Пианист и дирижёр Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim), руководитель ансамбля West-Eastern Divan Orchestra, в котором вместе играют палестинцы и израильтяне, опубликовал в The Guardian свой комментарий относительно вооружённого конфликта, разгоревшегося после внезапного нападения сил террористического движения ХАМАС на территорию Израиля. Представляем перевод его текста, который увидел свет 15 октября 2023 года.
"Музыка - это то, что объединяет людей, все мы - люди, равные между собой, заслуживающие мира, свободы и счастья.
События в Израиле и Газе повергли всех нас в глубокий шок. Не может быть оправдания варварским террористическим актам против гражданских лиц, в том числе детей и младенцев. Это необходимо признать - и поставить запятую. В равной степени мы вынуждены призвать Израиль соблюдать международное законодательство в ходе планируемого вторжения в Газу. Но следующим шагом должен стать вопрос: что теперь? Должны ли мы отступить перед лицом этого жуткого насилия и похоронить все надежды на мир, или мы должны настаивать на том, что мир возможен и что он должен наступить? Я убеждён, что сейчас, перед лицом будущего, мы обязаны учитывать более широкий контекст этого конфликта.
В 1999 году вместе со своим другом Эдуардом Саидом (Edward Said) я сформировал West-Eastern Divan Orchestra, в котором молодые музыканты со всего Ближнего Востока могли собираться вместе, общаться и музицировать. Сегодня и нынешние музыканты оркестра, и учащиеся в нашей Академии Баренбойма-Саида, оказались затронутыми конфликтом напрямую - практически все. Для многих этот регион - родина, у других там находится множество родственников. И это только усиливает мою убеждённость, что у этого конфликта может быть только одно разрешение: то, в основе которого будут лежать гуманизм, справедливость и равенство, без вооружённых сил и оккупации.
Наше воззвание к миру должно звучать громче, чем когда-либо. Наибольшая опасность заключается в том, что голос всех тех, кто жаждет мира, потонет в море экстремизма и насилия. Но в любом анализе, в любых моральных уравнениях, какие мы только можем выдвинуть, ключевой константой должно стать понимание: по обе стороны конфликта - люди. Страдания невинных по обе стороны - абсолютно непереносимы.
Чудовищное зрелище опустошений, оставленных террористическими атаками ХАМАСа, разбивает наши сердца. Этот импульс к сопереживанию трагедии других людей имеет ключевое значение. И особенно сейчас, конечно же, когда приходится дозволить себе испытывать страх, отчаяние и гнев, - но в тот момент, когда под этим предлогом мы откажем в человечности друг другу, мы проигрываем. Каждый человек может внести свою лепту и передать что-то другому. Так мы и создаём перемены - малыми делами. На более высоком уровне это вопрос политики.
Мы должны предлагать другие точки зрения тем, кого влечёт экстремизм. В конце концов, те, кто находит в нём прибежище, - это обычно люди, которым другой угол зрения недоступен, те, кто в отчаянии, те, кто покорился идеологиям убийства. Образование и информирование - играют не менее значимую роль, потому что во многих случаях их взгляды основаны на тотальной дезинформации.
Повторюсь для ясности: израильско-палестинский конфликт - это не политическое противостояние между двумя государствами, связанное с границами, водой, нефтью или другими ресурсами. Это фундаментальный человеческий конфликт между двумя народами, познавшими страдание и преследование. Кульминацией преследования еврейского народа на протяжении 20 веков стала нацистская идеология, стоившая жизни 6 миллионов евреев.
Евреи всегда лелеяли мечту: собственная территория, родина для всех соплеменников. Но следствием этой мечты стало чрезвычайно проблематичное - а по сути, фундаментально ложное - представление: людям без земли нужна земля без людей.
В реальности же доля еврейского населения в Палестине к концу Первой Мировой войны составляла только 8%. Стало быть, 92% населения составляли не евреи, а палестинцы, чья численность росла на протяжении веков. Эта территория едва ли может называться "землёй без людей", и палестинцы совершенно не видели никаких причин расставаться со своей территорией. Это сделало конфликт неизбежным, и с поколениями обе стороны только ожесточались.
Я убеждён, что мир для израильтян наступит, когда палестинцы познают надежду - то есть, справедливость. Обеим сторонам необходимо признать, что их враги - тоже люди, и попытаться найти сочувствие к их точке зрения, их боли и их тяготам. Израильтянам также необходимо принять, что оккупация Палестины с этим несовместима.
Ключом для моего собственного понимания сути этого более чем 70-летнего конфликта стала дружба с Саидом. Мы обрели друг в друге людей, которые помогли нам стать лучше самим, яснее видеть, кто есть кто, и лучше понимать друг друга. Мы поняли и приняли друг друга в нашей общей человечности. Для меня наша совместная работа с West-Eastern Divan, логичным продолжением которой, а может, и кульминацией стала Академия Баренбойма-Саида, - это наиболее важное из всего, что я в жизни делал.
В нынешней ситуации я, естественно, задаюсь вопросом, значила ли наша совместная работа в оркестре и в академии вообще что-либо. На первый взгляд - немного, но сам факт, что арабские и израильские музыканты играют на одной сцене и совместно творят музыку - ценность этого колоссальна. С годами, благодаря единению в музыке, но также благодаря нашим бесчисленным, иногда очень жарким дискуссиям, мы научились лучше понимать предполагаемых оппонентов, научились находить подход и находить общую точку зрения. Мы начинаем - и заканчиваем все дискуссии, какими бы спорными они ни были, с фундаментального понимания, что мы все - равные друг другу человеческие существа, которые заслуживают мира, свободы и счастья.
Кому-то такая позиция покажется наивной, но это не так: это осознание оказалось полностью забытым обеими сторонами в нынешнем конфликте. Наш же опыт показывает, что эти слова откликаются в сердцах многих людей и в этом регионе, и во всём мире. Мы должны, мы хотим и мы будем продолжать верить в нашу общую человечность. Музыка - один из способов сблизить нас".
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)