Carl Michael VON HAUSSWOLFF  "Темная музыка - это реакция на христианское догматическое влияние"

Шведский концептуальный композитор Карл Микаэль Фон Хаусвольф - о культуре индустриальной музыки, важных качествах современного музыканта и о том, как менялось его собственное творчество

Карл Микаэль Фон Хаусвольф - шведский концептуальный саунд-артист, композитор и куратор инсталляций, известный благодаря работе с многочисленными представителями экспериментальной электронной сцены - от Biosphere и Джоном Данканом (John Duncan) до The Hafler Trio. В 1992 году совместно с коллегой Лейфом Элгрином (Leif Elggren) он даже основал собственное Королевство Эльгаланд-Варгаланд - арт-проект существующий по нынешний день. Хаусвольф побеседовал со Звуками о культуре industrial, о важных качествах современного музыканта и о том, как менялось его собственное творчество.


Звуки: Карл, как сейчас обстоят дела с авангардной музыкой в Швеции и как социальная ситуация в стране влияет на музыкальную сцену?
Карл Микаэль Фон Хаусвольф: В Стокгольме происходит много всего интересного. У нас есть клуб Filkinen - отличное место для экспериментальной и электронной музыки. Также я бы отметил EMS - студию электронной музыки. Многие люди регулярно приезжают сюда. Так что город полон событий, но мне приятно также выбираться отсюда и играть концерты.

Звуки: Ваша дочь Анна - тоже композитор, но помимо этого, она еще и певица и органист. Это ваше влияние?
Карл: Она постоянно окружена искусством и музыкой и сама приняла решение заниматься музыкой. Мы никогда не принуждали ее, я горжусь этим.

Звуки: Как бы вы охарактеризовали ваше звучание и подход к живым выступлениям?
Карл: За время моего творческого пути, начиная с 80-х годов, у меня были эксперименты с дроуном, концептуальным коллажем, живыми инсталляциями и постминимализмом.

Звуки: Мне всегда было интересно, откуда взялась связь между индустриальной музыкой и оккультными практиками.
Карл: Индастриал был придуман Дженезисом Пи-Орриджем. Это сравнительно недавняя история. Многие артисты, которых причисляли к этому направлению музыки, не являлись ее частью. Все это было частью мира D-I-Y, где мы все делали своими руками - создавали лейблы, журналы и не связывались ни с какими крупными фирмами грамзаписи. Многие из нас были аутсайдерами. То есть людьми, которые делали что-то вне традиционной идеи. Такие альтернативные идеи всегда были частью этого мировоззрения.

Звуки: Вас по-прежнему интересует industrial?
Карл: Я не использую этого термина, но с точки зрения постмодерниста первые релизы Coil и Psychic TV просто великолепны.

Звуки: Как вы считаете, Coil был больше культом или музыкальным проектом?
Карл: Не думаю, что они были культом. Они хотели быть интеллектуальным, современным коллективом.

Звуки: Считаете ли вы что интерес к “темной музыке” предопределен? Что это кармическое явление?
Карл: Нет, не думаю. Это, скорее, реакция на христианское догматическое влияние. Как раз фундаментализм в религии может вызвать плохую карму. Фундаменталисты опасны своими идеями. Сатанизм, на самом деле, не связан с дьяволом, а скорее с тем, как тебе поступать с собственной жизнью самостоятельно.

Звуки: В наши дни у музыкантов есть огромное количество возможностей для создания музыки. Это на вас отражается положительно или скорее отрицательно?
Карл: Я думаю, что весьма положительно. Одна музыка выживает, а другая угасает.

Звуки: Как вы думаете, мог бы ваш концептуальный арт-проект Королевство Эльгаланд-Варгаланд, появиться сегодня, в нынешних реалиях, если бы вы родились намного позже?
Карл: Это проект, который всегда то здесь, то там - он находится в постоянном движении и и обновляется. Кажется, что каждый раз, когда мы что-то делаем, он появляется заново.

Звуки: Что для вас концептуализм в звуке? Концептуализм - это, конечно, когда за работой стоит идея. Я думаю, что у этого понятия был свой путь на протяжении многих лет и в некоторых местах оно все еще актуально.

Звуки: Карл, вы работали с Эндрю Маккензи (Andrew McKenzie), лидером экспериментального проекта The Hafler Trio. Как вы познакомились и сколько времени проработали бок о бок?
Карл: Мы встретились в 1990 году, и в этом же году у нас был совместный тур по США. Мы работали до 1996 года. Мы успели вместе съездить в Исландию и сделать локальные инсталляции в Швеции. В 1994 году ездили в тур в Европе с The Hafler Trio.

Звуки: А что помешало вам продолжать сотрудничество?
Карл: Он начал делать собственные проекты, а я свои. Разные процессы, это был естественный процесс. Он был несколько раздражен людьми, с которыми я сотрудничал. Его враги не являются моими врагами.

Звуки: А что бы вы сказали о работе с Leif Eiggren, вашим соотечественником?
Карл: Мы начали работать в 1980 году и продолжаем по сей день. Недавно сделали совместную инсталляцию в Стокгольме.

Звуки: Как бы вы охарактеризовали норвежского музыканта Гейра Йенсена, автора проекта Biosphere?
Карл: Гейр - довольно приятный человек со своими личными границами. И да, мы тоже вместе делали одну инсталляцию в Тромсё несколько лет назад. Выйдет ли третья часть совместной коллаборации Travelogue c Chandra Shukla?
Карл: Да, скорее всего. Прошлым летом я выпустил релиз под названием The Virus Album, а также совместную работу с участником группы Kluster Hans-Joachim Roedelius. Если-таки выйдет третья часть нашей коллаборации с Chandra, то мы отправимся в Золотой Треугольник - Мьянму, Таиланд и Лаос.
Работа с ним дает заряд молодости из-за нашей разницы в возрасте. Я передаю ему свой опыт. Мы хорошо функционируем вместе. Он умелый и в каком-то смысле “голодный” композитор. Он глубоко работает и ничего не боится при работе над музыкой.

Звуки: Помните ли вы какие-то необычные отзывы на вашу музыку?
Карл: Нетрадиционная реакция а-ля “необычные предметы вызывали резонанс в костях”, "спасибо за массаж" - странная, но забавная реакция.

Звуки: Есть ли у вас какие-нибудь нереализованные творческие желания, которые вы хотели бы осуществить в ближайшем будущем?
Карл: Я бы хотел продолжить заниматься своими проектами под названием freq_wave, freq_spark и freq_land. Идея серии freq заключается в том, чтобы работать над композицией, используя произведения 12 разных музыкантов, а freq_wave , freq_spark и freq_land добавляют в него природные элементы - землю, воду, огонь, как реакция на неприятные загрязнения, разрушения нашей планеты в результате деятельности человека. Возможно также будет добавлен элемент воздуха.

Звуки: Какие профессиональные качества современных музыкантов вам особенно нравятся?
Карл: Уважение и солидность, щедрость и забота, открытость и принятие.

17.05.2024, Илья КУДРИН (ЗВУКИ РУ)

Carl Michael VON HAUSSWOLFF