Буквально несколько дней тому назад я слушал масштабную работу Карлы Блей (Carla Bley) Escalator Over the Hill. "Эскалатор" относится к той непростой музыке, которая продолжает занимать меня в возрасте, когда ты отчаянно понимаешь, что на банальности уже не осталось времени. Я знал, что у великого музыканта и композитора Блей уже давно диагностирован рак мозга, но не думал, что эта музыкальная сессия станет прощальной.
17 октября Карла оставила наш мир, о чем заявил ее муж, замечательный басист Стив Сваллоу (Steve Swallow). Ей было 87 лет, и она была важнейшей фигурой в новом джазе, в импровизационно-композиторской музыке.
Для женщины занять такое положение — ведущей авангардистки, создателя многочисленных креативных артефактов, деятельность которой лежит в области синтеза современных методов композиции, сочетания академической музыки, авангарда, джаза и рока, — достаточно необычно. Она и сама человек уникальный.
При рождении Карла получила имя Lovella May Borg. Она из шведской семьи, но родилась в Окленде, штат Калифорния. Подростком она пела и играла на органе в церковном хоре. В 17 лет, увлекшись джазом, Карла отправилась в Нью-Йорк, работала официанткой в джаз-клубе Birdland, где не столько работала, сколько слушала великих музыкантов, среди которых были Каунт Бейси, Майлс Дейвис, Джон Колтрейн.
В 1957 году она вышла замуж за пианиста Пола Блея (Paul Bley), взяла его фамилию и с 1959 года начала сочинять музыку, благо у мужа было чему научиться. Ее композиции во множестве играли Пол Блей, Джимми Джюффри, Джордж Рассел.
Число дальнейших достижений в жизни Карлы огромно. С 1964 года Карла работает с Фэроу Сандерсом и Чарльзом Моффеттом, входит в "Гильдию Джазовых Композиторов", а через несколько месяцев она вместе с Майком Мантлером (Michael Mantler), который стал вторым ее мужем, создает оркестр "Jazz Composers' Guild Orchestra". На этой базе Карла Блей выпускает альбом "A Genuine Tong Funeral", записанный в 1967 году совместно с Гари Бёртоном (Gary Burton), создает аранжировки для "Liberation Music Orchestra" Чарли Хейдена и представляет публике джазовую оперу "Escalator over the Hill". У нее возникли активные контакты с миром рок-музыки. Карла Блей написала музыку для дебютного альбома Ника Мейсона (Nick Mason), барабанщика Pink Floyd и сотрудничала с Робертом Вяттом.
В 70-е – 80-е годы Карла Блей организовала собственную компанию звукозаписи, много сочиняла и выступала с собственными ансамблями. После распада брака с Мантлером, мужем Карлы Блей становится басист Стив Сваллоу, с которым у нее записано множество работ последнего времени. С конца 1970-х годов она выпускала постоянный поток сольных релизов на немецком лейбле ECM, кульминацией которых стало трио альбомов со Сваллоу и саксофонистом Энди Шеппардом, последний из которых Life Goes On в 2020 году. В 2015 году Карла Блей получила премию NEA Jazz Masters Award. Спектр ее музыки широк, но индивидуальность проявлялась во всем.
Дата рождения:
11 мая 1936
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)