Hatti Vatti "Zeit" (R&S Records)
Житель польского Гданьска Пётр Калински (Piotr Kaliński) начинал с абстрактного даб-техно, затем переключился на всякого рода ломаную музыку в диапазоне от дабстепа до броукен-бита и драм-н-бейса, а теперь неожиданно собрал живой состав (куда входят басист, барабанщик, саксофонист, а также сам Пётр в качестве электронщика и бенд-лидера) и заиграл современный джаз. Заиграл настолько успешно, что пластинку подписал легендарный R&S. Надо сказать, что "Zeit" и вправду очень впечатляет, это музыка из одной вселенной с поздними, уже джазовыми записями Джеймса Холдена (James Holden) или с "бэндовой" реинкарнацией Floating Points (что особенно приятно на фоне того, что сам Floating Points кажется двинулся в последнее время в сторону коммерческого клубного звучания). Секвенсорный аналоговый минимализм изящно вплетен в канитель живых ударных, из-под которых выезжает то энергичный хаус-бит, то неторопливый дабовый кач, а джазовые инструменты как бы рассказывают в этом психоделическом пространстве свою собственную историю. С одной стороны, очень насыщено событиями (а значит не надоест), с другой – абсолютно "trippy".
Seph "Séptimo Sentido" (Lapsus)
Седьмой альбом аргентинского музыканта Себастьяна Галанте (Sebastian Galante), ставший для него первым релизом на испанском лейбле Lapsus. Пластинка начинается с мелодичного брейкбит-аплифтера в духе Гачи Бакрадзе (Gacha Bakradze) ¬(кажется именно такой звук мы сегодня и связываем с Lapsus), но дальше, сохранив брейкбит-начинку, аргентинец начинает двигаться в сторону музыки более сложной и модерновой – он то смещается в сторону хмурого абстрактного брейкс-минимализма, то замедляется в тяжеловесный даб, то напротив разгоняется до скоростных ритмов а-ля Skee Mask, то выдает нечто легкое и воздушное, а заканчивает уже почти олдскульным IDM. Тот случай, когда в основе музыка вроде бы ретртманская, но при хорошо узнаваемой основе, результат получается современным и небанальным – это не подражание старым стилям, а именно что их развитие и переосмысление. На удивление интересно, ярко и разнообразно – стопроцентное попадание во все возможные топы.
Scanner & Neil Leonard "The Berklee Sessions" (Alltagsmusik)
Великолепная запись, которая подходит скорее под категорию "джаз", нежели под электронный формат, которому посвящена эта рубрика, но всё же лидером проекта стал многоопытный электронщик-экспериментатор Робин Римбо (Robin Rimbaud) aka Scanner (в чьем арсенале вместе с многочисленными синтезаторами здесь обнаруживается его любимый коротковолновый радиоприёмник), да и его соавтор Нил Леонард помимо саксофона и бас-кларнета играет здесь на россыпи электронных инструментов. К дуэту также присоединились ритм-секция в составе Дина Джонстона (Dean Johnston) и Майка Риварда (Mike Rivard), а также гитарист Дэвид Тронзо (David Tronzo). На выходе получается тягучий джаз-рок с психоделическим флёром – так могли бы звучать и мои любимцы Szun Waves, и какой-нибудь из проектов Билла Ласвелла (Bill Laswell) конца 1980-х – начала 1990-х. Интересно, что все композиции были сыграны и записаны в течение одной сессии в 2014 году, и еще десять лет ушло на то, чтобы этот материал свести и отредактировать.
Yunx "World Inside Out" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)
С момента камбэка и первого почти за 20 лет релиза манчестерского дуэта едва прошло полгода, и вот Yunx уже снова здесь со свежим материалом. Мягкая электроника и интеллигентное техно по заветам раннего Warp (в первую очередь, The Black Dog и B12) – их звук как будто не изменился за многие годы, разве что относительно предыдущей, январской пластинки "Imagine The Future" на "World Inside Out" чуть поменьше техно и в целом звучит альбом чуть поспокойнее. Даррен Табернер (Darren Taberner) и Йен Лоу (Iain Law) частенько вписывают в пост-детройтский контекст сэмплированные фанковые и хип-хоповые биты, что само по себе звучит довольно необычно – если в девяностые и нулевые в направлении синтеза хип-хопа с "умной электроникой" экспериментировали и те же Black Dog, и Irresistible Force, и Boulderdash, и Arovane, то сейчас хип-хоп стал явлением сугубо мейнстримовым, и с экспериментальной электроникой как-то совсем не монтируется. Yunx к тому же очень грамотно разбавляют этот грув синтетическими ритмами, ну а по части мелодики и атмосферы у них всегда всё было хорошо.
E.R.P. "Faded Caprice" (Apnea Records)
Техасский музыкант Джеральд Хэнсон (Gerald Hanson) выпускает музыку с середины 1990-х, но он не из тех, кто слишком уж частит с релизами. "Faded Caprice" – всего третий его полнометражный диск, да и коротких пластинок в его дискографии не так уж много. Как и полагается американскому адепту тру-электро, Хэнсон – музыкант довольно консервативный, за тридцать лет его звучание не слишком изменилось. В основе хорошо знакомый детройтский канон, заданный те же 30 лет назад проектом Drexciya (на один трек с ломаным битом – одна "прямая" вещь), но на "Faded Caprice" Хэнсон трактует этот космик-электро саунд максимально мягко и задумчиво. Классические синтезаторы и драм-машины звучат чисто и тепло, а ритм не доминирует над атмосферой. Это музыка настолько интеллигентная, насколько это вообще возможно в рамках электро.
Ghost Dubs "Damaged" (Pressure)
20 с лишним лет назад Михаэль Фидлер (Michael Fiedler) под именем Tokyo Tower выпускал музыку на стыке дабстепа, броукен-бита и экспериментальной электроники, в 2010-е увлекся регги и дабом и перезапустил карьеру под именем Jah Schulz, а в 2024-м соединил обе эти ипостаси в новом проекте Ghost Dubs, подписавшись на лейбл к Кевину Мартину (Kevin Martin) aka The Bug. "Damaged" – это классическое даб-техно берлинского разлива, причем в отличие от нынешней генеральной линии этого жанра, музыка это довольно тёмная (а вовсе не фоново-терапевтическая) и по-настоящему следующая ямайской традиции. По звучанию альбом близок к релизам Basic Channel, а точнее – к тому, что выпускал его саблейбл Burial Mix, в первую очередь к пластинкам проекта Rhythm & Sound. Максимально грязный звук, гудящий сверхнизкий бас и много гулкого эха.
Drøn "Graviton Remixes" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Подзабытый в наше время формат даже не макси, а мегасингла – 13 версий одного и того же трека от равных авторов общей длиной в час с лишним, бенефис ремикса как музыкальной формы. В качестве исходной точки выбран трек немецких ветеранов (карьера коллектива Drøn начиналась четверть века назад на лейбле Elektrolux), впервые вышедший на сборнике "Found Sound 3", и в оригинале "Гравитон" звучит как этакое интеллигентное мелодик-техно. В роли интерпретаторов – привычная для лейбла Touched компания музыкантов: Heogen, Inkipak, Skurken, Paddy Thorne, Iris Ipsum, Андерс Илар (Anders Ilar), Серж Гейзель (Serge Geyzel) и даже FSOL под ником Yage. Электро, брейкбит, классический IDM, эйсид-брейкс – здесь хороши буквально все версии, причем практически каждая не только раскрывает автора, но и дает новый ракурс на оригинальный трек. Выбрать одного фаворита сложно, но хочется выделить версии от Skurken, Карстена Пфлюма и в особенности Сержа Гейзела, неожиданно превратившего "Гравитон" в коллажный эмбиент в духе The Orb cо струнными и обрывками радиопереговоров.
Xylitol "Anemones" (Planet Mu)
Кэтрин Блэкхаус (Catherine Blackhouse) почти 20 лет была артисткой из глубокого подполья – она была диджеем-резидентом в клубе Kosmische (где, как можно заключить из названия, предпочитали краут-рок) и издавала CDR и семидюймовые пластинки на собственном лейбле Pierogi-Disc. Музыка Кейт так или иначе вращалась вокруг чиптюна, гуляя то в сторону шизоидного нью-вейва и электро, то в направлении абстрактно-шумовых экспериментов, то всё к тому же краут-року. В 2024-м Кейт внезапно материализовалась на Planet Mu, и открывающая альбом короткая интерлюдия вроде бы намекала что и здесь нас ждёт что-то околочиптюновое. Но дальше Xylitol выдает в меру олдскульный приятно-угловатый джангл в духе того, что в конце 90-х писали на трекерах, изредка переходящий в герридж и бейс. Симпатично и как-то небанально.
#rewind
Heiki "Valley Beyond" (Suction Records)
Канадец Хейки Силласте (Heiki Sillaste) занимается музыкой уже около сорока лет и за это время успел сменить множество стилей и проектов – в 1980-е он играл довольно оголтелый EBM и электро-индастриал в составе Digital Poodle, в 1990-е ¬– широкоформатную (от даунтемпо до d&b) электронику в Kinder Atom, а в 2000-е переключился на такие же эклектичные (техно, даб, эйсид, электро) сольники. Его пути с Suction Records уже пересекались в середине 2010-х, когда там выходили ремиксы на Digital Poodle, и вот теперь Силласте "дозрел" до полнометражного альбома под патронажем этого издательства. Как и положено на Suction, на "Valley Beyond" мы слышим сырую и нерафинированную (но ни в коем случае не лоуфайную) аналоговую электронику. Электро с вокодерами по заветам классиков вроде Dymanix II, эйсид-хаус в эстетике первого альбома 808 State, чуточку эмбиент-техно и мелодичные синтезаторные интерлюдии. Дело раннего Rephlex Records живёт и побеждает.
#re-rewind
Solar X "Outre X Mer" (Galaxid Records)
Переиздание года. Лейбл Нины Кравиц, специализирующийся на архивных записях российских электронщиков, наконец добрался до первого и возможно лучшего альбома Романа Белавкина. Сокращенный до ЕР "Outre X Mer" был издан в 1995 году на виниле на американском лейбле Defective и эта пластинка, в сущности, и принесла Solar X известность. А вот полная версия альбома выходила только на кассете в далеком 1994-м (это был дебютный релиз лейбла Art-Tek, который в конце 1990-х стал чем-то вроде русского Rephlex) и с тех пор ходила по рукам исключительно в виде рипов не самого лучшего качества, так что переиздание можно считать своего рода "обретением святыни". Стилистически "Outre X Mer" – это классический IDM первой волны "докомпьютерной" (ну точнее до-VST'шной, поскольку компьютер и звуковая карта со встроенным аппаратным сэмплером при записи этого альбома всё же использовались) эпохи. К 1994 году в жанре просто еще не успел утвердиться канон, поэтому вместе с заковыристыми ритмическими рисунками мы запросто можем услышать здесь быструю прямую бочку – этот альбом хорош тем, что с одной стороны уже очень интересно звучит, а с другой еще несет обаяние и наивность освоения неизведанной территории.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)