МУЗЫКА  Проверка пульса: июнь

Катерина Барбьери, Carbon Based Lifeforms, Fluctuosa, исландский трибьют Тецу Иноэ и другие электронные новинки июня

Caterina Barbieri "Myuthafoo" (Light-years)

Итальянку Катерину Барбьери вполне заслуженно называют в числе главных новаторов электроники 2010-х – 2020-х. Однако, как это нередко бывает свойственно новаторам, после прекрасного диска "Ecstatic Computation" она забрела куда-то в дебри концептуализма и её следующий альбом "Spirit Exit" уже несколько проигрывал её же собственной "нетленной классике". Кажется, сама Катерина это тоже поняла и решила откатиться к заводским настройкам. Пластинка "Myuthafoo" записана в той же сессии, что и "Ecstatic Computation" и, как говорит Барбьери, приходится тому альбому родной сестрой. В результате, на "Myuthafoo" мы слышим всё то, за что успели полюбить Катерину в конце 2010-х – тёплый аналоговый звук, журчащий и переливающийся паутиной секвенций и арпеджио на полпути от космо-электроники семидесятых к неотрансу. Единственный, пожалуй, минус этого альбома – отсутствие "добавочной стоимости" по отношению к "Ecstatic Computation", их в самом деле стоило издать в виде двойного лонг-плея. Но принцип "не чини то, что не сломано" еще никто не отменял.

a.s.o. "a.s.o." (Low Lying Records)

Дебютный альбом берлинского дуэта, играющего музыку откуда-то совсем не из нашего времени. Неторопливый трип-хоповый бит, тихий и отстраненный женский вокал, чуть расстроенные клавишные аккорды с эхом и гомеопатическая доза ориентальных мелодий. Ближайшие ориентиры для сравнения – Уильям Орбит (William Orbit) времен "Strange Cargo III", первые альбомы Lamb и, в те редкие моменты, когда дуэт совершает рейды в сторону гитарной музыки, ранние, еще готические Cocteau Twins. Интересно, что если певица Алия Серор-О'Нил (Alia Seror-O'Neill) в самом деле выглядит дебютанткой, то её напарник, продюсер австралийского происхождения Льюи Дей (Lewie Day) выпускает пластинки чуть ли не с середины нулевых – в его дискографии есть и прогрессив-хаус, и эйсид, и брейкбит, а в последнее время он занимался всякого рода лефтфилд-балеариком, издав под именем Tornado Wallace по альбому на Running Back и Optimo Music.

Gacha Bakradze "Pancakes" (Lapsus Records)

Опубликованное примерно за месяц до выхода превью альбома сулило нам чуть ли не гиперпоп, чему едва ли стоило удивляться, учитывая, что Гача – музыкант, разнообразный до крайности. В результате, на "Pancakes" не обошлось без ультрамодной музыки, но ей Бакрадзе всё же не злоупотребляет. Добрая половина альбома – это его фирменный супермелодичный балеарик-брейкс, то и дело заходящий на территории энергичного и веселого неотранса (развитие очень удачной находки, которую Гача впервые испробовал на сплит-пластинке с Locked Groove около года назад). Другая половина альбома отклоняется от генеральной линии то в сторону тихих эмбиент-колыбельных (в закрывающем пластинку треке "Echoes Of Silence" и вовсе солирует акустическая гитара), то в электро-минимализм с речитативом ("Overtime"), то в тот самый гиперпоп. И тут у Гачи выходит особенно интересно: он как бы берет из новомодного жанра форму, наполнив её своим собственным содержанием. В его версии гиперпопа нет той "шизофрении", что отличает, скажем, 100gecs или A G Cook'а, но есть препарированная на современный лад рейв-эйфория с приемчиками из транса и хардкора.

Fluctuosa "Wetware EP" (Analogical Force)

Доукан Аджар (Doğukan Acar), резидент лейбла sitdownandance и, возможно, ярчайший талант стамбульской acid/braindance-сцены, наконец добрался до Европы, причем подписался сразу же на мадридский лейбл Analogical Force, ставший не только законодателем мод в мировом брейнденсе, но и фактическим наследником Rephlex. Четырехтрековая ЕР чётко делится по звучанию на две стороны: на первой – типичный для лейбла "кислотный" саунд, нанизанный на энергичные брейкбитовые ритмы. На второй – захлебывающийся сверхскоростной, почти брейк-коровый номер "Cobwebby", а за ним, будто бы в качестве извинения – спокойная и даже лиричная "Stargeze" с русскоязычным сэмплом про "растяжение звука во времени".

VA "Móatún 7 から Tetsu Inoue" (Móatún 7)

Исландский трибьют одному из самых загадочных эмбиент-музыкантов, японцу Тецу Иноэ (Tetsu Inoue), бесследно исчезнувшему с радаров более десяти лет назад. "Трибьют" здесь подразумевает не каверы (что было бы уж совсем странно) и даже не "треки в стиле", а просто сборник музыки от сочувствующих, как резидентов лейбла и близких к нему (включая, например, резидента FAX Чарльза Юззела-Эдвардса), так и тех, кто откликнулся на довольно скоротечный open call. Звучание сборника так или иначе строится вокруг эмбиента, но каждый понимает его как-то по-своему – тут есть и рейды на территорию неоклассики, и дрон, и классический "чиллаут из девяностых", и практически электроакустика. Звучит всё это ровно и интересно, но отметить хочется всё же тех, кто так или иначе приблизился к оригинальному звуку Тецу Иноэ – ThorF, Mint Deluxe, Gallery Six, Nacht Plank, silentwave, Augen.

John Beltran "Serendipia" (Oath)

Пока турецкие музыканты пробиваются в Европу, мировые звезды потихоньку осваиваются на турецких лейблах. Американец Джон Белтран, патриарх лиричного техно-соула и резидент R&S, Delsin, De:tuned и Furthur Electronix выпускает уже второй диск на стамбульском Oath, на этот раз полнометражный. Хотя многие пластинки Джона проходят по категории "техно", в этом жанре он всегда представлял наиболее лиричный и интеллигентный фланг, подчеркивая, что корни техно когда-то уходили в соул и даже джаз. В этом смысле Белтран идет практически одной дорогой с другим регулярным фигурантом "проверок" Кирком Деджорджио (Kirk Degiorgio) aka As One. Однако увлечение корневой музыкой у Джона заходит порой так далеко, что в его связи с таким жестким урбанистическим жанром как техно уже совсем не верится. Альбом "Serendipia" – как раз такой. Формально он отлично вписывается в рамки жанра "балеарик", но эту пластинку даже электроникой уже назвать язык не поворачивается. Здесь Джон исследует территории оркестрового изи-лисенинга, smooth-джаза и латиноамериканской музыки 1960-х с затейливой живой перкуссией. На первый взгляд – совсем не то, чего ждешь от электронщика детройтской школы, но если отбросить предрассудки, звучит удивительно свежо и небанально. Теплая и расслабленная летняя южная музыка.

Greg Foat and Gigi Masin "Dolphin" (Strut)

В сторону более мягкого и живого звучания решил двинуться и Джиджи Масин (история его взлета из абсолютных аутсайдеров в звезды и хедлайнеры фестивалей в возрасте уже слегка за шестьдесят – возможно лучшее, что случилось с музыкой в XXI веке). Формально, "Dolphin" – его дуэт с британским джазовым пианистом и бэнд-лидером Грегом Флоутом, но в записи принимали участие и другие яркие представители лондонской джазовой сцены, например, барабанщик Мозес Бойд (Binker & Moses) и басист Том Херберт (Polar Bear). Начав практически с эмбиента в духе Global Communication ("Lee"), компания затем на каоке-то время уходит в сторону этакого smooth belearic-fusion – музыки в интеллектуальных кругах несколько затравленной, но сегодня всё чаще вспоминаемой по самым разным поводам. Заканчивается пластинка и вовсе нью-эйджем, о котором можно повторить примерно то же самое, но звучит всё это свежо как утренний бриз. Вывод напрашивается ровно один – никакая музыка не устаревает и не уходит бесследно, за любым провалом рано или поздно следует взлет и ренессанс.

HAWKSMOOR "Telepathic Heights" (Soul Jazz Records)

Бристольский музыкант Джеймс МакКеоун (James McKeown) несколько лет исследовал пространство где-то между арт-роком и синтвейвом, после чего подписался на влиятельный лейбл Soul Jazz и выпустил пластинку, которую проще всего определить как краут-рок. "Telepathic Heights" – это ретроградская электроника, близкая по звучанию не то к Kraftwerk времен альбома "Autobahn", не то к Neu! и Harmonia (с поправкой на заметно меньший удельный вес у HAWKSMOOR моторик-бита и ударных как таковых), не то к электронным пластинкам лейбла "Мелодия" конца 1970-х – начала 1980-х. Там, где "трушные" краут-рокеры намеренно сдерживали свои мелодические порывы, МакКиоун буквально заливается соловьём. В результате, получается отличная хонтологическая запись, которая идеально вписалась бы в каталог лейбла Ghost Box.

Maara "The Ancient Truth" (Step Ball Chain)

Дебютный альбом жительницы Монреаля Маары-Луизы Дунбар (Maara-Louisa Dunbar), отметившейся ранее короткими релизами на лейблах NAFF и Kalahari Oyster Cult. Музыкальная родословная Маары идет от хип-хопа, и "The Ancient Truth" целиком выстроен вокруг ломаных ритмов разной природы – тут и даб, и брейкбит, и драм-н-бейс, и даунтемпо (а под конец даже чуточку транса). При этом коллажная звуковая палитра, да и сам подход, где основной инструмент – сэмплер, роднят звучание Маары со всевозможными приятными девяностыми. Тут можно вспомнить и DJ Spooky с его "иллбиентом", и лейблы em:t и Ntone (в особенности ранние пластинки Риз Маслен aka Neotropic), и очень модный одно время даб-эмбиент с едва заметным этническим привкусом. Особенно приятно то, что модным ретро-трендом подобный звук пока не стал, и на этой поляне Маара орудует пока практически в одиночку.

Carbon Based Lifeforms "Seeker" (Leftfield Records)

"В продажу поступили фальшивые елочные игрушки. Они выглядят как настоящие, но радости от них никакой" – примерно такое ощущение оставляют в последнее время пластинки главных звезд "псимбиента". Причем формально придраться вроде бы и не к чему – если к концу Йоханнес и Дэниел всё же съезжают куда-то в стадионный шугейз-поп а-ля поздние M83, то первые две трети альбома выдержаны строго в ключе мелодичной притрансованной чиллаутной музыки, принесшей им славу. Но то ли у шведов сбились какие-то тонкие настройки, в результате чего музыка получается не такой хитовой, как раньше, и при этом чуть переслащенной, то ли дело в своеобразном "эффекте Laserdance", когда одной хорошей идеи хватает на три-четыре пластинки, после чего нужно или остановиться, или изобрести себя заново и начать играть что-то совсем другое. При этом есть ощущение, что преданных фанатов CBL эта пластинка не разочарует, а вот тем, для кого Carbon Based Lifeforms – лишь одна из красок в богатой палитре чиллаутной электроники, вполне хватит их дискографии где-то до "Interloper".

VA "Touched By Silence #2" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)

Определенно, самый амбициозный проект месяца – сиквел успевшего уже стать легендой и раритетом бокс-сета "Touched By Silence", вышедшего три года назад. Масштаб в этот раз чуть поменьше – 4 диска вместо 11 и просто длинная компиляция вместо коробки из девяти альбомов, к которым сборник идет уже как бы бонусом. Но проекту такая лаконичность (если так можно сказать о сборнике из 35 треков и общей длиной в 5 часов) только на пользу – эту компиляцию всё же можно внимательно послушать целиком, пусть и в два приема. В отличие от большей части сборников с Touched, ставка здесь делается не на IDM, а на эмбиент и чиллаутную электронику в общем, а в составе участников идеально сбалансированы представители ревайвал-волны (Heogen, Si Matthews, Cyance, Sven Kossler, Dan Armstrong) и патриархи вроде Scanner, FSOL, Youth, Марка Ван Хуна (Mark Van Hoen) и Томаса Фельмана (Thomas Fehlmann). Ближайшей аналогией здесь будут даже не сборники с FAX или Rising High, а компиляции лейбла Apollo середины девяностых – если тот же FAX в тот момент представлял вполне определенный звук и музыкальную идеологию, то Apollo при внешнем соблюдении правил скорее придерживался принципа "пусть цветут все цветы". Так и здесь – есть треки более мрачные и более светлые, более ритмиичные и совершенно дроновые, эмоциональные и холодно-отстраненные. Еще одна параллель "из той эпохи" – первый выпуск в серии "Freezone", сфокусированный еще не на даунтемпо и прочих горизонтальных танцах, а на эмбиенте.

Alberta Balsam "15 Billion Elektrovolt" (Dub Recordings)

Резидентка лейбла Dekmantel и участница одноименного фестиваля Аник Де Роой (Aniek de Rooij) выпустила миниальбом на роттердамском лейбле Dub Recordings, прежде известном как Djak-Up-Bitch. Анник назвала свой проект в честь трека Афекс Твина, но по звучанию её музыка – это не IDM, а скорее брейнденс, сильно смещенный в сторону электро. "Аналордов" тут заметно больше, чем следов "I Care Because You Do". На дистанции в 6 треков голландка успевает продемонстрировать довольно разнообразную эмоциональную палитру – тут есть и воинственная рейверская хмурь, и задумчивый чилл, и музыка хитовая и ностальгическая. Звучит многообещающе, особенно учитывая, что "15 Billion Elektrovolt" – всего вторая пластинка в её дискографии.

Carlo Maria "Inverno" (Drone)

Карло Марию проще всего определить как "человека из тусовки Катерины Барбьери" – в 2017 году они даже выпустили совместный релиз от имени проекта Punctum. С тех пор Карло издал несколько соло-пластинок на польском лейбле Brutaż, а теперь переместился на лондонский Drone Recordings, которым управляет Ричард Фирлесс (Richard Fearless) из Death In Vegas. На "Inverno" Карло звучит в лучшем смысле слова ностальгически – по звучанию эта ЕР отлично вписалась бы в каталог лейбла Instinct Ambient середины 1990-х. Тут есть и прохладное эмбиент-техно (привет не то Biosphere, не то ранним проектам Тейлора Дюпри, в первую очередь Human Mesh Dance), и намеки на очень расслабленный неотранс, а завершается всё медленной пьесой, напоминающей спокойные работы шведа Петера Бениша (Peter Benisch) вроде "Waiting For Snow". И сходство это кажется совсем не случайным – так же как альбом Бениша, и некоторые записи "Biosphere", эта пластинка Карло тоже целиком посвящена зимней теме.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

03.07.2023, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: