МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов сентября

London Grammar, Нилюфер Янья, Tindersticks и Jamie xx - в обзоре главных пластинок месяца

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них. Поскольку октябрь начался с, возможно, главной альбомной пятницы года, о новых пластинках Coldplay и The Smile мы поговорим без промедления, со дня на день, а пока - топ-10 сентября.

London Grammar "The Greatest Love"

Давние любимцы "Прослушки" выпустили четвертый альбом, на котором окончательно зацементировали найденное на дебютной пластинке 11-летней давности неоригинальное, но выигрышное - назовем его глянцевой версией The xx - звучание. Время осторожных экспериментов, похоже, прошло, и на "The Greatest Love" London Grammar играют парой их самых узнаваемых - и да, козырных - карт: редким нюхом на мелодии и медовым контральто красавицы певицы Ханны Рид (Hannah Reid). Порой их уклончиво танцевальный инди-поп кажется пресноватым, а лирика Рид напоминает выдержки из дневника девочки-подростка, но стоит Ханне взять очередную глубокую ноту, как ей хочется простить примерно все. К тому же, в конце сентября "The Greatest Love" обзавелся цифровой "делюкс-версией", приумножившей количество альбомных хайлайтов.


Nilüfer Yanya "My Method Actor"

Третья полнометражная пластинка одной из лучших дебютанток последних лет - в отличие от London Grammar, презирающей езду на автопилоте и продолжающей заниматься тюнингом ее и без того идиосинкратического modus operandi. Главное из студийных правил Нилюфер - это, как и прежде, их принципиальное отсутствие: эклектика ее исповедального инди-рока щеголяет все более широким кругозором, где находится место и скабрезно жужжащим гитарам, и бедрум-балладам, и ершистым, традиционно неравнодушным к Radiohead и трип-хопу аранжировкам. Почти на всех инструментах сыграл бессменный продюсер певицы Вилма Арчер (Wilma Archer), а сама Нилюфер в этот раз не берет в руки даже гитару, бросив все - значительные - силы на вокал и оттачивание сонграйтерского мастерства. Не лучший, но самый ровный и зрелый альбом Яньи.


Manu Chao "Viva Tu"

Вернувшись в поле зрения так же внезапно, как он из него исчез, экс-фронтмен Mano Negra, номинант "Грэмми" и - это, наверное, было неминуемо - покоритель тиктока отметил 40-летие своей так называемой карьеры релизом пятого сольного альбома. Было бы наивно ждать от разменявшего седьмой десяток Ману Чао той же неистовой энергии, которая отличала его предыдущую, вышедшую в далеком 2007-м пластинку "La Radiolina" или концерты вышедших на пик примерно тогда же Radio Bemba Sound System. Но есть и хорошие новости: вальяжный вайб "Clandestino" или "Próxima Estación: Esperanza" новая пластинка воссоздает вполне успешно. Здесь нет шлягеров калибра "Bongo Bong" или "Me Gustas Tú", но "São Paulo Motoboy" спорит с ними по части безотлагательной неотразимости, а дуэты со звездой французского рэпа Лети (Laeti) и кантри-колоссом Вилли Нельсоном (Willie Nelson) напоминают, что постер-боем инклюзивности франко-испанский полиглот был задолго до того, как это слово появилось в словарях.


Tindersticks "Soft Tissue"

Не изменяют себе классики чеймбер-попа Tindersticks, в чей завидный график - как минимум одна студийная пластинка каждые три года (и это не считая саундтреков к половине фильмографии Клер Дени!) - не вмешалась даже пандемия. Теперешняя итерация группы - вокалист Стюарт Стейплс (Stuart A. Staples) и примкнувшие - существует дольше и записывалась чаще, чем предыдущая, которую принято считать канонической, но это не случай Pixies: приблизительно каждый из недавних альбомов Tindersticks выдержит любые сравнения с их ранними записями. Да, это еще одна пластинка Tindersticks, не больше и не меньше, и хотя преподнесение сюрпризов авторский почерк Стейплса не подразумевает, порой они случаются: скажем, песня "Turned My Back" со старорежимным женским бэк-вокалом заставляет вспомнить как позднего Коэна, так и семидесятнический соул.


Mercury Rev "Born Horses"

Решительно не узнать на 10-м альбоме группу Mercury Rev - младших братьев The Flaming Lips, когда-то деливших с Mercury Rev их фронтмена Джонатана Донахью (Jonathan Donahue) и давно работающих с их экс-продюсером Дейвом Фридманом (Dave Fridmann). На рубеже 1990-х и нулевых Mercury Rev ничем не уступали The Flaming Lips по части калейдоскопической духоподъемности, но если группа Уэйна Койна (Wayne Coyne) доросла до хедлайнерских сетов, то Mercury Rev постепенно ужимались до дуэта Донахью и мультиинструменталиста Грассхоппера (Grasshopper) и в итоге пропали из виду. Их предыдущая пластинка вышла пять лет назад и была трибьютом Бобби Джентри (Bobbie Gentry), где вместо Донахью пели приглашенные гостьи вроде Норы Джонс (Norah Jones) и Фиби Бриджерс (Phoebe Bridgers). "Born Horses" - ход еще более радикальный: перейдя на spoken word (что-то похожее на вокал можно обнаружить только в одной из восьми песен), Mercury Rev выводят как никогда широкое определение дрим-попа: Вангелис (Vangelis) и софт-джаз тут слышатся через запятую с поздним Кейвом и теми же Tindersticks.


Mustafa "Dunya"

Дебютная пластинка Мустафы (он же - соавтор суперхита "Sucker" Jonas Brothers, он же - обладатель "Грэмми" за вклад в "Starboy" The Weeknd), хоть и уложилась в 24 минуты, вышла настолько впечатляющей, что угодила в Топ-10 "Прослушки" по итогам 2021 года. С тех пор канадский сын суданских родителей получил премию Juno в категории "Лучший альтернативный альбом", решил, что "When Smoke Rises" - это не альбом, похоронил убитого в центре Торонто старшего брата и организовал большой благотворительный концерт в поддержку жертв конфликтов в Газе и Судане. Некоторые из его участников - вроде Clairo, Дэниела Сизара (Daniel Caesar) и комика Рами Юссефа (Ramy Youssef) - гостят и на "Dunya" (Юссеф - "креативный директор" пластинки, рекламируемой как полноценный дебют Мустафы). Ни одна из дюжины здешних песен не забирается на высоту "Ali" или "Air Forces" с "When Smoke Rises", но глубины и боли в раскрывающем темы веры и насилия "гетто-фолке" Мустафы по-прежнему прорва.


Lhasa de Sela & Yves Desrosiers "First Recordings"

Первый посмертный альбом вышел в сентябре у Ласы - выросшей в Америке и Мексике, жившей во Франции и ставшей иконой в Канаде фолк-певицы, при жизни успевшей записать всего три студийные пластинки. "First Recordings" - это, как и утверждает название, первые шаги Ласы, в начале 1990-х переехавшей в Монреаль и нашедшей партнера в лице тамошнего гитариста и певца Ива Дерозье, однажды записавшего целый альбом на песни Владимира Высоцкого. Две из здешних записей, "Desdeñosa" и "Los peces", впоследствии перекочевали на первую и лучшую пластинку певицы "La Llorona", но все остальные - на испанском и английском, оригиналы и стандарты (вроде "Fever") - издаются впервые, на бис доказывая, что талант такого масштаба, как у Ласы, можно оценить и под скупой аккомпанемент акустической гитары.


We Are Winter's Blue and Radiant Children "NO MORE APOCALYPSE FATHER"

Хет-трик важных и нужных канадских пластинок доукомплектовала в сентябре еще одна группа, ведомая рулевым Godspeed You! Black Emperor и Thee Silver Mt. Zion Эфримом Менаком (Efrim Menuck). На сей раз ему ассистируют музыканты из Монреаля (Big Brave) и Портленда (Ada), но тех, кто не сразу отличит WAWBaRC от других сайд-проектов Менака, можно понять: несмотря на провокационное по его меркам название пластинки, это еще одна компактная коллекция вечерних дронов (или, цитируя пресс-релиз, "модальных колыбельных") с наэлектризованным вокалом Эфрима, звучащих так, как будто апокалипсис уже наступил (хотя, возможно, именно это и имелось в виду?) Мощнее всего вышла связка из эпической, уровня GY!BE, "Dangling Blanket from a Balcony (White Phosphorous)" и успокоительной коды "(Goodnight) White Phosphorous", но если этому альбому уделить безраздельное внимание, потеряться можно на любом из его отрезков.


Neil Cowley Trio "Entity"

В фаворита "Прослушки" превратился в последние годы лондонский пианист Нил Каули, чьи сольные пластинки "Hall of Mirrors" и "Battery Life", хоть и повторяли за Нильсом Фрамом (Nils Frahm), были достаточно самобытны (и душеспасительны), чтобы оказаться в моих Топ-50 по итогам пары ковидно-военных лет. Реанимировав бездействовавшее с 2016 года джазовое трио имени себя, Каули не то чтобы резко меняет регистр - более того, в студию он принес записанные на синтезаторах и драм-машине демо. Но они в итоге не пригодились: если отдельные треки (например, "Marble") звучат как естественное продолжение эмбиентных альбомов Каули, то большая часть "Entity" - это работа группы, где композиторский талант бэндлидера - далеко не единственное ее достоинство. Порой ("Father Daughter", "Shoop") вообще кажется, что с такой ритм-секцией из Neil Cowley Trio получилась бы отличная рок-группа.


Альбом месяца
Jamie xx "In Waves"

Если The xx стремительно заработали репутацию одной из самых влиятельных групп этого века, то их участник и продюсер Jamie xx столь же быстро и уверенно превратился в Моби (Moby) 2010-х - диджея и музыканта, сумевшего найти золотую середину между прошлым, будущим, головой и ногами электронной музыки своего поколения. В отличие от Моби, Jamie xx, мягко говоря, не поспешил с сиквелом его выпущенного аж девять лет назад magnum opus "In Colour" - спродюсировав третий альбом The xx и сольные записи тамошних музыкантов и спокойно наблюдая, например, за восхождением многим ему обязанного Fred again..

Изобилующий дружескими камео (от Робин и Panda Bear до, куда без них, Роми и Оливера), "In Waves" особенно симптоматичен коллаборацией с The Avalanches, чей пример, кажется, как минимум отчасти вдохновил Джейми. Они тоже записали страшно влиятельную пластинку, после чего целую вечность работали над ее продолжением - в итоге не став суперзвездами, но заслужив уважение коллег и застолбив за собой достойное место в истории. Jamie xx при этом можно не полагаться на фиты: да, треки с The Avalanches и Honey Dijon поставят на уши любой танцпол, но Джейми настолько матерый сонграйтер, что долгая счастливая жизнь более-менее гарантирована и инструментальным бэнгерам вроде "Still Summer".


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

05.10.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: