Multiples "Two Hours Or Something" (Stoor)
Нидерландский музыкант Йокем Паап (Jochem Paap) aka Speedy J – один из самых разнообразных современных электронщиков. В его карьере есть и умное техно, стоящее где-то в одном ряду с Orbital (альбом "G Spot" на Warp Records), и умиротворяющий эмбиент, изданный у Пита Намлука (Pete Namlook) на Fax +49-69/450464, и зубодробительный индустриальный IDM, и транс, и минимал, и почти шранц (в последние лет десять Паап практиковался в записи клубной музыки в духе "умри всё живое"). Его неожиданный дуэт с заслуженным экспериментатором Энтони Чайлдом (Anthony Child) aka Surgeon возвращает нас назад лет на 20-25 – то во времена резких и злых IDM-альбомов Speedy J "A Shocking Hobby" и "Public Energy #1", то куда-то во эпоху расцвета лейбла Mille Plateaux, к симфониям глитча и программного саунд-дизайна. Uneasy listening как он есть – мало того, что альбом и так звучит как головоломка, так еще и хронометраж переваливает далеко за полтора часа.
FJAAK "Fjaak The System" (Not On Label)
Третий лонг-плей берлинских протеже группы Modeselektor (в дискографии FJAAK есть пластинки как на Monkeytown, так и на 50 Weapons). Если живьем FJAAK чаще всего рубят довольно лютое техно, то на альбоме звучат куда разнообразнее – тут есть и этакий олдскульный рейв с сэмплами голосистых соул-певиц, и электро, но преобладает всё же хмурый и энергичный брейкбит в духе не то Underworld времен альбома "Second Toughest In The Infants", не то CJ Bolland периода "Analogue Theatre". И хотя брейкбит-ревайвал случился, мягко говоря, не вчера, но FJAAK, пожалуй, лучше других удалось нащупать то звучание и ту эмоцию, которые транслировала оригинальная брейкбит-волна. Альбому, пожалуй, не помешала бы рука строгого редактора (23 трека и 77 минут суммарного running time – это, пожалуй, перебор), но в остальном – однозначная удача.
Pub "Process The Wise" (Ampoule)
Герой-одиночка из Глазго занимается музыкой уже более 25 лет и интересен помимо прочего тем, что все эти годы верен, можно сказать, идее чучхе, то бишь опирается только на собственные силы. Среди нескольких десятков его релизов лишь один он доверил стороннему издателю (речь про альбом "Summer" 2000 года, изданный лейблом Vertical Form) и видимо не остался доволен. Как следствие – музыкант полностью лишен сдерживающих факторов и выпускает исключительно то, что хочет и когда хочет. Всё это время Pub ходит где-то вокруг до около эмбиент-техно, но каким-то непостижимым образом практически избегает всех свойственных жанру клише. Главное свойство "Process The Wise" – это сочетание "абстрактности" (т.е. построение треков не в виде "песен" с чётко выстроенной драматургией, а скорее в виде коллажей и череды событий, которая не очень подчиняется логике) и комфортного звучания – всё это музыка исключительно приятная на слух, местами даже почти нью-эйджевая. И если о многих героях чиллаут-сцены можно сказать (в исключительно комплиментарном ключе), что сейчас они звучат примерно так же, как "тогда", то Pub как раз очень удачно свой звук модернизирует. В "Process The Wise" можно услышать и параллели с Oneohtrix Point Never (ох уж эти тембры цифровых "самоиграек"), и этакий "комфортный глитч", как если бы FSOL решили записать альбом для лейбла 12k.
Steve Moore "Eye Of Horus" (L.I.E.S)
Едва вышел очередной диск дуэта Zombi, как их клавишник Стив Мур разродился новым сольником. Во второй половине 2010-х сольное творчество Мура, казалось, затмило Zombi – Стив тогда был, наверное, главным специалистом планеты в области звучания на стыке осовремененных Tangerine Dream и Джона Карпентера (John Carpenter). Но выпустив несколько очень удачных пластинок и не без успеха поработав в артхаусном кино, Мур снова отодвинул соло-проект на второй план, изредка постреливая танцевальными пластинками, пара из которых даже вышла на лейбле Kompakt. "Eye Of Horus" (6 треков общей длиной в полчаса, не то длинная ЕР, не то короткий альбом) как будто мирит две его ипостаси – треки строятся вокруг каркаса из мягкой, но увесистой прямой бочки, но сверху на этой арматуре выстроены ажурные конструкции из пульсирующих секвенций и арпеджио, а также возвышенных аккордов. Привет и тому же Карпентеру с его "хоррортроникой", и не в последнюю очередь, раннему немецкому трансу.
Morakh "Helix" (Местность)
Второй по счету альбом музыканта из подмосковного Подольска Валеры Емельянова идеально подходит под определение "модная танцевальная музыка здорового человека". Бейс, герридж, брейкбит, духоподъемные "стадионные" гармонии, тёплые, слегка плывущие пэды, мелко нарезанные вокальные сэмплы и гомеопатическая доза транса – так могли бы звучать Bicep, Overmono, Moderat, а возможно даже Orbital и Moby. Здесь как-то на удивление красиво выдержан баланс между тем, что называется "mass appeal" ("Helix" вполне можно себе представить в хедлайнерском слоте танцевальной сцены большого фестиваля – хоть Dekmantel, хоть "Пикника Афиши") и некой интеллигентностью звука – ни намека на EDM или "цифровой R&B", куда норовят в последнее время съехать Machinedrum или те же Overmono. Такой музыки и в Британии выходит не особенно много, несмотря на её популярность, а от земляков такого почему-то совсем не ждешь, а вот поди ж ты!
Priori "This But More" (Naff)
Четвертый лонг-плей монреальского музыканта Франсиса Латрея (Francis Latreille) – едва ли не самой заметной фигуры в новом поколении канадского техно, которое пришло на смену Ричи Хоутину (Richie Hawtin) и Мэтью Джонсону (Mathew Jonson). "This But More" идеально вписывается в довольно расплывчатое понятие "эмбиент-техно". Музыка это скорее домашняя, чем клубная, и ключевую роль здесь играют медленно наплывающие и отступающие как морской прибой синтезаторные аккорды и текстуры. Чуть вдали то и дело неназойливо постукивает бит – чаще прямой, а иногда ломаный, а скрепляют эту конструкцию довольно абстрактный саунд-дизайн (шорохи, шумы и переливающиеся секвенции, утопающие в эхе и реверберации) и приглушенные партии фортепиано, скрипки, саксофона и иногда человеческого голоса. Ярких мелодий вроде бы и нет, гармонии странные, но звучит красиво. В результате получается музыка, по духу близкая не то к Тиму Хекеру (Tim Hecker), не то к наиболее бодрым записям Брока Ван Вея (Brock Van Wey), не то к Deepchord и прочему полурастворившемуся даб-техно в духе лейбла Echospace [detroit].
Krystal Klear "Entity" (Running Back)
Американо-ирландский музыкант Деклан Леннон (Declan Lennon) верен идеалам олдскульной танцевальной музыки настолько, что за почти 15 лет активной карьеры так и не сподобился выпустить полнометражный альбом и "размножается" исключительно короткими формами. Его новый релиз для немецкого лейбла Running Back – это уже привычные 4 трека общей длиной чуть за 20 минут, идеально соответствующие установкам рейв-хита первой половины девяностых, увиденного через призму ностальгического постмодернизма. Эйфорический итальянский пиано-хаус, французское деконструированное диско, британский прогрессив-хаус, немецкий транс и американский электроклэш – всё это Леннон транслирует в идеальные танцевальные "бэнгеры", которые мы, кажется, скоро услышим на всех летних танцплощадках.
Hior Chronik "Crave For More" (Ki Records)
Греческого музыканта Хиора Хроника мы знаем в первую очередь благодаря дуэту с Arovane, но в его дискографии есть еще полтора десятка сольников, звучащих максимально разнообразно – от неоклассики (по "первому образованию" Хиор – пианист) и эмбиента до дип-хауса. Его новый релиз – это шаг именно в сторону танцев, в этом смысле он как бы в одиночку выполняет миссию дуэта Kiasmos. Начинается альбом с пульсирующего мелодик-техно в духе позднего Rival Consoles, продолжается шикарным атмосферным брейкбитом (в "Subway Straps" вспоминается невоспетый герой чиллаутов девяностых Young American Primitive и ранние сборники "Freezone", а в "Tempelhof" – уже чуть ли не Bicep), затем ненадолго Хиор уходит в хмурое эмбиент-техно и заканчивает неторопливым и умиротворяющим "дипом". Идеальная музыка для утреннего сета на хорошем опен-эйре.
Jan Jelinek "Social Engineering" (Faitiche)
Немецкий пионер глитча и автор великой пластинки "Loop-Finding-Jazz-Records" сделал решительный шаг в сторону современного искусства. "Social Engineering" – это не что иное, как концептуальный альбом про спам (что? да!). Согласно официальному пресс-релизу, "Альбом объединяет тринадцать фрагментов текста из так называемых фишинговых писем. Используя синтез речи, они произносятся, поются и преобразуются в абстрактные текстуры. Результатом стал 36-минутный языковой и звуковой коллаж, посвященный темным силам фишинга". Самое удивительное, что полученный результат еще и вполне приятен на слух – стилистически получилось нечто среднее между эмбиентом, разреженным "даб-техно на диссоциативах" и коллажной перформативной электроникой в духе Лори Андерсон (Laurie Anderson). Ну и сделано всё это с хорошим абсурдистским чувством юмора – как тут не вспомнить похожую работу 20-летней давности британской медиахудожницы Ленки Клейтон (Lenka Clayton), нарезавшей речь Джорджа Буша на слова в алфавитном порядке.
Stasis + Paul W. Teebrooke "Time Sensitive: Unreleased Sounds From The Otherworld Archives" (De:Tuned)
Стив Пиктон (Steve Pickton), выпускающий пластинки под именем Пола Тибрука, под псевдонимом Stasis и еще под десятком разных AKA, вместе с дуэтом B12 и Кирком ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio) составляет ядро британского интеллигентного техно, созданного изначально по детройтским лекалам, но затем выросшего в самостоятельное движение. Пластинки, которые он издавал как на нишевом B12 Records, так и на мощном и влиятельном Peacefrog чуть менее известны, чем "Electro Soma" B12 или недавно переизданный дебютник As One, но при этом ничем не хуже. То же можно сказать и про архивный материал, который он собрал для прекрасного лейбла De:Tuned. Классические драм-машинки, отрывистый аналоговый бас, теплые пэдовые аккорды и приджазованные соло с коротким портаменто – тут мы слышим все фирменные черты раннего UK techno, заложившего в том числе и фундамент звучания Warp Records. Разница с теми же B12 в первую очередь в том, что треки Пиктона звучат более олдскульно и нерафинировано, что выгодно выделяет их на фоне музыки современной – то стерильной, то напротив "перелоуфаенной". Кажется, правильную пропорцию грязи в звуке никто из молодежи так пока и не нашел.
Xylic "Kresdemóna" (Móatún 7)
Если вам кажется, что в этой "Проверке" как-то многовато танцев и лета, то вот вам немного эмбиента из Исландии. Гуннар Йоханссон (Gunnar Johannsson), не путать с резидентом ASIP Гуннаром Йонссоном (Gunnar Jonsson), до этого имел в дискографии лишь отдельные треки, изданные на многочисленных сборниках и сплит-пластинках лейбла Móatún 7, а вот теперь наконец отметился долгожданным соло-релизом, пусть и недлинным (всего 28 минут). "Kresdemóna" отлично иллюстрирует тезис о том, что для того, чтобы раскрыть красоту синтезаторного звука, его не нужно слишком уж топить в насыщенной аранжировке. 8 коротких пьес звучат максимально разреженно, в каждой – буквально пара зацикленных секвенций с меняющимся тембром. но этот минимализм здесь использован как важное выразительное средство. Ближайший аналог – записи для одного инструмента Доннача Костелло (Donnacha Costello) или альбомы чешского музыканта MO-DU.
#rewind
Mildlife "Chorus" (Heavenly Recordings)
Напоследок в нашей регулярной рубрике #rewind релиз, датированный самым началом весны, который слишком хорош, чтобы его проигнорировать. "Chorus" – четвертый альбом австралийского коллектива, чью музыку можно описать как насыщенный синтезаторами психоделический балеарик-фьюжн. Неторопливый грув, призывающий не столько танцевать, сколько кивать головой, живая ритм-секция (чёрт, как же хорош бас!), эпизодический высокий мужской вокал а-ля Bibio и приджазованные синтезаторные соло нереальной красоты. Музыка абсолютно не из нашего времени, и в этой несвоевременности совершенно прекрасная. Впрочем, на фоне успеха Khruangbin и сочувствующих, такой звук вполне можно считать и частью тренда на нежную "ретроделику".
#re-rewind
VA "A Tribute To Madonna Presented By Italians Do It Better" (Italians Do It Better)
Напоследок - об интересном переиздании, которое в момент оригинального выхода (сборник выходил под другим названием три года назад) прошло ниже моих радаров. Трибьют-сборники – это всегда, что называется, hit and miss. На любом трибьюте можно найти и яркие изобретательные каверы, и довольно унылый "проходняк". Свежая подборка от влиятельного американского ню-диско лейбла Italians Do It Better – не исключение. Собственно, сам по себе ДНК лейбла таков, что песни Мадонны 80-х занимают там место едва ли не важнейшее. Как следствие, многие версии сами по себе очень неплохи, но едва ли раскрывают оригиналы с какой-то новой стороны – это можно сказать, например, об "Angel" в исполнении Desire или о "Holiday" Салли Шапиро (Sally Shapiro). Ну а две абсолютно лучшие версии здесь, как это ни удивительно, представили группы из России и Беларуси. Минчане Dlina Volny сделали из песни "Hollywood" отменное нуар-итало с привкусом пост-панка, а москвичи Love Object остроумно преобразили певучую меланхолию "Frozen" в энергичное дарк-электро с монотонным spoken word в стиле Мисс Киттин (Miss Kittin).
1965 – В Рейкьявике родилась Бьорк Гудмундсдоттир (Björk) -певица, актриса, исполнитель, композитор и автор песен. Музыкант мирового уровня, благодаря которой Исландия стала заметной величиной на музыкальной карте мира; лауреат Nordic Music Prize и множества мировых музыкальных наград »»
1983 – Состоялась премьера знаменитого клипа на песню Майкла Джексона "Thriller". Создание этого видео было навеяно фильмом Джона Лэндиса «Американский оборотень в Лондоне». В память о Майкле его поклонники частенько устраивают танцы в образе зловещих зомби. Клип входит во множество мировых… »»
Dr. JOHN (1940)
Gordon JONES (1947)
Lonnie JORDAN (1948)
Alphonse MOUZON (1948)
Brian RITCHIE (1960)
BJORK (1965)