MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Montreux Jazz Festival-2024: дни 3 и 4

Editors, Smashing Pumpkins, Асаф Авидан, Deep Purple и Yussef Dayes Experience - во второй порции обзора Звуков с фестиваля в Монтре

Звуки продолжают серию репортажей с Montreux Jazz Festival, и сегодня мы попробуем перемещаться между двумя главными сценами, благо расписание концертов это позволяет. Буду ради вас метаться как сумасшедшая белочка. На бегу обнаруживаю, что памятник Фредди Меркьюри перенесли с главной площади Монтрё, поскольку именно там расположилась главная сцена. Теперь Фредди безо всякого пафоса стоит на променаде - и никто возле него не фотографируется. Магия места.

7 июля: нервы на пределе

На главной сцене Du Lac вечер открывают британцы Editors. Как в старые времена, музыканты выходят на сцену в черном - и начинают с беспощадного роботизированного рока "Strawberry Lemonade".
В последние годы их сплав дарквейв и электронного рока стал звучать куда более жестко и бескомпромиссно, и эта новая тенденция нашла свое выражение на альбоме "EBM" (2022) . Новым саундом альбом обязан неожиданному пополнению в составе: Бенджамин Джон Пауэр — он же Blanck Mass — стал сопродюсером альбома и присоединился к нему в качестве официального участника. Название альбома — это аббревиатура Editors и Blanck Mass, но также и заведомая отсылка к Electronic Body Music, мощному явлению, которое возникло в 1980-х годах и которое оказало огромное влияние на новый материал команды.

Но программа Монтре содержит не только песни с новой пластинки - такое ощущение, что Том Смит (Tom Smith) и компания собрали в коллекцию все самые суровые боевики, которые можно превратить в техно: "An End Has a Start", "Sugar", "Picturesque", "Karma Climb" - все они отлично ложатся в общую картину неумолимого разгула стихии.
Чтобы дать залу передышку, Том исполняет "Smokers Outside the Hospital Doors" в акустике и в сопровождении хора, а потом снова возвращается к своим убийственным риффам и стробоскопам. Между делом, группа исполняет роскошный, холодный кавер на "Killer" Adamski, а завершает свой сет шедевром краут-попа "Papillion". Ни убавить, ни прибавить.

В Casino этим вечером выступает Асаф Авидан (Asaf Avidan) - бурлеск-уникум с потрясающим вокальным диапазоном и мощной эмоциональной подачей. В Монтрё израильский музыкант даёт единственный концерт в рамках своего Ichnology Tour. Парень с прической в духе "Острых козырьков" и быстрыми сияющими глазами подскакивает к фортепиано и стартует с "Rock Of Lazarus".

С первых нот зал застывает в восхищении: у Асафа очень яркий вокал, точные мелизмы и такой накал страстей, что нас буквально сносит силой его фальцета. Неясно, зачем певец вздумал прятать такую красоту за модуляторами: в "чистом" виде он звучит невероятно. И это далеко не все его достоинства: Асаф крутой мультиинструменталист и умный сонграйтер, тексты у его песен очень глубокие и точные.

В начале концерта Асаф обращается к публике:
- Я хочу поговорить о том, чего мы пытаемся достичь сегодня в этом зале. Я много путешествовал, показывая эту программу во многих странах и городах мира, и везде я слышал повторяющиеся слова: аудитория пытается использовать эти полтора-два часа, чтобы избежать реальности. Реальность сейчас слишком тревожна. Жизнь становится все сложнее, и люди пытаются использовать музыку, чтобы отрешиться от реальности. Не думать ни о чем, просто отключиться и что-то почувствовать. Но это не то, чем мы будем заниматься сегодня. Я понимаю эту необходимость, но мы попытаемся сделать строго противоположное эскапизму: интроспекцию. Мы собираемся использовать этот язык, эту музыку, чтобы заострить свой инструмент для раскопок и анализа самой реальной реальности. В поисках души мы будем слой за слоем снимать страх и неуверенность, чтобы обнажить суть, универсальное ядро, которое есть внутри каждого из нас. И мы возьмём наши осуждающие глаза, и обратим их внутрь себя, и увидим свои страхи - мы увидим их абсурдность прежде, чем эти эмоции преобразятся в нечто простое, вроде злости или ненависти. Трюк состоит в том, что язык музыки помогает не только увидеть вещи как они есть, но и придать им красоту и достоинство. Если мы способны проделать это с собой, значит, мы способны отнестись так и к другим - стать более щедрыми и эмпатичными по отношению к людям."

Диапазон стилей и жанров, в которых работает артист, огромен. В одной только композиции он умудряется совершенно органично скомбинировать кантри, соул, этнические восточные элементы, электронику и глэм. Асаф универсал — играет на всем, что звучит, уверенно использует звуковые эффекты и явно получает огромное удовольствие, общаясь с публикой. Прощаясь после выхода на "бис" и трогательной импровизации, он говорит:
— Мой последний номер весь создан на простой луп-станции и фортепиано. Как и во всей моей музыке, в нем нет предзаписанных элементов. И это очень правильно для джазового фестиваля. Я считаю, что живая музыка должна быть живой. Слишком часто в последнее время мы приходим на концерт и слышим гораздо больше [инструментов], чем видим на сцене. Многие группы и музыканты начали использовать компьютерную музыку в живых шоу с Ableton, наложенным вокалом и так далее . Я категорически против этого, я понимаю, что звучу сейчас как бумер, но я — за то, чтобы делать живую музыку и показывать, как она рождается, делать новые версии, уметь принимать ошибки и учиться на них. Я знаю, что я иногда лажаю, моя музыка не идеальна. Но я не нейрохирург, никто (я надеюсь) от этого не умрет, и все мы совершаем ошибки. Но главное, к чему вообще стоит привыкнуть, - мир несовершенен, фильтры Инстаграма и Ableton - это не реальность.Иногда мы лажаем, иногда это грязно и глупо, и в этом - прелесть опыта. Это была просто попытка оправдаться на случай, если я сейчас облажаюсь.
И выдает идеальную, душераздирающую балладу "900 Days". Прирожденная звезда.

Хедлайнеры дня - The Smashing Pumpkins, одна из самых свирепых, дерзких и культовых групп 90-х. Билли Корган ( Billy Corgan и его соратники не только помогли сформировать звучание 1990-х, но и несколько раз его переосмыслили. "The World Is a Vampire" — во многом сенсационное турне: первая серия коецертов такого размаха после воссоединения Коргана с Джеймсом Ихой (James Iha) и Джимми Чемберленом (Jimmy Chamberlin) и "проверка боем" новой гитаристки.

Напомним, что после ухода Шредера 5 января этого года Smashing Pumpkins объявили, что принимают заявки на вакансию гастрольного гитариста. К 17 января группа получила более 10 000 заявок и наняла 8 человек на полную ставку для их рассмотрения. 26 апреля группа объявила, что они выбрали Кики Вонг (Kiki Wong). При этом Билли Корган отметил, что был ее фанатом "еще до того, как она подала свое имя на рассмотрение". В новой программе роль Кики чрезвычайно важна - она вся строится на гитарной игре, в противовес обилию синтезаторов в "Atum"..

Команда стартует с "The Everlasting Gaze" - и на первых же строчках "You know I'm not dead" вся площадь начинает петь. Пение не прекращается два часа, во время которых группа выдает один боевик за другим: за "Doomsday Clock" следует кавер на "Zoo Station" U2 (не самый удачный, да и группа для кавера выбрана, прямо скажем, сомнительная).

Буквально сразу становится очевидным, что группа выдала Кики Вонг огромный кредит доверия: на "Jellybelly" и "That Which Animates the Spirit" Билли поддерживает ее и предлагает играть дуэты. И Кики не подводит: рубится в лучших традициях мастеров старой сцены. Во время исполнения"Mayonnaise " и "Bullet With Butterfly Wings" накал достигает предела - больше света, больше плотность звука, и тут я внезапно вижу, что в глубине сцены скромно стоит бэк-вокалистка. На "Gossamer" гитаристка получает возможность сыграть дуэтом и с Ихой. Кстати, эта композиция внезапно заканчивается темой из "The Spaniards". А во время представления музыкантов на "Cherub Rock" Кики запиливает весьма экспрессивный рифф из "Smoke on the Water".
В финале звучит оглушающая, всепоглощающая "Zero". Это был идеальный день.

8 июля: черный день и дым над водой

Новости дня шокируют и убивают: войска РФ разбомбили детскую больницу в Киеве, режиссеру Беркович и драматургу Петрийчук дали по 6 лет колонии. Слушать и воспринимать музыку на фоне новостей очнь трудно. Поэтому я принимаю решение пропустить очередное триумфальное возвращение в Монтре монстров рока Alice Cooper и Deep Purple - и отправляюсь на принудительный музыкальный ретрит.

The Yussef Dayes Experience - самая теплая и солнечная музыка, какая только возможна. Юсеф Дайес — барабанщик, ученик Билли Кобэма и один из самых интересных джазовых музыкантов нового поколения. Он родом из Лондона, этого великого музыкального анклава, в котором звучит самый богатый спектр звуков и ритмов из южного полушария, от Западной Африки до Карибского бассейна и Южной Америки.
Дайес уже отчасти известен нам как участник дуэта Yussef Kamaal, но его игру можно услышать в составах многих групп сцены Южного Лондона (Tom Misch, Alfa Mist и другие). Осенью 2023 года он выпустил свой альбом Black Classical Music, отсылающий к знаменитой лирике Нины Симон (Nina Simone), поддержанный силами лучших современных джазовых музыкантов: Rocco Paladino, Charlie Stacey, Masego и Shabaka Hutchings.
Сочетая в своей игре джаз, регги и хип-хоп, Дайес создает на сцене потрясающее, лучистое, обволакивающее пространство. И, конечно же, то тем, кем Дайес является сегодня, невозможно без его классного состава: басиста Рокко Паладино (Rocco Paladino), клавишника Элайджи Фокса (Elijah Fox), перкуссиониста Алекса Бурта (Alex Bourt) и саксофониста Venna.
Хипповская, нежная и в то же время очень "умная". эта музыка заставляет публику раскачиваться в такт и жечь батарейки мобильников, размахивая фонариками. Все узнаваемые композиции группа на концерте существенно усложняет и обогащает импровизационными моментами. У Дейса очень интересный стиль игры на барабанах, одновременно потрясающий своей мягкостью и сложностью, ритмической замысловатостью и плавной текучестью. Каждый участник состава вносит в эту картину свои элементы, и это очень органичная, мягкая синергия.

Когда звучит "Yesterday Princess", девушка, стоящая рядом со мной начинает плакать о чем-то своем. Всем нам иногда нужна музыка, которая помогает плакать.

Возвращаясь по променаду через главную сцену, я как раз попадаю на финал: "Space Truckin'" и "Smoke on the Water" с бесконечно повторяющимся рефреном. Группу вызывают на бис, однако мне не хочется расплескать удивительное ощущение гармонии и тепла от музыки Дейса. Не скучайте, старики. Мы еще встретимся.

07.07.2024, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: