МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов июля

Travis, Кэт Бернс, мифы Нильса Фрама и риффы Джека Уайта - в обзоре главных пластинок июля

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.

Childish Gambino "Bando Stone and The New World"

В июле мы предположительно попрощались сразу с двумя заметными персонажами музыкального мейнстрима последних 25 лет. Но если "The Death of Slim Shady (Coup de Grâce)", ритуальное убийство знаменитого альтер-эго Эминема (Eminem), сложно не назвать разочарованием, то Childish Gambino опять поборол. Если верить Дональду Гловеру (Donald Glover), "Bando Stone and The New World" - его последняя запись под этой вывеской (впереди - массивное мировое турне), и если это так, то Childish Gambino уходит на покой с более или менее идеальным послужным списком: пятью хорошими пластинками и великим неальбомным синглом на сдачу. Тех, кто слышал "This Is America", видел Гловера живьем или смотрел "Атланту", происходящее на новом альбоме не удивит: это изобретательная, идиосинкратическая и в высшей степени непредсказуемая музыка, которую бросает из рока в трэп, а из R&B - в джаз. Рассыпанные по альбому диалоги и существование трейлера одноименного фильма указывают на то, что "Bando Stone and The New World" - это еще и его саундтрек, но ни очевидной драматургии, ни минимальной логики на пластинке нет. Зато тут есть семплы из The Prodigy и "Улицы Сезам", ударные камео Amaarae, Джорджи Смит (Jorja Smith) и сына Гловера, новый трек Khruangbin - в общем, с ним не соскучишься.


Cigarettes After Sex "X's"

Чем массивнее слава Cigarettes After Sex, ставших тотемной группой тиктока и доросших до, страшно сказать, арен, тем резче backlash по их адресу. "Cigarettes After Sex звучат как насильник. Ее слова, не мои", - прокомментировал очередную новость о группе на Stereogum отец девочки-подростка, и хотя это, пожалуй, слишком резко, попробуйте стереть этот комментарий из памяти. Продолжая гнуть линию, про которую все было понятно еще на дебютном альбоме Cigs 7-летней давности, единоличный автор и продюсер всех песен группы Грег Гонсалес (Greg Gonzalez) больше не напоминает Mazzy Star (даже с астериском "впавших в кому") и явно разучился ходить по тонкой грани между предрассветной романтикой и откровенной похабщиной. Гонсалесу все еще удаются эффектные дрим-поп-баллады - вроде "Dark Vacay" или титульного трека, - но в этот топ-10 эта пластинка попала исключительно на июльском безрыбье.


Travis "L.A. Times"

Случай из той же серии - 10-й альбом ветеранов пост-бритпопа, начинавших на разогреве у Oasis и вдохновлявших на первые подвиги Coldplay, а без малого 30 лет спустя разогревающих The Killers и зовущих на подпевки Брэндона Флауэрса (Brandon Flowers) и Криса Мартина (Chris Martin). "L.A. Times" можно было бы назвать кризисной пластинкой (помимо прочего, отметивший полувековой юбилей певец Фрэн Хили перекрасил волосы в оранжевый цвет), но, откровенно говоря, подобные - необязательные, но обаятельные - альбомы шотландцы выпускают с позапрошлой декады. Редкие сюрпризы - многим обязанная Беку (Beck) "I Hope That You Spontaneously Combust" (тут явно не обошлось без влияния работавшего над "Midnite Vultures" и "Guero" продюсера "L.A. Times" Тони Хоффера) и финальный - титульный - трек, где давно перебравшийся в Лос-Анджелес Хили мрачно читает матерный рэп с густым шотландским акцентом.


Cat Burns "Early Twenties"

Номинированная на три Brit Awards еще до выхода дебютного альбома, 24-летняя англичанка либерийского происхождения продолжает в том же духе: ее первая полнометражная пластинка удостоилась номинации на Mercury Prize всего через пару недель после релиза. Как это теперь принято, дебют Кэт Бернс звучит как альбом матерой артистки: и потому что здешний суперхит "Go" вышел на заре пандемии, и потому что пластинка успела обзавестись 25-песенной, 73-минутной делюкс-версией, и потому что одна из героинь Бернс, звезда неосоула India.Arie, появляется с камео. Вдохновляясь и госпелом, и R&B, и первыми альбомами Лили Аллен (Lily Allen), Кэт безотлагательно встает в ряд британских поп-звезд нового образца - куда-то между Raye и Рейчел Чинерири (Rachel Chinouriri).


Fink "Beauty in Your Wake"

Английский гитарист, певец, сонграйтер и продюсер Фин Гринолл (Fin Greenall) успел сработаться с Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) и Джоном Леджендом (John Legend), но делом его жизни остается Fink - ведомое Гриноллом трио, вроде бы попадающее под определение "инди-фолк", но всегда казавшееся умнее и красивее приблизительно всех номинальных коллег по цеху. "Beauty in Your Wake" - первая пластинка трио за пять лет, и то, что записал ее Гринолл не в Берлине, где он базировался много лет, а в одной из деревень родного Корнуолла (население: 196 человек), удваивает желание назвать ее перерожденческой. От альбома и впрямь веет близостью к сути вещей, и дело тут не в буколической красоте мелодий, а в тихой мощи голоса Гринолла и спартанской доходчивости песенных аранжировок.


The Raveonettes "The Raveonettes Sing…"

Давно не напоминали о себе датчане The Raveonettes, семь лет назад выпустившие отличный "антиальбом" (по сути - коллекцию синглов) "2016 Atomized", а годом позже решившие отдохнуть друг от друга. С тех пор одна половина дуэта, Шарин Фу (Sharin Foo), вернулась из Лос-Анджелеса, где она провела 17 лет, в родную Данию, а ее одногруппник Суне Роуз Вагнер (Sune Rose Wagner) передумал выпускать сольный альбом. Вместо этого The Raveonettes вспомнили, как им удаются кавер-версии (их прочтение "The End" - хайлайт компиляции под красноречивым названием "A Psych Tribute to the Doors"), и бойко переиначили свои любимые песни - включая классику особенно повлиявших на их музыку The Everly Brothers ("All I Have to Do Is Dream") и The Velvet Underground ("Venus in Furs"). 28 минут вызывающе мелодичного даже по меркам The Raveonettes шугейза - своевременное напоминание об эффективности их вокальных гармоний и многоэтажных гитар.


Future Utopia "Django's High"

Future Utopia - проект уважаемого английского продюсера Фрейзера Т. Смита (Fraser T. Smith), в разные годы награждавшегося "Грэмми" в категории "Альбом года" (за работу над "21" Адель) и аж тремя премиями Айвора Новелло (за сотрудничество со звездой британского рэпа Дейвом). "Django's High" - вторая полнометражная пластинка проекта, и если над ее названием можно острить, то к ее содержанию не придерешься: это кинематографичная и - ну еще бы! - ладно спродюсированная неопсиходелия, звучащая как что-то среднее между Tame Impala (на Кевина Паркера Смит отчаянно похож не только песнями, но и вокальными интонациями), Washed Out и Khruangbin. Несмотря на завидный список контактов, Смит ограничился в этот раз единственным специальным гостем - Сержем Пиццорно (Serge Pizzorno) из Kasabian, у которых тоже вышел новый альбом.


Kiasmos "II"

Дуэт исландца Олавюра Арнальдса (Ólafur Arnalds) и фарерца Януса Расмуссена (Janus Rasmussen) определяет собственную стилистику как "эмоциональный рейв" - танцевальную музыку, под которую можно и нужно расчувствоваться. Дебютная пластинка Kiasmos этот фокус исполняла более-менее на лету - альбом был записан за две недели. Новый доводился до ума десять лет, и это слышно: хотя творческий метод Kiasmos - пружинистое минимал-техно плюс пышные оркестровые аранжировки, приправленные пресловутой скандинавской сказочностью, - особо не изменился, отполирован он в этот раз до идеального блеска. Разумеется, за всю красоту отвечает Арнальдс, один из постер-боев так называемой неоклассики, на "II" заведующий аранжировками для струнного квартета и симфонического оркестра. Но важно, что красота эта дополняет, а не давит танцевальную природу большинства треков: эту музыку легко представить звучащей и в Harpa с Barbican, и на какой-нибудь "Коачелле".


#rewind
nonkeen "All good?"

Обилие новой музыки чревато пробелами в ежемесячных топ-10, для восполнения которых был придуман этот редкий, но меткий хэштег. В конце июня вышел третий альбом немецкого трио Nonkeen, официально дебютировавшего в 2016 году сразу двумя релизами ("The Gamble" и "Oddments of the Gamble"), но корни пустившего еще в прошлом веке: в группе числятся знакомые с детства школьные друзья, один из которых - титан неоклассики Нильс Фрам (Nils Frahm). "All good?" рекламируется как трибьют "легендарному", но предположительно вымышленному пионеру синтеза джаза и электроники Херберту Ласло Лазеру, но изощренность мифологии (из названий восьми треков складывается программная цитата Лазера) не отвлекает от кристальной - то есть, очень фрамовской - чистоты намерений погрузить слушателя в 64-минутную негу. Учитывая, что сольное творчество Нильса все чаще заносит в крайности (то трехчасовой эмбиент-эпос, то получасовой piano-пустяк), по чему-то вроде "All good?" - где есть место и скорбным синтезаторам, и упругим басовым линиям, и джазовым барабанам, и живой реакции live-аудитории - лично я успел соскучиться.


Альбом месяца
Jack White "No Name"

Наконец, есть что-то невероятно освежающее в том, что один из лучших альбомов месяца и года нельзя послушать ни на каких стриминг-сервисах, а можно - на виниле (если вы счастливый посетитель одного из магазинов Third Man Records в предпоследнюю пятницу июля) или в собственной медиатеке (поскольку издатель пластинки поощрял ее конвертацию в mp3 и распространение всеми возможными способами). Именно так - олдскульнее некуда - выпустил свой шестой сольный альбом крестный отец винилового бума Джек Уайт, и хотя скоро она наверняка дебютирует на стримингах и станет украшением очередного делюкс-подгона под вывеской Third Man Vault, прямо сейчас все, кому есть дело до музыки рок, с упоением слушают пиратские рипы безымянной пластинки с белым лейблом.

Лучшая часть этой истории - тут действительно есть что послушать! Новый альбом Уайта - его самая убедительная запись в составе любой группы за последние 15 лет, что по умолчанию делает ее лучшим сольником Джека, вернувшегося к своим гаражным корням и записавшего чертову дюжину громких и грязных, сырых и сальных блюзов, где все его сомнительные эксперименты сдались под напором риффов. Они, когда-то сделавшие Уайту имя, обрушиваются на слушателя взбудораженным стадом супербизонов (русскому языку отчаянно не хватает адекватного перевода слова stampede!) - поминутно напоминая классику Led Zeppelin, канон The White Stripes и о старомодной крутизне одного из последних знаменосцев рок-н-ролла в равнодушном к нему XXI веке.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

30.07.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: