ТЕХНИКА  Клонируйте авторизованно

Лейбл Universal нанял стартап для создания авторизованных ИИ-копий голосов своих артистов. И подал иски против тех, кто обучал ИИ без разрешения

Лейбл Universal Music подписал контракт с ИИ-стартапом SoundLabs на создание "официальных, ультраточных вокальных моделей" артистов, выпускающих свои записи на лейбле. Модели такого рода будут обучаться самими артистами, - при этом обещается, что сами музыканты будут сохранять полный контроль над результатом и самой моделью.

Иными словами, Джон Бон Джови (Jon Bon Jovi) сможет записать новый альбом, даже не подходя к микрофону, а лишь используя созданную цифровую модель. С другой стороны, как утверждает Universal, только сам условный Бон Джови сможет распоряжаться этой моделью, а у посторонних такой возможности не будет.
По крайней мере, при жизни артиста.

"Артисты и продюсеры получат чрезвычайно значимую возможность экспериментировать с преобразованиями вокальных треков, в том числе с превращениями голоса в голос, голоса в инструмент, речи в пение, с переложением записей на другой язык, и мириады других вариантов, ранее казавшихся невозможными", - говорится в пресс-релизе.

Кому в наследство будут оставаться эти модели и будет ли у лейбла возможность ими распоряжаться после того, как артист по каким-либо причинам выпадет из обоймы, не указывается.

SoundLabs - стартап, созданный музыкантом-электронщиком и диджеем BT, который считается одним из первопроходцев транса и IDM. В 2010 гоу он получил номинацию на премию "Грэмми" за альбом These Hopeful Machines. С начала 2000-х он также активно пишет музыку для видеоигр.

В своей части пресс-релиза BT упирает на этичное использование искусственного интеллекта и формирование моделей при полном согласии и сподвижничестве артистов, чьи голоса планируется таким образом копировать.

"Искусственный интеллект, при условии этичного использования и полного согласия со стороны артиста, обладает титаническим потенциалом к раскрытию новых, невообразимых творческих возможностей, снижению трений в творческом процессе и демократизации творчества для артистов, слушателей и творцов всех мастей, - утверждает SoundLabs. - Мы создаём инструменты, которые не подменят живых артистов, но расширят их творческие возможности".

Последнее утверждение многие представители творческого цеха назовут спорным.

Любопытно, что Universal Music Group одновременно подал иски против других ИИ-компаний, обвиняя их создателей в массовом нарушении прав своих артистов. К иску подключились два других "кита" -- Sony Music и Warner Records.

Ответчики - компании Udio и Suno, разработчики ИИ-средств синтезирования музыки. Лейблы (небезосновательно) считают, что те при обучении своих моделей использовали записи, права на которые принадлежат топовым мировым лейблам.

И Udio, и Suno очень неопределённо отвечали на вопросы об источниках обучающих данных.

До 2022 года, когда генеративные ИИ начали массово выходить на коммерческий рынок, общим местом было тренировать их на основе "данных из открытых источников", то есть, грубо говоря, всего, что только доступно в интернете.

Когда же первичный хайп схлынул, художники, писатели и музыканты обнаружили, что их работы, выложенные в Сеть, использовали без их ведома и согласия, и что никаких компенсаций за это вендоры ИИ-решений платить не собираются.

Реакция на поднявшийся скандал со стороны медиакорпораций была очень неоднозначной. Но лейблы, судя по всему, решили, что их интересы в основном совпадают с интересами артистов, и что ИИ необходимо держать на коротком правовом поводке.

В апреле этог года более 200 музыкантов подписали открытое письмо с протестом против обесценивания прав артистов со стороны разработчиков генеративных моделей искусственного интеллекта.

А уже в мае лейбл Sony Music разослал в 700 компаний, занимающихся разработками генеративных ИИ, а также стриминговым сервисам письмо о том, что запрещает им использовать записи своих артистов для обучения ИИ.

По-видимому, предупреждению вняли не все. Иск против Suno и Udio, так же, как и иск газеты New York Times против OpenAI, и ряд исков со стороны писателей против ИИ-вендоров, по-видимому, должен будет сильно скорректировать правила игры на ИИ-рынке.

С другой стороны, контракт на "авторизованное клонирование" голосов музыкантов, которое сейчас подаётся как мера по защите их прав, может привести к тому, что лейблы смогут продолжать зарабатывать на своих артистах на протяжении десятилетий после того, как те уже не смогут записать ничего нового, да и все реальные бутлеги, бисайды, альтернативные версии и "утерянные записи" будут изданы и переизданы.

Всё зависит от добросовестности крупных корпораций, а это не то, чтобы надёжный фактор.

25.06.2024, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации:

  • MusicPro - Мы не нули, 19.06.2024
    Глава Spotify заявил, что стоимость контента равняется нулю. Музыканты приняли это на свой счёт. Почему взаимопонимания между сторонами нет и не будет? »»
  • Для профи - Superbooth 24: нашествие модулей, 27.05.2024
    Что показывали в Берлине на выставке синтезаторов Superbooth-24 »»
  • Для профи - Невидимые гиганты, 21.05.2024
    Большинство стриминг-сервисов не позволяют музыкантам загружать свои записи напрямую - только через дистрибьюторов. Кто эти дистрибьюторы и как их выбирать? Читайте обзор Звуков! »»