МУЗЫКА  Проверка пульса: июль

Scanner, Yunx, E.R.P, Solar X, Hatti Vatti и другие электронные новинки июля

Hatti Vatti "Zeit" (R&S Records)

Житель польского Гданьска Пётр Калински (Piotr Kaliński) начинал с абстрактного даб-техно, затем переключился на всякого рода ломаную музыку в диапазоне от дабстепа до броукен-бита и драм-н-бейса, а теперь неожиданно собрал живой состав (куда входят басист, барабанщик, саксофонист, а также сам Пётр в качестве электронщика и бенд-лидера) и заиграл современный джаз. Заиграл настолько успешно, что пластинку подписал легендарный R&S. Надо сказать, что "Zeit" и вправду очень впечатляет, это музыка из одной вселенной с поздними, уже джазовыми записями Джеймса Холдена (James Holden) или с "бэндовой" реинкарнацией Floating Points (что особенно приятно на фоне того, что сам Floating Points кажется двинулся в последнее время в сторону коммерческого клубного звучания). Секвенсорный аналоговый минимализм изящно вплетен в канитель живых ударных, из-под которых выезжает то энергичный хаус-бит, то неторопливый дабовый кач, а джазовые инструменты как бы рассказывают в этом психоделическом пространстве свою собственную историю. С одной стороны, очень насыщено событиями (а значит не надоест), с другой – абсолютно "trippy".

Seph "Séptimo Sentido" (Lapsus)

Седьмой альбом аргентинского музыканта Себастьяна Галанте (Sebastian Galante), ставший для него первым релизом на испанском лейбле Lapsus. Пластинка начинается с мелодичного брейкбит-аплифтера в духе Гачи Бакрадзе (Gacha Bakradze) ¬(кажется именно такой звук мы сегодня и связываем с Lapsus), но дальше, сохранив брейкбит-начинку, аргентинец начинает двигаться в сторону музыки более сложной и модерновой – он то смещается в сторону хмурого абстрактного брейкс-минимализма, то замедляется в тяжеловесный даб, то напротив разгоняется до скоростных ритмов а-ля Skee Mask, то выдает нечто легкое и воздушное, а заканчивает уже почти олдскульным IDM. Тот случай, когда в основе музыка вроде бы ретртманская, но при хорошо узнаваемой основе, результат получается современным и небанальным – это не подражание старым стилям, а именно что их развитие и переосмысление. На удивление интересно, ярко и разнообразно – стопроцентное попадание во все возможные топы.

Scanner & Neil Leonard "The Berklee Sessions" (Alltagsmusik)

Великолепная запись, которая подходит скорее под категорию "джаз", нежели под электронный формат, которому посвящена эта рубрика, но всё же лидером проекта стал многоопытный электронщик-экспериментатор Робин Римбо (Robin Rimbaud) aka Scanner (в чьем арсенале вместе с многочисленными синтезаторами здесь обнаруживается его любимый коротковолновый радиоприёмник), да и его соавтор Нил Леонард помимо саксофона и бас-кларнета играет здесь на россыпи электронных инструментов. К дуэту также присоединились ритм-секция в составе Дина Джонстона (Dean Johnston) и Майка Риварда (Mike Rivard), а также гитарист Дэвид Тронзо (David Tronzo). На выходе получается тягучий джаз-рок с психоделическим флёром – так могли бы звучать и мои любимцы Szun Waves, и какой-нибудь из проектов Билла Ласвелла (Bill Laswell) конца 1980-х – начала 1990-х. Интересно, что все композиции были сыграны и записаны в течение одной сессии в 2014 году, и еще десять лет ушло на то, чтобы этот материал свести и отредактировать.

Yunx "World Inside Out" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)

С момента камбэка и первого почти за 20 лет релиза манчестерского дуэта едва прошло полгода, и вот Yunx уже снова здесь со свежим материалом. Мягкая электроника и интеллигентное техно по заветам раннего Warp (в первую очередь, The Black Dog и B12) – их звук как будто не изменился за многие годы, разве что относительно предыдущей, январской пластинки "Imagine The Future" на "World Inside Out" чуть поменьше техно и в целом звучит альбом чуть поспокойнее. Даррен Табернер (Darren Taberner) и Йен Лоу (Iain Law) частенько вписывают в пост-детройтский контекст сэмплированные фанковые и хип-хоповые биты, что само по себе звучит довольно необычно – если в девяностые и нулевые в направлении синтеза хип-хопа с "умной электроникой" экспериментировали и те же Black Dog, и Irresistible Force, и Boulderdash, и Arovane, то сейчас хип-хоп стал явлением сугубо мейнстримовым, и с экспериментальной электроникой как-то совсем не монтируется. Yunx к тому же очень грамотно разбавляют этот грув синтетическими ритмами, ну а по части мелодики и атмосферы у них всегда всё было хорошо.

E.R.P. "Faded Caprice" (Apnea Records)

Техасский музыкант Джеральд Хэнсон (Gerald Hanson) выпускает музыку с середины 1990-х, но он не из тех, кто слишком уж частит с релизами. "Faded Caprice" – всего третий его полнометражный диск, да и коротких пластинок в его дискографии не так уж много. Как и полагается американскому адепту тру-электро, Хэнсон – музыкант довольно консервативный, за тридцать лет его звучание не слишком изменилось. В основе хорошо знакомый детройтский канон, заданный те же 30 лет назад проектом Drexciya (на один трек с ломаным битом – одна "прямая" вещь), но на "Faded Caprice" Хэнсон трактует этот космик-электро саунд максимально мягко и задумчиво. Классические синтезаторы и драм-машины звучат чисто и тепло, а ритм не доминирует над атмосферой. Это музыка настолько интеллигентная, насколько это вообще возможно в рамках электро.

Ghost Dubs "Damaged" (Pressure)

20 с лишним лет назад Михаэль Фидлер (Michael Fiedler) под именем Tokyo Tower выпускал музыку на стыке дабстепа, броукен-бита и экспериментальной электроники, в 2010-е увлекся регги и дабом и перезапустил карьеру под именем Jah Schulz, а в 2024-м соединил обе эти ипостаси в новом проекте Ghost Dubs, подписавшись на лейбл к Кевину Мартину (Kevin Martin) aka The Bug. "Damaged" – это классическое даб-техно берлинского разлива, причем в отличие от нынешней генеральной линии этого жанра, музыка это довольно тёмная (а вовсе не фоново-терапевтическая) и по-настоящему следующая ямайской традиции. По звучанию альбом близок к релизам Basic Channel, а точнее – к тому, что выпускал его саблейбл Burial Mix, в первую очередь к пластинкам проекта Rhythm & Sound. Максимально грязный звук, гудящий сверхнизкий бас и много гулкого эха.

Drøn "Graviton Remixes" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)

Подзабытый в наше время формат даже не макси, а мегасингла – 13 версий одного и того же трека от равных авторов общей длиной в час с лишним, бенефис ремикса как музыкальной формы. В качестве исходной точки выбран трек немецких ветеранов (карьера коллектива Drøn начиналась четверть века назад на лейбле Elektrolux), впервые вышедший на сборнике "Found Sound 3", и в оригинале "Гравитон" звучит как этакое интеллигентное мелодик-техно. В роли интерпретаторов – привычная для лейбла Touched компания музыкантов: Heogen, Inkipak, Skurken, Paddy Thorne, Iris Ipsum, Андерс Илар (Anders Ilar), Серж Гейзель (Serge Geyzel) и даже FSOL под ником Yage. Электро, брейкбит, классический IDM, эйсид-брейкс – здесь хороши буквально все версии, причем практически каждая не только раскрывает автора, но и дает новый ракурс на оригинальный трек. Выбрать одного фаворита сложно, но хочется выделить версии от Skurken, Карстена Пфлюма и в особенности Сержа Гейзела, неожиданно превратившего "Гравитон" в коллажный эмбиент в духе The Orb cо струнными и обрывками радиопереговоров.

Xylitol "Anemones" (Planet Mu)

Кэтрин Блэкхаус (Catherine Blackhouse) почти 20 лет была артисткой из глубокого подполья – она была диджеем-резидентом в клубе Kosmische (где, как можно заключить из названия, предпочитали краут-рок) и издавала CDR и семидюймовые пластинки на собственном лейбле Pierogi-Disc. Музыка Кейт так или иначе вращалась вокруг чиптюна, гуляя то в сторону шизоидного нью-вейва и электро, то в направлении абстрактно-шумовых экспериментов, то всё к тому же краут-року. В 2024-м Кейт внезапно материализовалась на Planet Mu, и открывающая альбом короткая интерлюдия вроде бы намекала что и здесь нас ждёт что-то околочиптюновое. Но дальше Xylitol выдает в меру олдскульный приятно-угловатый джангл в духе того, что в конце 90-х писали на трекерах, изредка переходящий в герридж и бейс. Симпатично и как-то небанально.

#rewind

Heiki "Valley Beyond" (Suction Records)

Канадец Хейки Силласте (Heiki Sillaste) занимается музыкой уже около сорока лет и за это время успел сменить множество стилей и проектов – в 1980-е он играл довольно оголтелый EBM и электро-индастриал в составе Digital Poodle, в 1990-е ¬– широкоформатную (от даунтемпо до d&b) электронику в Kinder Atom, а в 2000-е переключился на такие же эклектичные (техно, даб, эйсид, электро) сольники. Его пути с Suction Records уже пересекались в середине 2010-х, когда там выходили ремиксы на Digital Poodle, и вот теперь Силласте "дозрел" до полнометражного альбома под патронажем этого издательства. Как и положено на Suction, на "Valley Beyond" мы слышим сырую и нерафинированную (но ни в коем случае не лоуфайную) аналоговую электронику. Электро с вокодерами по заветам классиков вроде Dymanix II, эйсид-хаус в эстетике первого альбома 808 State, чуточку эмбиент-техно и мелодичные синтезаторные интерлюдии. Дело раннего Rephlex Records живёт и побеждает.

#re-rewind

Solar X "Outre X Mer" (Galaxid Records)

Переиздание года. Лейбл Нины Кравиц, специализирующийся на архивных записях российских электронщиков, наконец добрался до первого и возможно лучшего альбома Романа Белавкина. Сокращенный до ЕР "Outre X Mer" был издан в 1995 году на виниле на американском лейбле Defective и эта пластинка, в сущности, и принесла Solar X известность. А вот полная версия альбома выходила только на кассете в далеком 1994-м (это был дебютный релиз лейбла Art-Tek, который в конце 1990-х стал чем-то вроде русского Rephlex) и с тех пор ходила по рукам исключительно в виде рипов не самого лучшего качества, так что переиздание можно считать своего рода "обретением святыни". Стилистически "Outre X Mer" – это классический IDM первой волны "докомпьютерной" (ну точнее до-VST'шной, поскольку компьютер и звуковая карта со встроенным аппаратным сэмплером при записи этого альбома всё же использовались) эпохи. К 1994 году в жанре просто еще не успел утвердиться канон, поэтому вместе с заковыристыми ритмическими рисунками мы запросто можем услышать здесь быструю прямую бочку – этот альбом хорош тем, что с одной стороны уже очень интересно звучит, а с другой еще несет обаяние и наивность освоения неизведанной территории.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

25.07.2024, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: