МУЗЫКА  Проверка пульса: июнь

Skee Mask, u-Ziq, Actress, Coco Bryce и другие электронные новинки июня

BUNKR "Antenne" (VLSI Records)

Электронщик из Брайтона привлек моё внимание предыдущим (вторым по счету) альбомом "Graveyard Orbit", где я услышал немало приятных параллелей с музыкой Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss). Спустя три года – новый диск, и снова удача. "Antenne" – посвящение загадочной пиратской радиостанции, в середине девяностых наполнявшей лондонский эфир техно, брейкбитом, эмбиентом и немецкой синтезаторной музыкой. Альбом оказывается тем прекрасным типом электроники, которую очень сложно описать жанровыми тегами – в мелодиях и текстуре по-прежнему есть много общего с Ульрихом, но тут есть и этакий космо-минимализм в духе позднего Cosmic Baby, и прямые намеки на Kraftwerk времен "Radioactivity". С ритмами всё еще сложнее – тут и очень быстрое электро, и чуточку примодненного брейкбита а-ля Floating Points, и почти транс. Ингредиенты вроде бы простые и знакомые, но получается из них что-то самобытное – и не ретро, и не в духе модных тенденций, а как-то вообще на свой лад. Очень здорово.

Skee Mask "Resort" (Ilian Tape)

На фоне большого количества самиздата, который Брайан Мюллер (Bryan Müller) регулярно публиковал на своей bandcamp-странице, его первый за 3 года "номерной" альбом, изданный на виниле лейблом Ilian Tape, поначалу даже сложно воспринимать как некую веху, однако положение всё же обязывает. Относительно "Pool" или тем более "Compro" (где были рейды чуть ли не на территорию Autechre), "Resort" вполне в соответствии с названием звучит как-то более мягко и примирительно – мол, я, конечно, новатор, экспериментатор и вот это вот всё, но вообще-то я добрый. Комфортно-терапевтический эмбиент, IDM и брейкс с начинкой из задумчивых септаккордов, умиротворяющих саундскейпов и прочей чиллаутной меланхолии. Ну и под конец – самый настоящий хаус, который Брайан играет только по большим праздникам. Никакого вам "раздвижения границ допустимого", но как же, чёрт возьми, приятно на слух.

FaltyDL "In The Wake Of Wolves" (Central Processing Unit)

В конце нулевых, когда тон в электронике задавал пост-дабстеп, бруклинский музыкант Дрю Ластман (Drew Lustman) считался одним из "послов будущего" – его пластинки издавал моднейший Planet Mu, а его саунд на стыке герриджа, хауса, дабстепа и добавленной в этот коктейль "умной электроники" считался передним краем достижений и образцом для подражания. Вскоре карьера Ластмана пошла вверх – он подписался на еще более мейстримовый Ninja Tune и выпустил пару пластинок, где сделал несколько шагов в сторону мягкой приджазованности, слегка сгладив экспериментальные углы. Однако статус новаторов уже перехватило новое поколение – Arca, Sophie и им сочувствующие, и FaltyDL как-то незаметно ушел в тень, продолжая выпускать отличные пластинки уже самиздатом (здесь он почти повторял траекторию еще одного флагмана пост-дабстепа, Барри Линна aka Boxcutter). Однако в 2024-м Дрю вдруг всплыл на шеффилдском лейбле CPU, который, казалось бы, никогда не тяготел к бейс-ритмам, отдавая предпочтение электро и IDM. Строго говоря, "In The Wake Of Wolves" тоже можно определить тэгом IDM, но музыка это как бы совсем без отсылок к девяностым. Ориентиром здесь скорее был тот жесткий, угловатый, с индустриальным привкусом, саунд, который на рубеже 2000-х – 2010-х пытались получить на стыке IDM и бейса такие музыканты как Рул Функен (Roel Funcken) и Plaid. Чуть более типичный, мягко-хаусовый FaltyDL здесь представлен скорее в виде интерлюдий, разбавляющих всю эту симфонию экспериментов. Звучит всё вместе весьма освежающе, к тому же трек "Further" (проверено!) имеет отличный потенциал разрывать танцполы.

µ-Ziq "Grush" (Planet Mu)

С выходом позапрошлогоднего лонг-плея "Magic Pony Ride" и облака сопровождающих его ЕР, Майк Парадинас (Mike Paradinas) триумфально вернулся к истокам, напомнив о самом себе времен великого альбома "Lunatic Harness" (тоже с пафосом переизданного). Развеселый, порой дурашливый дрилл-н-басс всегда удавался Майку как никому другому. Альбом "Grush" эту тему достойно продолжает, но наследует даже не напрямую альбому, а сопровождавшему его туру (тоже весьма впечатляющему – поверьте очевидцу). Все треки Майк ухитрился сочинить непосредственно во время гастролей, а некоторые из них даже опробовать на своих лайв-шоу в сопровождении сюрреалистических роликов от видеохудожника ID-Mora. Если мелодически Парадинас не отходит далеко от своей фирменной "веселухи", то ритмическая палитра здесь даже более разнообразна, чем на "Magic Pony Ride" – доминирующий на пластинке джангловый ритм то замедляется в хип-хоп или Kuedo-образный бейс, то разгоняется почти в хардкор, а под конец в "Metaphonk" Майк решает (о господи, неееет!) испытать наши нервы реггетоном. Получается ярко и весело, но кажется как-то необязательно. По отношению к "Пони" "Grush" занимает примерно такое же место, как к "Royal Astronomy" по отношению к "Lunatic Harness" – фанатов не разочарует, но и новых людей в эту веру обратит едва ли.

Coco Bryce "City Pop" (Myor)

Нидерландский музыкант Йоэль Бего (Yoel Bego) может гордо именовать себя стахановцем-многостаночником – дискография одного только проекта Coco Bryce (названного в честь персонажа фильма "Кислотный дом") насчитывает с дюжину альбомов и полсотни синглов и ЕР, а проектов у Йоэля тоже ни один и не два. Как это часто бывает с много пишущими людьми, музыка Coco Bryce – не столько про композицию, сколько про атмосферу и саунд, с которым у Коко случаются очень точные попадания. На протяжении всей карьеры Бего ходит где-то вокруг всевозможной "ломаной" музыки – хип-хопа, даба, герриджа, драм-н-бейса и тому подобного. "City Pop" на этой карте располагается где-то между олдскульным атмосферик-джанглом (из которого убрано всё лишнее, включая лишние брейки – эта музыка лаконична даже на ритмическом уровне) и броукен-битом. Этот альбом прекрасен в первую очередь в своей нейтральности: "диповые" атмосферные аккорды, простые мелодии, фактурный, чётко читаемый бас – так писали в середине девяностых (пресловутое "мышление сэмплами"), а потом этот навык был как будто утерян. Тем приятнее слышать такую пластинку в середине 2020-х.

Illuvia "Earth Prism" (A Strangely Isolated Place)

Шестой (и третий для ASIP) альбом шведа Людвига Кимбрелиуса (Ludvig Cimbrelius). Если на первом, трехлетней давности, диске "Iridescence Of Clouds" Людвиг возвращал нам наш 1996-й вместе с жанром "арткор" (он же эмбиент-джангл), то здесь швед его уже деконструирует. С атмосферой здесь всё в порядке (местами это уже почти bvdub с его ангельскими голосами, тонущими в океане пэдов и реверберации). А вот ритм идет как бы пунктиром – где-то его нет вовсе, где-то он обозначен намеками (эффект обманутых ожиданий – будто бы вот уже сейчас придут барабаны, но их всё нет и нет), потом луп наконец ненадолго включается и тут же снова тонет в эхе и тумане. Минус этой музыки в том, что она какая-то уж слишком фоновая, здесь трудно цепляться за какие-то треки или отдельные мелодические или композиционные хиты. "Earth Prism" похож на саундтрек к компьютерной игре-бродилке, который звучит бесконечным потоком, едва реагируя на передвижения героя. Но в качестве этакого "опыта сосуществования в пространстве" – весьма достойно.

Serge Geyzel "It's Cancelled" (Adepta)

Уроженец Саратова и нынешний житель Берлина Сергей Гейзель в 2020-е выпустил несколько альбомов на знаковых лейблах, близких к IDM-тусовке (mindcolormusic, Diffuse Reality, Touched Revolutions и Pulse State), и звучала его музыка чаще всего как сочетание задумчивого-меланхоличного IDM со скоростными сэмплированными брейками. Однако в последнее время музыкант делал ставку на клубный формат, и его недавние ЕР звучали скорее как энергичное, но довольно темное электро. На шеститрековом "It's Cancelled" – не то длинной ЕР, не то коротком альбоме, Гейзель эти ипостаси объединяет, буквально распределив две стороны своего творчества по двум сторонам виниловой пластинки. Первая сторона – это мелодизм, грусть и ощущение воздуха, вторая – тяжелый бас, не менее увесистая бочка, переходящая в минимализм лаконичность и мрачноватая атмосфера. Ну а связующим звеном для двух частей пластинки выступает ритмическая структура – ажурные петли ударных, будто бы сыгранных джазовым барабанщиком.

Actress "Statik" (Smalltown Supersound)

Даррен Каннингем (Darren Cunningham) за последние годы проделал очень впечатляющий карьерный путь – в конце нулевых он был заметным, но совершенно нестатусным персонажем в британском электронном подполье (в первый раз я столкнулся с ним, кажется, в тот момент, когда на фестивале Bloc Weekend он играл в 9 утра, и мой день начинался с его лайва). С тех пор он приглянулся сначала лейблу Honest Jon's, одним из кураторов которого был Деймон Албарн (Damon Albarn), а затем и могучему Ninja Tune. При этом к его музыке я относился, что называется, с уважением, но без любви – она всегда была и более фрагментарной, и более лоуфайной, чем мне бы хотелось. Тем не менее, дебют Actress на норвежском лейбле Smalltown Supersound был хорошим поводом дать ему еще один шанс. Как оказалось, не зря – на "Statik" Даррен от фрагментарности и алогичности сделал уверенный шаг в сторону композиционной целостности, да и по части лоуфая как будто слегка прикрутил горелку. Получилась очень приятная на слух запись на стыке эмбиент-хауса и даб-техно – мягкий прямой бит, ненавязчивые атмосферные гармонии, тембры из дешевых самоиграек начала 1990-х и россыпь вокальных сэмплов. Немного странно видеть такое в мейнстриме, но для кассетного релиза где-нибудь на Opal Tapes подошло бы идеально.

#rewind

Casa Bonita "Casa Bonita" (Aquário Records)

Отматывать в этот раз приходится далеко – релиз аж из конца января, но музыка настолько хороша, что пройти мимо невозможно. Дебютный альбом лиссабонского квинтета, играющего живьем музыку, которой лучше всего подойдет тег "дискоделия". Диско-ритм, фанковый грув с живым басом, чуточку афро-карибской перкуссии, космические синтезаторы, электроорганы и квакающие гитары. Парадоксальным образом, в музыке Casa Bonita несложно найти аналогии с диско-фанком из СССР (в Союзе, как ни странно, отлично умели играть такое), ну или с проектом Kim & Buran, решившим вдруг перейти в формат полноценного лайв-бэнда. Разница в том, что у португальцев поменьше сентиментальных мелодий, а место их часто занимают те самые психоделические "зависоны", выстроенные вокруг повторов, гипнотического грува и "летающей" гитары. Совершеннейший олдскул, но звучит просто ошеломляюще круто.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

02.07.2024, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: