" и "Higher". Ни одного проходного трека, ни одной лишней минуты, одна из лучших электронных - да и не только - записей года.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

04.11.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: