Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
Beyoncé "Cowboy Carter"
"Второй акт" обещанной трилогии, "Cowboy Carter" - еще один концептуальный колосс: если "Renaissance" притворялся DJ-миксом, то новый альбом делает вид, что он - радиопередача на выдуманном KNTRY Radio (что-то вроде саундтрека к "Однажды в… Голливуде", только диджеями тут работают Вилли Нельсон, Долли Партон и - спросите гугл - Линда Мартелл). Поскольку это пластинка Бейонсе, поучаствовать в ее записи сочли за честь все на свете, от Стиви Уандера (Stevie Wonder) и лауреатки Пулитцера Рианнон Гидденс (Rhiannon Giddens) до Майли Сайрус (Miley Cyrus) и Пост Мэлоуна (Post Malone), не говоря уже о трех десятках сопродюсеров и 6-летней Руми Картер. Поскольку это 79-минутный альбом, берущий за точку отсчета - и пробующий поставить на место - музыку кантри, "Cowboy Carter" - местами утомительное, но бесконечно увлекательное путешествие со всеми остановками: кавер-версиями "Blackbird" (отличной) и "Jolene" (так себе), семплами из хитов Нэнси Синатры (Nancy Sinatra) и группы Underworld (!) и лирическими отступлениями на территории R&B, фламенко и классик-рока. "Это не кантри-альбом, это альбом Бейонсе", - зачем-то уточняет сама Queen Bey, чья восьмая пластинка доводилась до ума пять лет и имеет как никогда очевидные шансы - не мытьем, так катаньем - добыть ей "Грэмми" в категории "Альбом года".
Julia Holter "Something in the Room She Moves"
Джулия Холтер имеет приблизительно нулевые шансы выиграть "Грэмми" в какой угодно категории, но в поп-диву редкого калибра - с прибавляемой по инерции приставкой "арт" - выросла за последние лет десять и она. На своей шестой пластинке, название которой - спонтанно переиначенная строчка из песни The Beatles, Холтер окончательно выходит в лигу имени самой себя - хотя мне по-прежнему кажется, что она и Bat for Lashes глубже всех наследниц Кейт Буш (Kate Bush) докопались до сути ее творческого метода. Интересно, что и Наташа Хан (Natasha Khan), чей новый альбом выйдет в конце мая, и наша мартовская героиня вдохновлялись первыми для обеих опытами материнства, и в случае Джулии это слышно с первых нот первой же песни "Sun Girl" - сыгранной на флейте и игрушечных инструментах считалочки. Впрочем, на одном месте Холтер надолго не задерживается, и пластинку поочередно уносит то в вокальный фристайл в духе поздней Бьорк (Björk), то в хрупкий эмбиент, то в психоделический фолк. Ах да, даже не пробуйте слушать это фоном - тут нужны безраздельное внимание и хорошие наушники.
Elbow "Audio Vertigo"
Пять лет и пару пластинок назад стало казаться, что группа Elbow - мастера саморедактуры, эталон надежности, стабильный аргумент в защиту пост-бритпопа - сдает позиции: Гай Гарви (Guy Garvey) не разучился писать остроумные тексты, а его группа - хорошие песни, но от них впервые за два десятилетия повеяло застоем. Elbow - слишком тертые калачи, чтобы им подходили определения типа "перезагрузка", так что скажу иначе: на своем десятом альбоме манкунианцы не на шутку взбодрились. Elbow всегда умели работать с ритмом, но тут они бесстрашно пробуют себя в дисциплинах, белым мужчинам средних лет дающихся далеко не всегда, и решительно преуспевают: окрыленная афробитом "Lovers' Leap" - лучшая песня группы за много лет. Вся первая сторона "Audio Vertigo" - одна из самых убедительных в дискографии Elbow, которым удаются и фирменная меланхолия ("Her to the Earth"), и грязный грув ("Balu"). Side B начинается на ура (с безотлагательно классического заявления "there's no cocaine in this cocaine"), но в целом слабее - и это, пожалуй, единственная претензия к альбому.
Ride "Interplay"
Из двух мартовских пластинок титанов шугейза за явным преимуществом побеждает восьмой альбом оксфордского квартета Ride. Через 10 лет после его воссоединения нельзя не признать, что шугейз-группы, не поспешившие с реюнионами (см. также: Slowdive) находятся в лучшей форме, нежели сделавшие это первыми My Bloody Valentine (где новый альбом, мистер Шилдс?) или The Jesus and Mary Chain, чья седьмая пластинка "Glasgow Eyes" - унылое повторение давно пройденного. Сочиненный и записанный во время пандемии "Interplay" - это, напротив, новый этап эволюции звучания Ride, остающихся образцово сыгранным составом (он у группы не менялся с момента ее основания в 1988 году) и лучшими мелодистами переживающего очередной ревайвл жанра. "Monaco", "Peace Sign" и "I Came to See the Wreck" должны стать украшениями сетлистов не только ближайшего, но и будущих туров группы, а кода "Light in a Quiet Room" по части размаха соревнуется с каноническим интро к "Leave Them All Behind".
Faye Webster "Underdressed at the Symphony"
Успев угодить во многие списки лучших альбомов 2019 и 2021 года (а также, что сослужило ей еще более верную службу, в один из плейлистов Барака Обамы), уроженка Атланты Фэй Уэбстер уехала записывать свою пятую пластинку в Техас - и неминуемо вписалась в один из главных музыкальных трендов 2024-го. Уэбстер и раньше неровно дышала к кантри, так что здешнее доминирование педал-стила ее песням и привычно, и к лицу - уж всяко больше, чем камео земляка и детского друга Фэй, рэпера и новоявленной звезды психоделик-рока Lil Yachty. Наряду с ним, на альбоме с легкостью уживаются вызывающе неспешные кантри-баллады ("Thinking About You"), пережеванные вокодером миниатюры ("Feeling Good Today") и просто хорошие песни ("eBay Purchase History", титульная) - "Атланта", увы, закончилась, но Атланта по-прежнему рулит.
Hooverphonic " Fake Is the New Dope"
Промахнувшийся мимо большинства радаров blast from the past - 12-й альбом ветеранов киногеничного трип-хопа, когда-то звучавших в "Ускользающей красоте" Бертолуччи и игравших на "Максидроме" в "Олимпийском", а три года назад представлявших Бельгию на конкурсе "Евровидение". Воссоединившись с вокалисткой своего классического состава Гейке Арнарт (Geike Arnaert), Hooverphonic даже в этом смысле повторяют за Morcheeba: их новые песни радуют не столько сами по себе, сколько на контрасте с теми, которые пели обреченные на провал сменщицы Гейке и Скай (Skye). Лучшие из этих песен по-прежнему балансируют на грани инди-попа и даунтемпо, но пробуют Hooverphonic и что-то новое: явным хайлайтом, как и на предыдущей пластинке "Hidden Stories", оказывается номер, берущий на вооружение духовые и гитарные трели вполне в духе Calexico (тогда - "Full Moon Duel", сейчас - "Por Favor").
Ed Harcourt "El Magnifico"
В начало нулевых возвращает и десятая пластинка англичанина Эда Харкорта, чей дебютный альбом "Here Be Monsters" удостоился 23 года назад номинации на Mercury Prize. С тех пор Эд попробовал себя в амплуа сонграйтера на час, сочиняя песни - и целые альбомы - для поп-звезд вроде Софии Эллис-Бекстор (Sophie Ellis-Bextor) и Паломы Фейт (Paloma Faith), написал музыку к неавторизованному сиквелу "Донни Дарко" и играл с людьми в диапазоне от Эрика Трюффаза (Erik Truffaz) до The Libertines. Лучшие записи Харкорта всегда звучали, как недостающее звено между Ричардом Хоули (Richard Hawley) и Руфусом Уэйнрайтом (Rufus Wainwright), и на "El Magnifico" он не изменяет себе. Верен Эд и привычке использовать подсказку "звонок другу": на альбоме гостят фолк-певица Кэтрин Уильямс (Kathryn Williams) и Грег Дулли (Greg Dulli) из The Afghan Whigs и The Gutter Twins. Где-то избыточная, но чаще неотразимая пластинка остающегося недооцененным пианиста, певца и сонграйтера.
Amaro Freitas "Y'Y"
Слушая "Y'Y" и не зная, кто такой Фрейтас (но видя среди участников записи Джеффа Паркера из Tortoise), немудрено предположить, что это очередная большая удача ведомого Паркером чикагского лейбла International Anthem. Но у IA в марте другие - поскромнее - удачи, Фрейтас - не то чтобы новый и уже довольно большой для бразильского джаза человек, а на его новом альбоме гостит не только Паркер, но и, например, вездесущий Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings). Фрейтас известен как блестящий пианист, но на "Y'Y" его основной инструмент органично растворяется в океане перкуссий - то маскирующихся под звуки природы, то учиняющих фри-джазовую какофонию. Вдохновленная дождевыми лесами Амазонии, пластинка не просто звучит или там пульсирует, но журчит, шелестит и дышит - ничего витальнее я этой весной пока не слышал.
Nils Frahm "Day"
Немного зарапортовался фаворит "Прослушки" Нильс Фрам, чья новая, бог весть какая по счету пластинка - первая за несколько лет, которую не хочется поскорее поставить на полку. "Day" - одна из самых лаконичных и аскетичных записей немецкого композитора, составляющая резкий контраст с его предыдущим альбомом, трехчасовым эмбиентным эпосом "Music for Animals". Подобно другим выступлениям в дисциплине solo piano (сразу вспоминается "12", прощальный шедевр Рюити Сакамото), "Day" делает ставку на камерную простоту: прислушиваясь к этим шести пьесам, слышишь каждый шорох и скрип, вплоть до дыхания пианиста и лая соседской (?) собаки. Но, если честно, пластинку так и подмывает сократить до EP с "You Name It" и "Butter Notes" - высоту, к которой успел приучить Фрам, берут только эти две композиции.
Альбом месяца
Four Tet "Three"
Есть ощущение, что во время пандемии мой любимый электронщик окончательно стал всеобщим любимцем - вплоть до солдаута в нью-йоркском Madison Square Garden и хедлайнерского сета на Coachella в компании Fred again.. и Скриллекса (Skrillex). И хотя такие трипл-биллы вызывают противоречивые эмоции, для резюме Кирана Хебдена (Kieran Hebden) это, очевидно, плюс - как и выигранная им у Domino битва за справедливые роялти, как и недавние коллаборации с Мэдлибом (Madlib), Уильямом Тайлером (William Tyler), Burial и Томом Йорком (Thom Yorke), благодаря группе которого я когда-то впервые услышал Four Tet. С тех пор прошло две декады, по ходу которых Хебден в совершенстве освоил два регистра: диджея, способного поставить на уши любой танцпол (и да, вдохновить Скриллекса), и виртуоза того, что когда-то называли фолктроникой: звенящей колокольчиками-бубенчиками, примиряющей с какой угодно действительностью теплокровной электроники, которую красиво заносит то в трип-хоп, то в неоклассику, то во фри-джаз с восточными мотивами. 12-я полнометражная пластинка Four Tet - из последних: это компактное, доходчивое, мастерски отредактированное выступление в режиме "тихо, но лихо", воображаемый диалог DJ Shadow времен "Endtroducing..." и да, нынешнего Fred again..
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1965 – В Рейкьявике родилась Бьорк Гудмундсдоттир (Björk) -певица, актриса, исполнитель, композитор и автор песен. Музыкант мирового уровня, благодаря которой Исландия стала заметной величиной на музыкальной карте мира; лауреат Nordic Music Prize и множества мировых музыкальных наград »»
1983 – Состоялась премьера знаменитого клипа на песню Майкла Джексона "Thriller". Создание этого видео было навеяно фильмом Джона Лэндиса «Американский оборотень в Лондоне». В память о Майкле его поклонники частенько устраивают танцы в образе зловещих зомби. Клип входит во множество мировых… »»
Dr. JOHN (1940)
Gordon JONES (1947)
Lonnie JORDAN (1948)
Alphonse MOUZON (1948)
Brian RITCHIE (1960)
BJORK (1965)