В понедельник, 8 апреля, Эзра Кениг (Ezra Koenig) отметил 40-летие, а ведомая им группа Vampire Weekend - заодно и полное солнечное затмение, отыграв в Остине первый концерт в поддержку ее пятого полнометражного альбома "Only God Was Above Us". Его название - заголовок статьи в нью-йоркской газете 36-летней давности, о направлявшемся в Гонолулу "Боинге", у которого в разгар полета сорвало крышу. Его содержание и - в большей степени - визуальная эстетика инспирированы Нью-Йорком XX века, а в его звучании сложно не услышать те или иные намеки на возвращение к корням группы - опять-таки нью-йоркским.
От этих самых корней Vampire Weekend в последние годы и впрямь слегка оторвались. Полюбовно расставшись сначала с афропопом и уорлдбитом (на своей третьей, самой захваленной пластинке "Modern Vampires of the City"), а затем с мультиинструменталистом и продюсером Ростамом (Rostam), на альбоме "Father of the Bride" пятилетней давности группа стала по сути сольным проектом Кенига - вдохновленным любимыми им джем-бендами вроде Grateful Dead и переездом в Калифорнию, но, что немаловажно, напрочь лишенным тщеславия. Скорее наоборот: по словам Эзры, таким образом он хотел защитить группу во время "сложнейшего переходного периода".
В целом справившись с этой задачей ("Father of the Bride" претендовал на "Грэмми" лучшему альбому года и выиграл вторую для VW статуэтку в нашей любимой категории "Лучший альтернативный альбом"), следующие пять лет Кениг провел, переезжая с места на место: новые песни записывались в Лос-Анджелесе, Лондоне, Токио - и да, Нью-Йорке. И если предыдущий альбом был самым солнечным и умиротворенным в дискографии группы, то тут она, по меткому замечанию обозревателя Uncut, "off its meds": бодрее, нервознее и грубее, чем когда-либо. "Интонационно это наша самая агрессивная запись", - соглашается Эзра в интервью Guardian.
Отсутствие Ростама (который появляется с продюсерским камео в одном из десяти альбомных треков) для Vampire Weekend, очевидно, не проблема. Во-первых, работающий с группой в третий раз подряд Ариэль Рекшайд (Ariel Rechtshaid) явно перерос статус приглашенного продюсера и давно кажется ее полноценным участником. Во-вторых, Кениг и сам вполне себе продюсер - в конце концов, его тестя зовут Куинси Джонс (Quincy Jones). Ну а существеннее всего того, что Vampire Weekend - снова группа: барабанщик Крис Томсон (Chris Tomson) и басист Крис Байо (Chris Baio) не только играют эти песни живьем, но и записали их в студии с Кенигом и Рекшайдом.
"Only God Was Above Us" - самая изобретательная и странная из пяти пластинок Vampire Weekend. Местами ее тянет в прошлое ("Connect" затевает ритмическую перекличку с "Mansard Roof", в "Pravda" звучат западноафриканские нотки, которых не было слышно со времен альбома "Contra"), порой - во что-то отдаленно напоминающее трип-хоп ("The Surfer", "Mary Boone"), а где-то - в совершеннейший прог. Изощренность музыки подкрепляют рассказываемые в песнях истории: особенно захватывает все та же "Pravda", чей "русский след" вдохновлен биографиями познакомившихся в СССР и живших в Нью-Йорке коллекционеров советского китча.
В отличие от предыдущих альбомов Vampire Weekend, новый не выпрыгивает из штанов, чтобы кому-то понравиться: добрые полчаса между его ударным стартом и выдающимся финалом - это абразивный, непредсказуемый и, чего греха таить, не всегда убедительный инди-рок для взрослых. Но что это за старт! Начинаясь со, страшно сказать, дисторшна (когда-то злейшего из врагов философии группы) и строчки "Fuck the world" (оказывающейся обманным маневром), "Ice Cream Piano" постепенно набирает скорость и превращается в идеально подходящее этой пластинке программное заявление. Лид-сингл "Capricorn" - умудренная опытом, красивая и элегантная сторона VW (и ранняя заявка на титул "Песня года").
И что это за финал! Восьмиминутная "Hope" - пожалуй, единственная из здешних песен, музыкальное происхождение которой - абсолютная загадка. Ее месседж, однако же, понятен уже из названия. "Если вы надеетесь на что-то конкретное, вас зачастую ждет разочарование, - рассуждает Кениг в том же интервью Guardian. - Но надежда как чувство или концепт каким-то образом оказывается превыше ее результата". Незадолго до того, как эта планета в который уж раз решительно сошла с рельсов, у Эзры и его жены, актрисы Рашиды Джонс, родился сын, и упрямый рефрен просто, но пышно аранжированной "Hope" звучит как простое, но необходимое напутствие ему и всем нам: "Our enemy's invincible / I hope you let it go".
Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1710 – Родился Томас Арн - английский композитор, автор гимна "Правь, Британия" »»
1937 – Родился Зураб Соткилава - советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР »»
1955 – Скончался Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп. Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза »»
1969 – Пол Маккартни женился на Линде Истман. Тем же днем Джордж и Патти Харрисоны были задержаны за хранение наркотиков »»
1969 – Родился гитарист Грэм Коксон - участник группы Blur с 1989 по 2002 год, а также 2008 года. Записал 6 соло-альбомов, ещё будучи в составе Blur, далее сконцентрировался на сольных выступлениях »»
Georges DELERUE (1925)
Liza MINELLI (1946)
Liza MINNELLI (1946)
James TAYLOR (1948)
Bill PAYNE (1949)
Marlon JACKSON (1957)
Tony TERRY (1964)
Graham COXON (1969)