Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
Aurora "What Happened to the Heart?"
При всем богатстве отстрелявшихся в июне поп-звезд (от сразу двух участниц Fifth Harmony до Charli XCX и, прости господи, Imagine Dragons) самую занимательную поп-пластинку месяца выпустила норвежка Аврора, не зря упоминаемая в числе источников вдохновения Билли Айлиш (Billie Eilish). Пятый альбом Авроры, пожалуй, уступает предыдущему "The Gods We Can Touch" по части прилипчивости, но впечатляет кругозором: помимо привычного - изощренно спродюсированного и мелодичного - электропопа, тут слышно и фолк, и техно, и Кейт Буш (Kate Bush), и Ане Брун (Ane Brun) - благо последняя еще и появляется с вокальным камео. Титульный вопрос Аврора называет "самым важным, красивым и грустным в моей жизни", и настроение ее новых песен ему под стать: озадаченная глобальным потеплением и бездушием общества, это пластинка не столько для ног, сколько для сердца, так что и ее явно чрезмерный для поп-альбома часовой хронометраж, в общем, простителен.
L'Impératrice "Pulsar"
Большие звезды франкофонных рынков, в последние годы L'Impératrice заметно расширили пространство гульбы, доигравшись до регулярных приглашений на фестивали калибра Lollapalooza и Coachella. Их третья полнометражная пластинка - еще один этап их коммерческой эволюции: на "Pulsar" гостят рэпер Erick the Architect и поп-звезда Мэгги Роджерс (Maggie Rogers), а звучание парижского секстета стало совсем уж мейнстримовым, напоминая Daft Punk образца "Random Access Memories" даже больше, чем группа Parcels (хотя, казалось бы, куда уж). Это, если что, комплимент: Daft Punk откровенно поторопились с распадом и одними из первых подтвердят, что талант к элегантному плагиату - особенность национального характера. Щедрое на эффектные хуки ню-диско L'Impératrice не тянет на откровение, но под размытое определение идеальной летней пластинки попадает вполне.
Hermanos Gutiérrez "Sonido Cósmico"
В самые что ни на есть звезды выбились за последние пару лет и братья Гутьеррес, что объяснить не в пример сложнее. Да, их записи с некоторых пор продюсирует и издает Дэн Ауэрбак (Dan Auerbach) из The Black Keys, но после отмены арена-тура последних все идет к тому, что Hermanos Gutiérrez и The Black Keys будут собирать одни и те же залы - хотя вместо хитов у Эстевана и Алехандро две электрические гитары да любовь к Морриконе. При этом фантазией - отличительной чертой востребованной в 2020-х инструментальной неопсиходелии - Hermanos Gutiérrez, в общем, обделены: даже те, кому они нравятся, признают, что братья исполняют на разные лады три знойных аккорда. Но, видимо, это правильные аккорды, с продюсерской подачи Ауэрбака (расширенный благодаря органу, перкуссии и струнным инструментарий - предположительно его идея) благополучно патентующие новый жанр - космик-латинамериканы.
Dirty Three "Love Changes Everything"
Став главным из The Bad Seeds и серийным напарником Ника Кейва (Nick Cave) вне группы, австралийский скрипач Уоррен Эллис (Warren Ellis) предсказуемо перевел свое первое детище, инструментальное трио Dirty Three, в категорию сайд-проектов (коих у него - композитора, продюсера и автора книги "Жвачка Нины Симон" - хватает и без Кейва). Немудрено, что 12-летняя пауза между релизами предыдущего ("Toward the Low Sun") и нового альбома Dirty Three - самая продолжительная в 32-летней истории группы, а звучит "Love Changes Everything" не как итог долгих раздумий, а как записанная за один или два тейка импровизация. Ее разделение на полудюжину треков (все - титульные) довольно условно: альбом может быть абразивным ("Love Changes Everything I") или медитативным ("Love Changes Everything II"), но не перестает быть монолитным - 42-минутным диалогом построковых гитар, джазовых барабанов и целого арсенала инструментов, на которых вдохновенно наяривает Эллис.
The Mysterines "Afraid of Tomorrows"
Все выписанные им во время пандемии авансы возвращают на своем втором альбоме англичане The Mysterines - вдохновленные просмотром фильма "Meet Me in the Bathroom" (тут мне стало обидно за книгу, которая сильно лучше) и на пять недель засевшие в лос-анджелесской студии орденоносного продюсера Джона Конглтона (St. Vincent, Blondie, Death Cab for Cutie). Воздавая должное и героям "Meet Me in the Bathroom" (в особенности, конечно, Yeah Yeah Yeahs), и альтернативным иконам 1990-х (например, Пи Джей Харви и Garbage), The Mysterines играют собранный, ревностный рок, прямо сейчас годный для того, чтобы звучать на разогреве у любой стадионной группы (год назад это были Arctic Monkeys), а потенциально способный на гораздо большее. Не хватает им разве что хита, но синглы "The Last Dance" и "Sink Ya Teeth" - шаги в верном направлении.
Joana Serrat "Big Wave"
Еще одно открытие ковидных месяцев, каталонская певица Жуана Серрат записывается с начала 2010-х, но в поле зрения "Прослушки" угодила со своим предыдущим альбомом под прекрасным названием "Hardcore from the Heart", вошедшим в Топ-10 моих любимых пластинок 2021 года. На ее озаглавленном с куда меньшей фантазией шестом LP Серрат вроде бы гнет ту же линию: это американа и хартленд-рок, переосмысленные с уклоном в винтажный дрим-поп в техасской студии при участии замеченных в Mercury Rev и Midlake американских друзей Жуаны. Она сама делит "Big Wave" на две половины: первую, вдохновленную записями Oneohtrix Point Never и поздних Low (если вкратце, экспериментальную), и вторую, органично вписывающуюся в ее скромный канон. Свои моменты есть и в первой (настолько увлеченной дисторшном, что забирающейся на территорию шугейза), но вторая звучит убедительнее, а баллада "A Dream That Can Last" - возможно, лучшая песня Серрат.
Swim Surreal & Zero 7 "In the Half Light"
Еще один blast from the past - дебютный альбом базирующегося в Калифорнии музыканта, прячущегося под вывеской Swim Surreal. 11 лет назад он впервые объединил усилиями с когда-то номинировавшимся на Mercury Prize и "Грэмми" английским дуэтом Zero 7, выпустив песню "Don't Call It Love", и одно привело к другому. Занявший декаду обмен имейлами и идеями увенчался релизом "In the Half Light" - полнометражной коллаборации давно не напоминавшей о себе группы и мало кому известного певца и сонграйтера. Zero 7 заявлены как соавторы и продюсеры пластинки (и подтянули своего старого приятеля Лу Стоуна), но за главного тут все же, похоже, Swim Surreal - использовавший и впрямь ударный сингл "Don't Call It Love" как отправную точку, а фирменное даунтемпо англичан - как красивые декорации для безоблачного чиллаут-фанка в духе (да, опять) поздних Daft Punk.
Emilíana Torrini "Miss Flower"
После 11-летнего затишья, по ходу которого она напоминала о себе эпизодическими коллаборациями (с канадцем Kid Koala и бельгийцами The Colorist Orchestra), полноценный новый альбом выпустила, наконец, исландка Торрини, когда-то ходившая в наследницах, кого же еще, Бьорк (Björk) и соавторах Кайли, но в память врезавшаяся не этим, а отмечающей в этом году четвертьвековой юбилей пластинкой "Love in the Time of Science". Хорошие новости: "Miss Flower" звучит как лучшая запись Эмилианы за последние 24 года - уверенно выводящая среднее арифметическое между трип-хопом конца 1990-х, затейливым инди-фолком, которым она промышляла в нулевых, и всевозможными оттенками скандинавской электроники (на всякий случай напомню, что начинала Торрини в группе GusGus). Ах да, на создание альбома Эмилиану вдохновила стопка любовных писем, адресованных полвека назад ныне покойной матери ее подруги. Эта история сразила не только артистку, но и режиссеров великого рок-дока "20,000 дней на Земле", снявших "отчасти фильм, отчасти спектакль, отчасти горячечный бред" "The Extraordinary Miss Flower" с Эмилианой в одной из ролей (в других - Ричард Айоади и Ник Кейв).
Loma "How Will I Live Without a Body?"
Производит впечатление и предыстория названия третьего альбома Loma. Если их предыдущая пластинка "Don't Shy Away" запомнилась коллаборацией с Брайаном Ино (Brian Eno), то над этой нависла тень Лори Андерсон (Laurie Anderson), чья AI-копия (!) ответила на фотографию участника трио Джонатана Мейбурга (он же - фронтмен Shearwater) парой стихотворений, одно из которых задавалось титульным вопросом. Используемое с разрешения Андерсон название стало финальным фрагментом пазла, которым оказалась работа над пластинкой: музыканты Loma разъехались кто куда (Мейбург - в Германию, солистка Эмили Кросс из Cross Record - на родину в Англию, а Дэн Душиньский остался в Техасе) и нашли временно утраченный общий язык далеко не с первой попытки, прошлой зимой в Дорсете. Игра стоила свеч: записанная в уникальных декорациях (мастерской гробовщика и руин средневековой часовни) и звучащая им под стать, "How Will I Live Without a Body?" - завораживающая эмбиент-фолк-пластинка, лишь однажды неуловимо напоминающая чужую классику ("Histoire de Melody Nelson" Генсбура), в остальном, кажется, единственная в своем роде.
Альбом месяца
MONO "Oath"
Невольным реквиемом по Стиву Альбини (Steve Albini) обернулся 12-й альбом японского квартета MONO, работавшего со знаменитым чикагским продюсером на протяжении 22 из 25 лет своего существования. По признанию музыкантов MONO, Альбини идеально переносил их "сырые эмоции" на пленку, и "Oath" - еще одна иллюстрация эффективности их связки. Не изменяя себе, японцы яростно малюют экспансивные (7-9 минут) построковые пейзажи, которыми могли бы показаться вторичными, используй они меньше красок. Медленно, но уверенно наращивая темп по лекалам Mogwai и находя применение духовым и струнным не хуже, чем Sigur Rós, четверо из Токио используют и электронику, и неоклассические штампы - при этом прибавляя от альбома к альбому. Три года назад мне казалось, что их лучшая пластинка - это предыдущая "Pilgrimage of the Soul", но композиции вроде программной "Hear the Wind Sing" и красивейшей "We All Shine On" убеждают в том, что "Oath" еще лучше. Об артистах, отмечающих четвертьвековой юбилей, такое скажешь нечасто, но знакомство с MONO можно и нужно начинать с нового альбома.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)