Caterina Barbieri "Myuthafoo" (Light-years)
Итальянку Катерину Барбьери вполне заслуженно называют в числе главных новаторов электроники 2010-х – 2020-х. Однако, как это нередко бывает свойственно новаторам, после прекрасного диска "Ecstatic Computation" она забрела куда-то в дебри концептуализма и её следующий альбом "Spirit Exit" уже несколько проигрывал её же собственной "нетленной классике". Кажется, сама Катерина это тоже поняла и решила откатиться к заводским настройкам. Пластинка "Myuthafoo" записана в той же сессии, что и "Ecstatic Computation" и, как говорит Барбьери, приходится тому альбому родной сестрой. В результате, на "Myuthafoo" мы слышим всё то, за что успели полюбить Катерину в конце 2010-х – тёплый аналоговый звук, журчащий и переливающийся паутиной секвенций и арпеджио на полпути от космо-электроники семидесятых к неотрансу. Единственный, пожалуй, минус этого альбома – отсутствие "добавочной стоимости" по отношению к "Ecstatic Computation", их в самом деле стоило издать в виде двойного лонг-плея. Но принцип "не чини то, что не сломано" еще никто не отменял.
a.s.o. "a.s.o." (Low Lying Records)
Дебютный альбом берлинского дуэта, играющего музыку откуда-то совсем не из нашего времени. Неторопливый трип-хоповый бит, тихий и отстраненный женский вокал, чуть расстроенные клавишные аккорды с эхом и гомеопатическая доза ориентальных мелодий. Ближайшие ориентиры для сравнения – Уильям Орбит (William Orbit) времен "Strange Cargo III", первые альбомы Lamb и, в те редкие моменты, когда дуэт совершает рейды в сторону гитарной музыки, ранние, еще готические Cocteau Twins. Интересно, что если певица Алия Серор-О'Нил (Alia Seror-O'Neill) в самом деле выглядит дебютанткой, то её напарник, продюсер австралийского происхождения Льюи Дей (Lewie Day) выпускает пластинки чуть ли не с середины нулевых – в его дискографии есть и прогрессив-хаус, и эйсид, и брейкбит, а в последнее время он занимался всякого рода лефтфилд-балеариком, издав под именем Tornado Wallace по альбому на Running Back и Optimo Music.
Gacha Bakradze "Pancakes" (Lapsus Records)
Опубликованное примерно за месяц до выхода превью альбома сулило нам чуть ли не гиперпоп, чему едва ли стоило удивляться, учитывая, что Гача – музыкант, разнообразный до крайности. В результате, на "Pancakes" не обошлось без ультрамодной музыки, но ей Бакрадзе всё же не злоупотребляет. Добрая половина альбома – это его фирменный супермелодичный балеарик-брейкс, то и дело заходящий на территории энергичного и веселого неотранса (развитие очень удачной находки, которую Гача впервые испробовал на сплит-пластинке с Locked Groove около года назад). Другая половина альбома отклоняется от генеральной линии то в сторону тихих эмбиент-колыбельных (в закрывающем пластинку треке "Echoes Of Silence" и вовсе солирует акустическая гитара), то в электро-минимализм с речитативом ("Overtime"), то в тот самый гиперпоп. И тут у Гачи выходит особенно интересно: он как бы берет из новомодного жанра форму, наполнив её своим собственным содержанием. В его версии гиперпопа нет той "шизофрении", что отличает, скажем, 100gecs или A G Cook'а, но есть препарированная на современный лад рейв-эйфория с приемчиками из транса и хардкора.
Fluctuosa "Wetware EP" (Analogical Force)
Доукан Аджар (Doğukan Acar), резидент лейбла sitdownandance и, возможно, ярчайший талант стамбульской acid/braindance-сцены, наконец добрался до Европы, причем подписался сразу же на мадридский лейбл Analogical Force, ставший не только законодателем мод в мировом брейнденсе, но и фактическим наследником Rephlex. Четырехтрековая ЕР чётко делится по звучанию на две стороны: на первой – типичный для лейбла "кислотный" саунд, нанизанный на энергичные брейкбитовые ритмы. На второй – захлебывающийся сверхскоростной, почти брейк-коровый номер "Cobwebby", а за ним, будто бы в качестве извинения – спокойная и даже лиричная "Stargeze" с русскоязычным сэмплом про "растяжение звука во времени".
VA "Móatún 7 から Tetsu Inoue" (Móatún 7)
Исландский трибьют одному из самых загадочных эмбиент-музыкантов, японцу Тецу Иноэ (Tetsu Inoue), бесследно исчезнувшему с радаров более десяти лет назад. "Трибьют" здесь подразумевает не каверы (что было бы уж совсем странно) и даже не "треки в стиле", а просто сборник музыки от сочувствующих, как резидентов лейбла и близких к нему (включая, например, резидента FAX Чарльза Юззела-Эдвардса), так и тех, кто откликнулся на довольно скоротечный open call. Звучание сборника так или иначе строится вокруг эмбиента, но каждый понимает его как-то по-своему – тут есть и рейды на территорию неоклассики, и дрон, и классический "чиллаут из девяностых", и практически электроакустика. Звучит всё это ровно и интересно, но отметить хочется всё же тех, кто так или иначе приблизился к оригинальному звуку Тецу Иноэ – ThorF, Mint Deluxe, Gallery Six, Nacht Plank, silentwave, Augen.
John Beltran "Serendipia" (Oath)
Пока турецкие музыканты пробиваются в Европу, мировые звезды потихоньку осваиваются на турецких лейблах. Американец Джон Белтран, патриарх лиричного техно-соула и резидент R&S, Delsin, De:tuned и Furthur Electronix выпускает уже второй диск на стамбульском Oath, на этот раз полнометражный. Хотя многие пластинки Джона проходят по категории "техно", в этом жанре он всегда представлял наиболее лиричный и интеллигентный фланг, подчеркивая, что корни техно когда-то уходили в соул и даже джаз. В этом смысле Белтран идет практически одной дорогой с другим регулярным фигурантом "проверок" Кирком Деджорджио (Kirk Degiorgio) aka As One. Однако увлечение корневой музыкой у Джона заходит порой так далеко, что в его связи с таким жестким урбанистическим жанром как техно уже совсем не верится. Альбом "Serendipia" – как раз такой. Формально он отлично вписывается в рамки жанра "балеарик", но эту пластинку даже электроникой уже назвать язык не поворачивается. Здесь Джон исследует территории оркестрового изи-лисенинга, smooth-джаза и латиноамериканской музыки 1960-х с затейливой живой перкуссией. На первый взгляд – совсем не то, чего ждешь от электронщика детройтской школы, но если отбросить предрассудки, звучит удивительно свежо и небанально. Теплая и расслабленная летняя южная музыка.
Greg Foat and Gigi Masin "Dolphin" (Strut)
В сторону более мягкого и живого звучания решил двинуться и Джиджи Масин (история его взлета из абсолютных аутсайдеров в звезды и хедлайнеры фестивалей в возрасте уже слегка за шестьдесят – возможно лучшее, что случилось с музыкой в XXI веке). Формально, "Dolphin" – его дуэт с британским джазовым пианистом и бэнд-лидером Грегом Флоутом, но в записи принимали участие и другие яркие представители лондонской джазовой сцены, например, барабанщик Мозес Бойд (Binker & Moses) и басист Том Херберт (Polar Bear). Начав практически с эмбиента в духе Global Communication ("Lee"), компания затем на каоке-то время уходит в сторону этакого smooth belearic-fusion – музыки в интеллектуальных кругах несколько затравленной, но сегодня всё чаще вспоминаемой по самым разным поводам. Заканчивается пластинка и вовсе нью-эйджем, о котором можно повторить примерно то же самое, но звучит всё это свежо как утренний бриз. Вывод напрашивается ровно один – никакая музыка не устаревает и не уходит бесследно, за любым провалом рано или поздно следует взлет и ренессанс.
HAWKSMOOR "Telepathic Heights" (Soul Jazz Records)
Бристольский музыкант Джеймс МакКеоун (James McKeown) несколько лет исследовал пространство где-то между арт-роком и синтвейвом, после чего подписался на влиятельный лейбл Soul Jazz и выпустил пластинку, которую проще всего определить как краут-рок. "Telepathic Heights" – это ретроградская электроника, близкая по звучанию не то к Kraftwerk времен альбома "Autobahn", не то к Neu! и Harmonia (с поправкой на заметно меньший удельный вес у HAWKSMOOR моторик-бита и ударных как таковых), не то к электронным пластинкам лейбла "Мелодия" конца 1970-х – начала 1980-х. Там, где "трушные" краут-рокеры намеренно сдерживали свои мелодические порывы, МакКиоун буквально заливается соловьём. В результате, получается отличная хонтологическая запись, которая идеально вписалась бы в каталог лейбла Ghost Box.
Maara "The Ancient Truth" (Step Ball Chain)
Дебютный альбом жительницы Монреаля Маары-Луизы Дунбар (Maara-Louisa Dunbar), отметившейся ранее короткими релизами на лейблах NAFF и Kalahari Oyster Cult. Музыкальная родословная Маары идет от хип-хопа, и "The Ancient Truth" целиком выстроен вокруг ломаных ритмов разной природы – тут и даб, и брейкбит, и драм-н-бейс, и даунтемпо (а под конец даже чуточку транса). При этом коллажная звуковая палитра, да и сам подход, где основной инструмент – сэмплер, роднят звучание Маары со всевозможными приятными девяностыми. Тут можно вспомнить и DJ Spooky с его "иллбиентом", и лейблы em:t и Ntone (в особенности ранние пластинки Риз Маслен aka Neotropic), и очень модный одно время даб-эмбиент с едва заметным этническим привкусом. Особенно приятно то, что модным ретро-трендом подобный звук пока не стал, и на этой поляне Маара орудует пока практически в одиночку.
Carbon Based Lifeforms "Seeker" (Leftfield Records)
"В продажу поступили фальшивые елочные игрушки. Они выглядят как настоящие, но радости от них никакой" – примерно такое ощущение оставляют в последнее время пластинки главных звезд "псимбиента". Причем формально придраться вроде бы и не к чему – если к концу Йоханнес и Дэниел всё же съезжают куда-то в стадионный шугейз-поп а-ля поздние M83, то первые две трети альбома выдержаны строго в ключе мелодичной притрансованной чиллаутной музыки, принесшей им славу. Но то ли у шведов сбились какие-то тонкие настройки, в результате чего музыка получается не такой хитовой, как раньше, и при этом чуть переслащенной, то ли дело в своеобразном "эффекте Laserdance", когда одной хорошей идеи хватает на три-четыре пластинки, после чего нужно или остановиться, или изобрести себя заново и начать играть что-то совсем другое. При этом есть ощущение, что преданных фанатов CBL эта пластинка не разочарует, а вот тем, для кого Carbon Based Lifeforms – лишь одна из красок в богатой палитре чиллаутной электроники, вполне хватит их дискографии где-то до "Interloper".
VA "Touched By Silence #2" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Определенно, самый амбициозный проект месяца – сиквел успевшего уже стать легендой и раритетом бокс-сета "Touched By Silence", вышедшего три года назад. Масштаб в этот раз чуть поменьше – 4 диска вместо 11 и просто длинная компиляция вместо коробки из девяти альбомов, к которым сборник идет уже как бы бонусом. Но проекту такая лаконичность (если так можно сказать о сборнике из 35 треков и общей длиной в 5 часов) только на пользу – эту компиляцию всё же можно внимательно послушать целиком, пусть и в два приема. В отличие от большей части сборников с Touched, ставка здесь делается не на IDM, а на эмбиент и чиллаутную электронику в общем, а в составе участников идеально сбалансированы представители ревайвал-волны (Heogen, Si Matthews, Cyance, Sven Kossler, Dan Armstrong) и патриархи вроде Scanner, FSOL, Youth, Марка Ван Хуна (Mark Van Hoen) и Томаса Фельмана (Thomas Fehlmann). Ближайшей аналогией здесь будут даже не сборники с FAX или Rising High, а компиляции лейбла Apollo середины девяностых – если тот же FAX в тот момент представлял вполне определенный звук и музыкальную идеологию, то Apollo при внешнем соблюдении правил скорее придерживался принципа "пусть цветут все цветы". Так и здесь – есть треки более мрачные и более светлые, более ритмиичные и совершенно дроновые, эмоциональные и холодно-отстраненные. Еще одна параллель "из той эпохи" – первый выпуск в серии "Freezone", сфокусированный еще не на даунтемпо и прочих горизонтальных танцах, а на эмбиенте.
Alberta Balsam "15 Billion Elektrovolt" (Dub Recordings)
Резидентка лейбла Dekmantel и участница одноименного фестиваля Аник Де Роой (Aniek de Rooij) выпустила миниальбом на роттердамском лейбле Dub Recordings, прежде известном как Djak-Up-Bitch. Анник назвала свой проект в честь трека Афекс Твина, но по звучанию её музыка – это не IDM, а скорее брейнденс, сильно смещенный в сторону электро. "Аналордов" тут заметно больше, чем следов "I Care Because You Do". На дистанции в 6 треков голландка успевает продемонстрировать довольно разнообразную эмоциональную палитру – тут есть и воинственная рейверская хмурь, и задумчивый чилл, и музыка хитовая и ностальгическая. Звучит многообещающе, особенно учитывая, что "15 Billion Elektrovolt" – всего вторая пластинка в её дискографии.
Carlo Maria "Inverno" (Drone)
Карло Марию проще всего определить как "человека из тусовки Катерины Барбьери" – в 2017 году они даже выпустили совместный релиз от имени проекта Punctum. С тех пор Карло издал несколько соло-пластинок на польском лейбле Brutaż, а теперь переместился на лондонский Drone Recordings, которым управляет Ричард Фирлесс (Richard Fearless) из Death In Vegas. На "Inverno" Карло звучит в лучшем смысле слова ностальгически – по звучанию эта ЕР отлично вписалась бы в каталог лейбла Instinct Ambient середины 1990-х. Тут есть и прохладное эмбиент-техно (привет не то Biosphere, не то ранним проектам Тейлора Дюпри, в первую очередь Human Mesh Dance), и намеки на очень расслабленный неотранс, а завершается всё медленной пьесой, напоминающей спокойные работы шведа Петера Бениша (Peter Benisch) вроде "Waiting For Snow". И сходство это кажется совсем не случайным – так же как альбом Бениша, и некоторые записи "Biosphere", эта пластинка Карло тоже целиком посвящена зимней теме.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)