Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
Childish Gambino "Bando Stone and The New World"
В июле мы предположительно попрощались сразу с двумя заметными персонажами музыкального мейнстрима последних 25 лет. Но если "The Death of Slim Shady (Coup de Grâce)", ритуальное убийство знаменитого альтер-эго Эминема (Eminem), сложно не назвать разочарованием, то Childish Gambino опять поборол. Если верить Дональду Гловеру (Donald Glover), "Bando Stone and The New World" - его последняя запись под этой вывеской (впереди - массивное мировое турне), и если это так, то Childish Gambino уходит на покой с более или менее идеальным послужным списком: пятью хорошими пластинками и великим неальбомным синглом на сдачу. Тех, кто слышал "This Is America", видел Гловера живьем или смотрел "Атланту", происходящее на новом альбоме не удивит: это изобретательная, идиосинкратическая и в высшей степени непредсказуемая музыка, которую бросает из рока в трэп, а из R&B - в джаз. Рассыпанные по альбому диалоги и существование трейлера одноименного фильма указывают на то, что "Bando Stone and The New World" - это еще и его саундтрек, но ни очевидной драматургии, ни минимальной логики на пластинке нет. Зато тут есть семплы из The Prodigy и "Улицы Сезам", ударные камео Amaarae, Джорджи Смит (Jorja Smith) и сына Гловера, новый трек Khruangbin - в общем, с ним не соскучишься.
Cigarettes After Sex "X's"
Чем массивнее слава Cigarettes After Sex, ставших тотемной группой тиктока и доросших до, страшно сказать, арен, тем резче backlash по их адресу. "Cigarettes After Sex звучат как насильник. Ее слова, не мои", - прокомментировал очередную новость о группе на Stereogum отец девочки-подростка, и хотя это, пожалуй, слишком резко, попробуйте стереть этот комментарий из памяти. Продолжая гнуть линию, про которую все было понятно еще на дебютном альбоме Cigs 7-летней давности, единоличный автор и продюсер всех песен группы Грег Гонсалес (Greg Gonzalez) больше не напоминает Mazzy Star (даже с астериском "впавших в кому") и явно разучился ходить по тонкой грани между предрассветной романтикой и откровенной похабщиной. Гонсалесу все еще удаются эффектные дрим-поп-баллады - вроде "Dark Vacay" или титульного трека, - но в этот топ-10 эта пластинка попала исключительно на июльском безрыбье.
Travis "L.A. Times"
Случай из той же серии - 10-й альбом ветеранов пост-бритпопа, начинавших на разогреве у Oasis и вдохновлявших на первые подвиги Coldplay, а без малого 30 лет спустя разогревающих The Killers и зовущих на подпевки Брэндона Флауэрса (Brandon Flowers) и Криса Мартина (Chris Martin). "L.A. Times" можно было бы назвать кризисной пластинкой (помимо прочего, отметивший полувековой юбилей певец Фрэн Хили перекрасил волосы в оранжевый цвет), но, откровенно говоря, подобные - необязательные, но обаятельные - альбомы шотландцы выпускают с позапрошлой декады. Редкие сюрпризы - многим обязанная Беку (Beck) "I Hope That You Spontaneously Combust" (тут явно не обошлось без влияния работавшего над "Midnite Vultures" и "Guero" продюсера "L.A. Times" Тони Хоффера) и финальный - титульный - трек, где давно перебравшийся в Лос-Анджелес Хили мрачно читает матерный рэп с густым шотландским акцентом.
Cat Burns "Early Twenties"
Номинированная на три Brit Awards еще до выхода дебютного альбома, 24-летняя англичанка либерийского происхождения продолжает в том же духе: ее первая полнометражная пластинка удостоилась номинации на Mercury Prize всего через пару недель после релиза. Как это теперь принято, дебют Кэт Бернс звучит как альбом матерой артистки: и потому что здешний суперхит "Go" вышел на заре пандемии, и потому что пластинка успела обзавестись 25-песенной, 73-минутной делюкс-версией, и потому что одна из героинь Бернс, звезда неосоула India.Arie, появляется с камео. Вдохновляясь и госпелом, и R&B, и первыми альбомами Лили Аллен (Lily Allen), Кэт безотлагательно встает в ряд британских поп-звезд нового образца - куда-то между Raye и Рейчел Чинерири (Rachel Chinouriri).
Fink "Beauty in Your Wake"
Английский гитарист, певец, сонграйтер и продюсер Фин Гринолл (Fin Greenall) успел сработаться с Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) и Джоном Леджендом (John Legend), но делом его жизни остается Fink - ведомое Гриноллом трио, вроде бы попадающее под определение "инди-фолк", но всегда казавшееся умнее и красивее приблизительно всех номинальных коллег по цеху. "Beauty in Your Wake" - первая пластинка трио за пять лет, и то, что записал ее Гринолл не в Берлине, где он базировался много лет, а в одной из деревень родного Корнуолла (население: 196 человек), удваивает желание назвать ее перерожденческой. От альбома и впрямь веет близостью к сути вещей, и дело тут не в буколической красоте мелодий, а в тихой мощи голоса Гринолла и спартанской доходчивости песенных аранжировок.
The Raveonettes "The Raveonettes Sing…"
Давно не напоминали о себе датчане The Raveonettes, семь лет назад выпустившие отличный "антиальбом" (по сути - коллекцию синглов) "2016 Atomized", а годом позже решившие отдохнуть друг от друга. С тех пор одна половина дуэта, Шарин Фу (Sharin Foo), вернулась из Лос-Анджелеса, где она провела 17 лет, в родную Данию, а ее одногруппник Суне Роуз Вагнер (Sune Rose Wagner) передумал выпускать сольный альбом. Вместо этого The Raveonettes вспомнили, как им удаются кавер-версии (их прочтение "The End" - хайлайт компиляции под красноречивым названием "A Psych Tribute to the Doors"), и бойко переиначили свои любимые песни - включая классику особенно повлиявших на их музыку The Everly Brothers ("All I Have to Do Is Dream") и The Velvet Underground ("Venus in Furs"). 28 минут вызывающе мелодичного даже по меркам The Raveonettes шугейза - своевременное напоминание об эффективности их вокальных гармоний и многоэтажных гитар.
Future Utopia "Django's High"
Future Utopia - проект уважаемого английского продюсера Фрейзера Т. Смита (Fraser T. Smith), в разные годы награждавшегося "Грэмми" в категории "Альбом года" (за работу над "21" Адель) и аж тремя премиями Айвора Новелло (за сотрудничество со звездой британского рэпа Дейвом). "Django's High" - вторая полнометражная пластинка проекта, и если над ее названием можно острить, то к ее содержанию не придерешься: это кинематографичная и - ну еще бы! - ладно спродюсированная неопсиходелия, звучащая как что-то среднее между Tame Impala (на Кевина Паркера Смит отчаянно похож не только песнями, но и вокальными интонациями), Washed Out и Khruangbin. Несмотря на завидный список контактов, Смит ограничился в этот раз единственным специальным гостем - Сержем Пиццорно (Serge Pizzorno) из Kasabian, у которых тоже вышел новый альбом.
Kiasmos "II"
Дуэт исландца Олавюра Арнальдса (Ólafur Arnalds) и фарерца Януса Расмуссена (Janus Rasmussen) определяет собственную стилистику как "эмоциональный рейв" - танцевальную музыку, под которую можно и нужно расчувствоваться. Дебютная пластинка Kiasmos этот фокус исполняла более-менее на лету - альбом был записан за две недели. Новый доводился до ума десять лет, и это слышно: хотя творческий метод Kiasmos - пружинистое минимал-техно плюс пышные оркестровые аранжировки, приправленные пресловутой скандинавской сказочностью, - особо не изменился, отполирован он в этот раз до идеального блеска. Разумеется, за всю красоту отвечает Арнальдс, один из постер-боев так называемой неоклассики, на "II" заведующий аранжировками для струнного квартета и симфонического оркестра. Но важно, что красота эта дополняет, а не давит танцевальную природу большинства треков: эту музыку легко представить звучащей и в Harpa с Barbican, и на какой-нибудь "Коачелле".
#rewind
nonkeen "All good?"
Обилие новой музыки чревато пробелами в ежемесячных топ-10, для восполнения которых был придуман этот редкий, но меткий хэштег. В конце июня вышел третий альбом немецкого трио Nonkeen, официально дебютировавшего в 2016 году сразу двумя релизами ("The Gamble" и "Oddments of the Gamble"), но корни пустившего еще в прошлом веке: в группе числятся знакомые с детства школьные друзья, один из которых - титан неоклассики Нильс Фрам (Nils Frahm). "All good?" рекламируется как трибьют "легендарному", но предположительно вымышленному пионеру синтеза джаза и электроники Херберту Ласло Лазеру, но изощренность мифологии (из названий восьми треков складывается программная цитата Лазера) не отвлекает от кристальной - то есть, очень фрамовской - чистоты намерений погрузить слушателя в 64-минутную негу. Учитывая, что сольное творчество Нильса все чаще заносит в крайности (то трехчасовой эмбиент-эпос, то получасовой piano-пустяк), по чему-то вроде "All good?" - где есть место и скорбным синтезаторам, и упругим басовым линиям, и джазовым барабанам, и живой реакции live-аудитории - лично я успел соскучиться.
Альбом месяца
Jack White "No Name"
Наконец, есть что-то невероятно освежающее в том, что один из лучших альбомов месяца и года нельзя послушать ни на каких стриминг-сервисах, а можно - на виниле (если вы счастливый посетитель одного из магазинов Third Man Records в предпоследнюю пятницу июля) или в собственной медиатеке (поскольку издатель пластинки поощрял ее конвертацию в mp3 и распространение всеми возможными способами). Именно так - олдскульнее некуда - выпустил свой шестой сольный альбом крестный отец винилового бума Джек Уайт, и хотя скоро она наверняка дебютирует на стримингах и станет украшением очередного делюкс-подгона под вывеской Third Man Vault, прямо сейчас все, кому есть дело до музыки рок, с упоением слушают пиратские рипы безымянной пластинки с белым лейблом.
Лучшая часть этой истории - тут действительно есть что послушать! Новый альбом Уайта - его самая убедительная запись в составе любой группы за последние 15 лет, что по умолчанию делает ее лучшим сольником Джека, вернувшегося к своим гаражным корням и записавшего чертову дюжину громких и грязных, сырых и сальных блюзов, где все его сомнительные эксперименты сдались под напором риффов. Они, когда-то сделавшие Уайту имя, обрушиваются на слушателя взбудораженным стадом супербизонов (русскому языку отчаянно не хватает адекватного перевода слова stampede!) - поминутно напоминая классику Led Zeppelin, канон The White Stripes и о старомодной крутизне одного из последних знаменосцев рок-н-ролла в равнодушном к нему XXI веке.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)