МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов июня

Норвежский поп, французское ню-диско и японский реквием по Стиву Альбини - в обзоре главных пластинок июня

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.

Aurora "What Happened to the Heart?"

При всем богатстве отстрелявшихся в июне поп-звезд (от сразу двух участниц Fifth Harmony до Charli XCX и, прости господи, Imagine Dragons) самую занимательную поп-пластинку месяца выпустила норвежка Аврора, не зря упоминаемая в числе источников вдохновения Билли Айлиш (Billie Eilish). Пятый альбом Авроры, пожалуй, уступает предыдущему "The Gods We Can Touch" по части прилипчивости, но впечатляет кругозором: помимо привычного - изощренно спродюсированного и мелодичного - электропопа, тут слышно и фолк, и техно, и Кейт Буш (Kate Bush), и Ане Брун (Ane Brun) - благо последняя еще и появляется с вокальным камео. Титульный вопрос Аврора называет "самым важным, красивым и грустным в моей жизни", и настроение ее новых песен ему под стать: озадаченная глобальным потеплением и бездушием общества, это пластинка не столько для ног, сколько для сердца, так что и ее явно чрезмерный для поп-альбома часовой хронометраж, в общем, простителен.


L'Impératrice "Pulsar"

Большие звезды франкофонных рынков, в последние годы L'Impératrice заметно расширили пространство гульбы, доигравшись до регулярных приглашений на фестивали калибра Lollapalooza и Coachella. Их третья полнометражная пластинка - еще один этап их коммерческой эволюции: на "Pulsar" гостят рэпер Erick the Architect и поп-звезда Мэгги Роджерс (Maggie Rogers), а звучание парижского секстета стало совсем уж мейнстримовым, напоминая Daft Punk образца "Random Access Memories" даже больше, чем группа Parcels (хотя, казалось бы, куда уж). Это, если что, комплимент: Daft Punk откровенно поторопились с распадом и одними из первых подтвердят, что талант к элегантному плагиату - особенность национального характера. Щедрое на эффектные хуки ню-диско L'Impératrice не тянет на откровение, но под размытое определение идеальной летней пластинки попадает вполне.


Hermanos Gutiérrez "Sonido Cósmico"

В самые что ни на есть звезды выбились за последние пару лет и братья Гутьеррес, что объяснить не в пример сложнее. Да, их записи с некоторых пор продюсирует и издает Дэн Ауэрбак (Dan Auerbach) из The Black Keys, но после отмены арена-тура последних все идет к тому, что Hermanos Gutiérrez и The Black Keys будут собирать одни и те же залы - хотя вместо хитов у Эстевана и Алехандро две электрические гитары да любовь к Морриконе. При этом фантазией - отличительной чертой востребованной в 2020-х инструментальной неопсиходелии - Hermanos Gutiérrez, в общем, обделены: даже те, кому они нравятся, признают, что братья исполняют на разные лады три знойных аккорда. Но, видимо, это правильные аккорды, с продюсерской подачи Ауэрбака (расширенный благодаря органу, перкуссии и струнным инструментарий - предположительно его идея) благополучно патентующие новый жанр - космик-латинамериканы.


Dirty Three "Love Changes Everything"

Став главным из The Bad Seeds и серийным напарником Ника Кейва (Nick Cave) вне группы, австралийский скрипач Уоррен Эллис (Warren Ellis) предсказуемо перевел свое первое детище, инструментальное трио Dirty Three, в категорию сайд-проектов (коих у него - композитора, продюсера и автора книги "Жвачка Нины Симон" - хватает и без Кейва). Немудрено, что 12-летняя пауза между релизами предыдущего ("Toward the Low Sun") и нового альбома Dirty Three - самая продолжительная в 32-летней истории группы, а звучит "Love Changes Everything" не как итог долгих раздумий, а как записанная за один или два тейка импровизация. Ее разделение на полудюжину треков (все - титульные) довольно условно: альбом может быть абразивным ("Love Changes Everything I") или медитативным ("Love Changes Everything II"), но не перестает быть монолитным - 42-минутным диалогом построковых гитар, джазовых барабанов и целого арсенала инструментов, на которых вдохновенно наяривает Эллис.


The Mysterines "Afraid of Tomorrows"

Все выписанные им во время пандемии авансы возвращают на своем втором альбоме англичане The Mysterines - вдохновленные просмотром фильма "Meet Me in the Bathroom" (тут мне стало обидно за книгу, которая сильно лучше) и на пять недель засевшие в лос-анджелесской студии орденоносного продюсера Джона Конглтона (St. Vincent, Blondie, Death Cab for Cutie). Воздавая должное и героям "Meet Me in the Bathroom" (в особенности, конечно, Yeah Yeah Yeahs), и альтернативным иконам 1990-х (например, Пи Джей Харви и Garbage), The Mysterines играют собранный, ревностный рок, прямо сейчас годный для того, чтобы звучать на разогреве у любой стадионной группы (год назад это были Arctic Monkeys), а потенциально способный на гораздо большее. Не хватает им разве что хита, но синглы "The Last Dance" и "Sink Ya Teeth" - шаги в верном направлении.


Joana Serrat "Big Wave"

Еще одно открытие ковидных месяцев, каталонская певица Жуана Серрат записывается с начала 2010-х, но в поле зрения "Прослушки" угодила со своим предыдущим альбомом под прекрасным названием "Hardcore from the Heart", вошедшим в Топ-10 моих любимых пластинок 2021 года. На ее озаглавленном с куда меньшей фантазией шестом LP Серрат вроде бы гнет ту же линию: это американа и хартленд-рок, переосмысленные с уклоном в винтажный дрим-поп в техасской студии при участии замеченных в Mercury Rev и Midlake американских друзей Жуаны. Она сама делит "Big Wave" на две половины: первую, вдохновленную записями Oneohtrix Point Never и поздних Low (если вкратце, экспериментальную), и вторую, органично вписывающуюся в ее скромный канон. Свои моменты есть и в первой (настолько увлеченной дисторшном, что забирающейся на территорию шугейза), но вторая звучит убедительнее, а баллада "A Dream That Can Last" - возможно, лучшая песня Серрат.


Swim Surreal & Zero 7 "In the Half Light"

Еще один blast from the past - дебютный альбом базирующегося в Калифорнии музыканта, прячущегося под вывеской Swim Surreal. 11 лет назад он впервые объединил усилиями с когда-то номинировавшимся на Mercury Prize и "Грэмми" английским дуэтом Zero 7, выпустив песню "Don't Call It Love", и одно привело к другому. Занявший декаду обмен имейлами и идеями увенчался релизом "In the Half Light" - полнометражной коллаборации давно не напоминавшей о себе группы и мало кому известного певца и сонграйтера. Zero 7 заявлены как соавторы и продюсеры пластинки (и подтянули своего старого приятеля Лу Стоуна), но за главного тут все же, похоже, Swim Surreal - использовавший и впрямь ударный сингл "Don't Call It Love" как отправную точку, а фирменное даунтемпо англичан - как красивые декорации для безоблачного чиллаут-фанка в духе (да, опять) поздних Daft Punk.


Emilíana Torrini "Miss Flower"

После 11-летнего затишья, по ходу которого она напоминала о себе эпизодическими коллаборациями (с канадцем Kid Koala и бельгийцами The Colorist Orchestra), полноценный новый альбом выпустила, наконец, исландка Торрини, когда-то ходившая в наследницах, кого же еще, Бьорк (Björk) и соавторах Кайли, но в память врезавшаяся не этим, а отмечающей в этом году четвертьвековой юбилей пластинкой "Love in the Time of Science". Хорошие новости: "Miss Flower" звучит как лучшая запись Эмилианы за последние 24 года - уверенно выводящая среднее арифметическое между трип-хопом конца 1990-х, затейливым инди-фолком, которым она промышляла в нулевых, и всевозможными оттенками скандинавской электроники (на всякий случай напомню, что начинала Торрини в группе GusGus). Ах да, на создание альбома Эмилиану вдохновила стопка любовных писем, адресованных полвека назад ныне покойной матери ее подруги. Эта история сразила не только артистку, но и режиссеров великого рок-дока "20,000 дней на Земле", снявших "отчасти фильм, отчасти спектакль, отчасти горячечный бред" "The Extraordinary Miss Flower" с Эмилианой в одной из ролей (в других - Ричард Айоади и Ник Кейв).


Loma "How Will I Live Without a Body?"

Производит впечатление и предыстория названия третьего альбома Loma. Если их предыдущая пластинка "Don't Shy Away" запомнилась коллаборацией с Брайаном Ино (Brian Eno), то над этой нависла тень Лори Андерсон (Laurie Anderson), чья AI-копия (!) ответила на фотографию участника трио Джонатана Мейбурга (он же - фронтмен Shearwater) парой стихотворений, одно из которых задавалось титульным вопросом. Используемое с разрешения Андерсон название стало финальным фрагментом пазла, которым оказалась работа над пластинкой: музыканты Loma разъехались кто куда (Мейбург - в Германию, солистка Эмили Кросс из Cross Record - на родину в Англию, а Дэн Душиньский остался в Техасе) и нашли временно утраченный общий язык далеко не с первой попытки, прошлой зимой в Дорсете. Игра стоила свеч: записанная в уникальных декорациях (мастерской гробовщика и руин средневековой часовни) и звучащая им под стать, "How Will I Live Without a Body?" - завораживающая эмбиент-фолк-пластинка, лишь однажды неуловимо напоминающая чужую классику ("Histoire de Melody Nelson" Генсбура), в остальном, кажется, единственная в своем роде.


Альбом месяца
MONO "Oath"

Невольным реквиемом по Стиву Альбини (Steve Albini) обернулся 12-й альбом японского квартета MONO, работавшего со знаменитым чикагским продюсером на протяжении 22 из 25 лет своего существования. По признанию музыкантов MONO, Альбини идеально переносил их "сырые эмоции" на пленку, и "Oath" - еще одна иллюстрация эффективности их связки. Не изменяя себе, японцы яростно малюют экспансивные (7-9 минут) построковые пейзажи, которыми могли бы показаться вторичными, используй они меньше красок. Медленно, но уверенно наращивая темп по лекалам Mogwai и находя применение духовым и струнным не хуже, чем Sigur Rós, четверо из Токио используют и электронику, и неоклассические штампы - при этом прибавляя от альбома к альбому. Три года назад мне казалось, что их лучшая пластинка - это предыдущая "Pilgrimage of the Soul", но композиции вроде программной "Hear the Wind Sing" и красивейшей "We All Shine On" убеждают в том, что "Oath" еще лучше. Об артистах, отмечающих четвертьвековой юбилей, такое скажешь нечасто, но знакомство с MONO можно и нужно начинать с нового альбома.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

05.07.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: