Фестиваль Dekmantel в этом году отмечает 10-летний юбилей, и отмечает его в статусе одного из лучших (а по мне так и вовсе лучшего, как минимум по соотношению лайнапа и комфорта/доступности) фестивалей электронной музыки в мире. По случаю юбилея программа растянута аж на десять дней против обычных пяти, что не слишком удобно для приезжих – всё же за такой срок в Нидерландах можно разориться на одном только жилье, да и билеты на сам фестиваль, мягко говоря, не дешевые.
Впрочем, "вводная" часть (т.е. программа первых трех дней, которая проходит в Зандаме) не выглядит уж слишком убедительной – здесь в основном диджей-сеты, а концерт Кали Малоун (Kali Malone) в амстердамской церкви Oude Kerk распродан буквально за секунды. Так что наш выбор в этом году – классические "три плюс один", длинный уикенд "дневного рейва" в лесу Amsterdamse Bos, плюс четверг, ориентированный скорее на home-listening концертную программу в кластере площадок на реке Amstel.
Четверг начинается с плохих новостей – выступление A.s.o, замечательных берлинских продолжателей дела Уильяма Орбита (William Orbit), которые были едва ли не главным моим хайлайтом всего фестиваля, отменяется. Так что начав фестивальную программу с паблик тока с Владимиром Ивковичем (Vladimir Ivkovic) и Леной Вилликенс (Lena Willikens), отправляюсь обходить амстердамские рекорд-шопы.
За отсутствием отменившихся A.s.o всё интересное сегодня происходит в площадках Muziekgebouw и Bimhuis, поэтому можно обойтись без долгих переправ через Амстел. В техно-клубе Shelter на другом берегу есть еще концерты Actress и Alexi Perala, но первого я много раз видел, а второй целиком накладывается по времени на лайв Катерины Барбьери (Caterina Barbieri), так что выбор очевидно в её пользу. Площадка Muziekgebouw, где по средам проходят сидячие концерты, к четвергу обычно превращается в клуб, но в этот раз стулья на месте, и в программе никаких танцев, что, наверное, плюс – этого будет в избытке в выходные.
Начало программы выдается странноватым – Alabaster Deplume с небольшой группой и мини-хором из двух девушек исполняет этакий постмодерн-джаз. Он то играет на саксофоне, то разговаривает с публикой в манере "Привет люди! Я веду себя так как будто знаю вас как родных, но я ведь приехал в эту гребаную страну всего два часа назад, на саундчек!". "В гре-ба-ну-ю-стра-нууууу", подхватывает хор, "На са-унд-чеееек, на-са-унд-чеееек…". Ну… такое.
Недолго послушав Алебастра, отправляемся в Bimhuis, где выступает дуэт ливанского электронщика-шумовика Рабиха Бини (Rabih Beaini) и японской пианистки Томоко Мукаияма (Tomoko Mukaiyama). Здесь всё по классике – экспрессивный препарированный рояль (в середине концерта Томоко переключается с клавиш на игру непосредственно на струнах), плюс глитчево-шумовой "низ" от Рабиха. Похоже на то на The Necks, не то на Альва Ното с Сакамото (Alva Noto & Ryuichi Sakamoto), которые понюхали спидов, послушали металла и под впечатлением от этого выкрутили в максимум ручки яр(к)ости. Мощь!
Попытка зацепить хвост лайва James K заканчивается провалом – маленькая площадка Kleine Zaal забита под завязку (о чем заботливо сообщает в пуше фестивальное приложение). Зато можно отправиться занимать места на перформанс Роберта Хенке (Robert Henke) aka Monolake, Тут тоже всё непросто – на первый этаж большого зала Muziekgebouw уже тоже не пускают (хотя он и близко не полон), приходится довольствоваться местами на балконе, откуда впрочем видно и слышно даже лучше. У Роберта на сцене пять допотопных компьютеров Sinclair 1980 года, а представление начинается с довольно долгой лекции о том, как Роберт сначала их переделывал (добавив туда звуковые модули и поддержку протокола коммуникации, которой в тот момент не было даже в проекте), а потом писал на ассемблере софт для создания музыки. Видео состоит наполовину из демонстрации работы софта (похожего интерфейсом на первые трекеры), наполовину из такой же винтажной генеративной графики. Музыка чем-то напоминает поздний Autechre с поправкой на чуть более четкую структуру и чуть более корявый "чиптюновый" звук. Но для 1980-го (технологии не моложе которого были задействованы для подготовки перформанса) – запредельно круто.
Дослушав до конца Монолейка, отправляюсь в Bimhuis на Валентину Магалетти (Valentina Magaletti). Итальянка играет на вибрафоне и ударных под довольно экспериментальный "минус". Выглядит это немного странно – исполнение на одном инструменте под "подложку" всегда несколько напоминает караоке, но музыка у Валентины довольно интересная, особенно по ритмической части.
Следующим в программе – моё едва ли не главное ожидание четверга, совместный лайв Катерины Барбьери и Space Afrika. Концерт должен начаться в 22.45, но многочисленных зрителей почему-то еще 20 минут маринуют перед закрытыми дверьми. Что-то с организацией сегодня совсем не заладилось. Когда же наконец мы попадаем внутрь, сетап Катерины меня несколько обескураживает – ни одного синтезатора, а вместо них полуакустическая гитара и микрофон. Барбьери начинает с какого-то совсем уж невразумительного фолк-рока, но затем Африка включает свои негромкие биты, а Катерина играет на акустике петли, очень похожие на то, что она обычно исполняет на синтезаторах. Меня накрывает флешбеками из 2004-го, когда главным в мире жанром была фолктроника, а самые модные артисты выходили на сцену с лаптопом и укулеле. Звучит необычно (как если бы с акустикой на сцену вышел, например, Ричи Хоутин), но что-то в этом даже есть.
В Bimhuis тем временем играет Huerco S. Жду от него дип-хауса, а он вместо этого сначала выдает этакий прилоуфаенный пост-R&B не то в духе Burial, не то в духе How To Dress Well, а потом к моей радости переключается на IDM и этакий "петельный минимализм" а-ля синтезаторные лайвы всё той же Катерины. Весьма достойно! Последним запуском в большом зале играют Daito Manabe и Nosaj Thing. Они начинают с двух прекрасных брейкбит-треков в стиле Overmono здорового человека, но быстро съезжают в скучный тек-хаус. Без сожалений отправляюсь занимать место на Бендика Гиске (Bendik Giske).
Бендик сегодня главный герой моей программы. Основные его инструменты – саксофон и луп-педаль, играет он удивительный и прекрасный гибрид джаза с академическим минимализмом, но при этом очень популярен (как и, например, Шабака Хатчингс) среди любителей электроники. Изобретателем этого джаз-луп-минимализма на одном инструменте можно считать Колина Стетсона (Colin Stetson), но Бендик поднял эту музыку на какой-то новый уровень. Магия начинается с первых же звуков – в Амстердаме наступает ночь, акустика в зале практически идеальная, и эти петли и повторы буквально гипнотизируют. Бендик являет собой максимальный контраст образа и манеры поведения. Визуально Гиске – этакий "звездный мальчик", инопланетянин в золотых одеждах, а общается с публикой он как-то максимально просто и обаятельно. "Я на этой площадке двадцать лет мечтал сыграть" (в "обычные дни" Bimhuis – довольно знаменитый джаз-клуб), "Можете себе представить, что это за момент для меня!", "Спасибо что всё все еще здесь – чёрт, уже почти два ночи же!". Завершение фестивального дня просто прекрасно, а все организационные факапы прощены и забыты.
В пятницу на фестивале начинается "лесная" часть – трехдневный рейв, заточенный скорее под танцевальную музыку, но всё же не только под неё. В программе довольно много диджеев, но в особенности в первой половине дня они играют не стандартные клубные сеты, а что-то более близкое к радийно-просветительскому формату. Первым делом иду в техно-ангар UFO I посмотреть на диджей-сет японца Wata Igarashi. У него в прошлом году вышел интересный и в меру экспериментальный альбом, но диджеит он довольно жесткое hypnotic techno. Хорошо, но для полтретьего дня, пожалуй, жестковато. А вот Вероника Васицка (Veronica Wasicka), хозяйка лейбла Minimal Wave, играет на площадке Greenhouse мягче и "попсовее" обычного – тут и электро, и винтажный "фристайл" в духе Артура Бейкера, и синти-поп, и ре-эдиты на нью-бит классику.
В четыре часа дня в UFO II (ангаре поменьше, ориентированном на электро, эйсид, IDM и тому подобную музыку) заступают на вахту местные техно-ветераны Acid Junkies. Олдскульный железячный лайв и музыка точь-в-точь как в 1992-м – 909 + 303, причем бас-станция использована скорее как инструмент ритм-секции, программировать какие-то затейливые мелодии а-ля группа Hardfloor голландцы не пытаются. Они берут в первую очередь именно сырой энергетикой и верностью корням.
Убегаю с середины их лайва чтобы послушать Il Quadro Di Troisi, сравнительно новый поп-проект во главе с электронщиком-универсалом Донато Доцци (Donato Dozzy), который год назад закрывал здесь программу четверга с техно-проектом Voices From The Lake. Кроме него и певицы в новой группе участвуют еще один клавишник и девушка, отвечающая за скрипку и еще несколько электронных машинок. Музыка у Il Quadro Di Troisi выдержана в традициях итальянской синтезаторной поп-музыки 80-х – звук довольно изысканный и навороченный, а мелодии – идеальный поп, который запоминается с первого же раза. Хитам вроде "Beata", "Non Ricordi" или "Raggio Verde" я уже подпеваю вместе со всем залом, даром что по-итальянски среди нас говорит от силы десятая часть. Браво, Италия!
Возвращаюсь в UFO II на выступление Detroit In Affect. Тамеко Уильямс (Tameko Williams) играет электрофанк и гетто-тек, продолжая дело классиков от Kraftwerk и Drexciya до Egyptian Lover, Dynamix II и Afrika Bambaataa. Ломаные биты, речитатив, словесный пинг-понг с залом – всё как мы любим. Публика, разумеется, в восторге. На главной арене тем временем начали выступление дуэт техно-ветерана Люка Слейтера (Luke Slater) с проектом LB Dub Corp и не менее ветеранистого хаус и соул-вокалиста Роберта Оуэнса (Robert Owens). Слейтер начал с довольно заунывного тек- и дабби-хауса, но пришедший минут через 15 Роберт добавил действу диско-грува. Пел он, правда, не новые вещи, а в основном свои старые хиты вроде "I'll Be Your Friend", и музыка Люка в качестве минусовки подходила для них, прямо скажем, неидеально. Пусть уж лучше в следующий раз Люк возродит ради выступления на фестивале свой проект The 7th Plain.
В оранжерее пришло время обязательного слота артиста-легенды. В этом году в этой роли Peter Hook & The Light. Не стремлюсь послушать его от и до, поскольку видел его несколько раз с разными программами, так что прихожу уже под самые хиты. "Temptation", "True Faith" и, разумеется, "Love Will Tear Us Apart" зал поёт хором, а Хук играет свои соляки полуголым, стоя на мониторе. Публика в буйном восторге – поёт Хук, конечно, так себе, but who cares. В конце концов, назвать сильными концертными вокалистами Самнера или Кёртиса тоже было бы сильным преувеличением.
Владимиру Ивковичу и Лене Вилликенс выпадает нелегкая доля выступать следом, но они справляются. Что меня всегда удивляет в их сетах – их всегда трудно как-то описать и классифицировать. Ни стиль не определишь, ни зачастую даже год звучащего трека. Может быть 2010-й, может быть 1990-й, может быть 2024-й. Небыстрая, но в меру танцевальная музыка с прямым битом – эйсид-хаус, пост-диско, заторможенный трнанс и медленное техно. Во время их сета успеваю отлучиться послушать Reptant (проект австралийца Лукаса Хатцисаваса, у которого я предпочитаю другую ипостась, Lou Karsh). Тот играет не очень быстрое кислотное электро – вроде бы хорошая музыка, но саунд-системе площадки Connects явно не хватает мощности и музыку зачастую перебивает "остаточный" грохот с главной сцены, так что потолкавшись минут 15, возвращаюсь дослушивать Лену и Владимира.
После них эстафету принимает Interstellar Funk, выдавший здесь в прошлом году едва ли не лучший лайв всего фестиваля. Но в этот раз он диджеит, на часах девять, поэтому все уже норовят играть "колбасу". Минут 10 послушав в его исполнении современные техно-бэнгеры, успеваю заскучать и отправляюсь в UFO II. Сцену закрывает двухчасовой диджей-сет Beverly Hills 808303. Человек этот куда более известен нам под именем I-F – в этой ипостаси он чаще всего играет коллекционерские сеты из диско, итало и электро. Но до того, как всем этим увлечься, Ференц Ван Дер Слёйс (Ferenc van der Sluijs) под именем Beverly Hills 808303 выпускал индустриальное эйсид-техно на грани хардкора. И вот его-то он сегодня и ставит – мощно, сурово и энергично. Впечатление производит сильное, но долго такого не выдержать – пожалуй, на сегодня всё.
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)