MOBY  Страны и игры

Европейский тур к 25-летию альбома "Play" завершился в Лозанне. Моби всё так же эксцентричен, но с энергетикой полный порядок. Читайте репортаж Ника Завриева

В последний раз я видел Моби живьем в 2011-м (хотя кажется, что это было гораздо раньше), и тур к альбому "Destroyed", с которым он тогда во второй и последний раз приезжал с большим концертом в Москву, был его последним мировым турне перед долгим перерывом. Увидев афиши его концерта здесь в Швейцарии (где я временно обитаю по случаю творческой резиденции в Берне), я поначалу даже не собирался идти – всё же за последние годы Моби приличной музыки записал немного, и я ожидал тур по мотивам диска "Always Centered At Night" или, не дай бог, акустических интерпретаций собственных песен (может ли что-то быть хуже альбома акустических кавер-версий? Если только акустические каверы на самого себя). Но как оказалось, нынешний тур приурочен вовсе не к выходу нового диска, а к 25-летию альбома "Play", а играется там что-то вроде программы лучших хитов с упором на самый главный релиз в его дискографии. И тут уже устоять перед искушением сходить на отличное поп-шоу было невозможно, тем более что тур короткий и концерт в Лозанне его и вовсе закрывал.

Тут нужно сделать небольшое отступление: отношения с музыкой Моби у меня сложились весьма давние и в общем тёплые - еще с тех времен, когда он издавал техно-рейв под псевдонимом UHF. Тогда его треки светились на сборниках типа "Techno World", которые в начале 1990-х, были чуть ли не единственным способом доставить модную электронику простому слушателю, не собиравшему винил. К 1999 году, когда и вышел "Play", я уже не раз наблюдал в исполнении американского электронщика множество странных карьерных кульбитов. У него было всё – рейверские суперхиты, нишевый (но прекрасный) эмбиент, средней руки хаус, попытки играть в поп-звезду и даже провальный панк-рок. А посреди техно-концерта он запросто мог сбацать металлический кавер на Joy Division, посмертная слава которых тогда еще не наступила. Моби – музыкант недюжинных талантов, но как это часто бывает с талантливыми людьми, начисто лишенный вкуса и почти неспособный отличить хорошее от плохого. Так что ожидать от него можно абсолютно чего угодно. Его последние диски совсем не вызвали у меня восторга, а вот обе его книжки я прочёл с большим удовольствием, и вторая часть его биографии пару лет назад буквально спасала меня в трудные моменты.

Для начала, на этот концерт я имел шанс не попасть вовсе – как назло, идеально точные до этого момента швейцарские железные дороги дали сбой, и в Лозанну из Берна пришлось ехать на прекладных, и дорога из часовой превратилась в двухчасовую. Полностью пропустив разогрев в исполнении соул-певицы Lady Blackbird, я радостно ворвался в уже полный зал минут за 5 до начала, когда на экранах транслировался спич о правах животных и фондах их защиты, куда Моби и перечисляет весь гонорар с тура (спасибо что не на Палестину). Vaudoise Arena, хоккейная коробка тысяч на 7-8, заполнена практически до отказа, и это кажется идеальная площадка для Моби, в Москве он тоже играл на хоккейных стадионах.

Я жду, что концерт начнется с "Honey", но Моби и его группа привычно стартуют с "In My Heart" в формате максимально весёлого и живого госпел-диско. Бэнд на сцене выглядит крайне внушительно – ударник, басист, клавишница, скрипачка и виолончелистка (какие-то совершенно "не по-электронному" нарядные), две певицы (точнее даже три, если считать пришедшую позже на пару треков Lady Blackbird) плюс сам Моби, который буквально носится по сцене и берется то за гитару и микрофон, то за клавиши, то за перкуссию. Звук в зале близок к идеальному – не громко, не тихо, и главное – совсем нет противного эха, вечного спутника больших площадок.

После совсем уж разбитной "In My Heart" звучит "Go", первый и еще совершенно электронный хит Моби – тот, что с длинной цитатой из саундтрека к "Твин Пикс". Здесь при живых ударных музыкантам удается сохранить оригинальный электронно-сэмплерный дух трека, а сам Моби то играет на Juno DS, то стучит в бонги. Настоящий разнос начинается с "Bodyrock", где идеально сбалансирована энергия живой группы и чёткость сэмплерного биг-бита – публика (в среднем люди где-то от тридцати до сорока) весело пляшет и подпевает. Дискотека продолжается "Find My Baby", еще одним номером с "Play", и тут уже хочется похвалить певиц – то, что в исходнике было сэмплами, они поют живьем, с максимальной экспрессией, но эмоция от оригинального трека передается точно и правильно. Звучит все вместе чуть более разбитно, чем ждешь от электронного концерта, но в драйве Моби и его банде не откажешь, да и в этом формате он выступает чуть ли не всю жизнь.

"Я 12 лет не был в туре" - Моби наконец переходит в свой любимый жанр баек в паузах. "И почти всё это время я сидел у себя во дворе, ел веганскую пиццу и пел песни под гитару. Вот например такие – эту песню я очень люблю". Акустическая "Almost Home", довольно поздний трек, где в оригинале поёт Дэмиан Хурадо (Damian Jurado), это странноватый выбор для концерта к юбилею "Play", но Моби не был бы собой, если бы все время не делал странные вещи. И словно чтобы сказать "да-да, я именно это и имел в виду" следом идет пронзительный "медляк" "When It's Cold I'd Like To Die", который и на альбоме "Everything Is Wrong" выглядел таким же инородным телом.

"In This World" – это уже синтез трип-хопа и соула в духе ранних Massive Attack, но если у британцев такая музыка звучит сдержанно и как-то тревожно, то Моби на американский манер выдает этакое "гуляй, рванина!". И снова певицы очень хороши. Но если более живым и эмоциональным вещам концертное исполнение определенно идёт, то электронная "Porcelain" ("песня, которую, как мне казалось, никто не будет слушать"), где вся красота в полутонах, часть очарования всё же теряет. "А теперь дискотека", как бы говорит Моби, и играет "We Are All Made Of Stars" в манере осовремененного Джордио Мородера (Giorgio Moroder). Дальше – больше, и "Machete" уже напоминает по звучанию что-то в духе Underworld.

"Однажды я ужинал с Дэвидом Боуи и Лу Ридом. Ну, это похоже на тупой неймдроппинг, но когда речь о Риде и Боуи, я не могу удержаться". Ни манерами, ни даже внешне Моби за это время не изменился вовсе, разве что татуировок стало побольше. Кажется, в этом образе нервического лысого задрота он законсервировался лет 25 назад. "Потом туда же пришел наш экстравагантный друг-хореограф. И вместо того, чтобы присесть к нам, он выдернул Лу Рида из-за стола, начал петь ему песню "Walk With Me" и танцевать с ним. Конечно, на нас тут же начал смотреть вес ресторан! И теперь при помощи Lady Blackbird я хочу воссоздать этот момент".

Lady Blackbird – экстравагантная дама с мощнейшим низким голосом, да и вещь с альбома "Wait For Me" звучит вроде бы эффектно, но увы и ах – проникновенные соул-медляки это совсем не тот Моби, которого я люблю. К счастью, голосистая Леди остается еще на один номер, чтобы спеть "Why Does My Heart Feels So Bad", и тут уже прекрасно всё. После инструментальной интерлюдии "Everloving" (бенефиса струнной секции) дальше уже звучат только хиты. Основной блок завершают "Extreme Ways" (по реакции зала – чуть ли не главный боевик сегодняшнего вечера) и долгожданная "Honey".

Ненадолго удалившись за кулисы, Моби и компания возвращаются с очередным скетчем. "Вас тут тысяч 7-8, и сейчас я попробую сделать с вами странную вещь. Вы когда-нибудь подпевали соло для трубы? Если нет, то сейчас мы это устроим. Сейчас мы исполним одну известную песню, и когда там начнется соло (я вас об этом предупрежу) вам надо будет петь. Трубы у нас нет, поэтому играть его будет наша скрипачка. Ну поехали!". Известная песня, это конечно же "Ring Of Fire" Джонни Кэша (Jonny Cash), ну а точнее Мерла Килгора (Merle Kilgore), превращенный мобиной группой в какой-то балаган в духе группы Rednex. Мы послушно поём соло, но кажется, это уже перебор. Моби явно скучно играть один сплошной "Play", и он дурачится как может.

Но дальше уже без сюрпризов – "Lift Me Up" (которую, как какой-нибудь "Wonderwall", поёт не Моби, а мы, зрители), "Natural Blues", и после еще одного рейда за кулисы – "Feeling So Real" ("давайте-ка устроим вечером среды небольшой рейв"). Вот такие штуки моим сегодняшним героям удаются просто идеально – эх, сюда бы еще "Everytime You Touch Me", но лимит треков из "Everything Is Wrong" на сегодня исчерпан. Я жду "Next Is The E", но финальным аккордом мы получаем другой старый рейв-боевик "Thousand", который Моби играет уже в гордом одиночестве.

Несмотря на явный "nostalgic feel", концерт получился очень мощным – кажется в плане качества исполнения и в плане энергетики нынешний Моби даже превосходит себя 20-летней давности, хотя по большому счету всё остается по-старому. Какие-то вещи в таком формате звучат отлично (их явное большинство, и особенно хороши именно номера с "Play"), какие-то несколько блекнут без электронного скелета, но по большому счету всё не так важно.

Пожалуй, в упрек Моби хочется поставить лишь одно. Его "фишкой" всегда было то, что хотя он и вырос и сформировался в Коннектикуте и Нью-Йорке, Моби всегда был пробитым англофилом. Его музыка всегда была как будто из другого теста. Сейчас, проведя 12 лет в саду с веганской пиццей, он, кажется, вошел во вкус и слишком уж проникся госпелом, кантри и прочей американой. Но, как говорил один из героев фильма "В джазе только девушки", у всех есть свои недостатки.
Впрочем, в следующий раз я предпочел бы увидеть Моби не в компании нарядных женщин со скрипками, а в одиночестве, с машинками и материалом периода 1990-1992. Примерно в таком формате, в котором он когда-то выступал на разогреве у группы Snap.

26.09.2024, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

MOBY - свежие публикации:

Сайт: www.moby.com

MOBY

Моби мало похож на поп-звезду. Очкарик-интеллектуал, озабоченный политическими вопросами, последовательный вегетарианец, наконец, обладатель далеко не аполлоновской внешности. Однако его пластинки расходятся получше дисков иных бойз-бендов.

Дата рождения:

11 сентября 1965

Подробности из жизни:

Моби (Moby), настоящее имя Ричард Мелвилл Холл (Richard Melville Hall) - музыкант, ди-джей, автор песен.
Жанр - рок, поп, танцевальная музыка, электронная музыка, техно.

Моби мало похож на поп-звезду. Очкарик-интеллектуал, озабоченный политическими вопросами, последовательный вегетарианец, наконец, обладатель далеко не аполлоновской внешности. Однако его пластинки расходятся получше дисков иных бойз-бендов. В юности Моби слушал Joy Division и играл панк, позже увлекся электроникой и выпустил целую серию техно-пластинок под разными именами. Псевдоним Moby (это прозвище Ричард получил в честь книги "Моби Дик", автору которой, Херману Мелвиллу (Herman Melville), приходится внучатым племянником) появился в 1991-м. Его сингл "Go", построенный на сэмплах темы из фильма "Твин Пикс" попал в первую десятку британского чарта, а сам Моби – в программу "Top Of The Pops", однако жизнь поп-звезды Моби не слишком привлекала. Тот продолжал заниматься музыкой в своё удовольствие, записывая…

Далее... →