22 июня в возрасте 82 лет скончался немецкий саксофонист Петер Брётцман, один из основоположников и главных действующих лиц европейской новоджазовой школы.
Карьера Петера Брётцмана началась в 1960-е, и в большой степени он был именно европейским "шестидесятником", продуктом времени, в которое традиционные культурные установки сначала подвергались критике, а затем и вовсе отменялись. Брётцман начинал вовсе не как музыкант, а как художник. Он изучал живопись в Вуппертале и даже входил в междисциплинарное арт-движение Флюксус, где главными действующими лицами были Йоко Оно, Ла Монт Янг, Нам Джун Пайк и Джордж Мачюнас.
Разочаровавшись в арт-тусовке, Брётцман во второй половине 1960-х переключился на музыку, однако визуальное искусство не забросил, нередко самостоятельно оформляя обложки своих пластинок. Джаз в его жизни занимал важную роль еще с тех пор, как примерно десятилетием раньше он оказался на концерте Сиднея Беше (Sydney Bechet), одного из пионеров новоорлеанской школы. Однако Брётцмана, убежденного авангардиста и экспериментатора, увлекал не традиционный, а свободный джаз. В собственном творчестве он ориентировался скорее на идеи Альберта Эйлера (Albert Ayler), но трактовал их максимально радикально, отказываясь от традиционных структур и техник игры, и делая музыку еще более резкой, энергичной и даже агрессивной.
Его первый же альбом "For Adolphe Sax", записанный в 1967 году в составе трио с контрабасистом Петером Ковальдом (Peter Kowald) и барабанщиком Свеном-Аке Йоханнсоном (Sven-Åke Johansson), был принят прессой без восторгов, но стал началом большой истории. С тех пор Петер успех записать около сотни пластинок и поработать с десятками выдающихся музыкантов, представлявших самые разные страны, школы и течения. Среди них – такие звезды, как Билл Ласвелл (Bill Laswell), Хамид Дрейк (Hamid Drake), Тошинори Кондо (Toshinori Kondo), Александр Фон Шлиппенбах (Alexander Von Schlippenbach), Матс Густафсон (Mats Gustafsson), Кен Вандермарк (Ken Vandermark) и другие.
C каждым годом музыка Брётцмана становилась всё радикальнее, с 1980-е он использовал в своих композициях элементы хеви-металла, нойз-рока и других экстремальных течений, выходящих далеко за пределы джаза. Но главным его вкладом в историю джаза, пожалуй, стало то, что в конце XX века европейский фри-джаз и более широкая сцена вокруг того, что получило название "свободная импровизация", не просто достойно продолжили идеи американского фри-джаза, но и подняли их на новый уровень. Сегодня о немецкой и скандинавской фри-джазовой школе говорят и пишут даже чаще, чем об американской. И если многие основоположники фри-джаза, такие как Орнетт Колман (Ornette Coleman), с годами утратили свой радикализм, то Петер был верен себе до последнего.
В 2010-х Петер Брётцман несколько раз приезжал с концертами в Россию, особенно часто выступая на площадке московского клуба "Дом". Сюда он привозил самые разные проекты и однажды даже устраивал двухдневную резиденцию со своим составом Full Blast Trio. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем в последние годы, Петер Бретцман активно продолжал не только записываться и концертировать, но и гастролировать. Как только он выходил на сцену, его лёгкие заряжались какой-то удивительной силой. Теперь нам остается лишь слушать его записи, однако дискография его столь обширна, что хватит её, кажется, на всю оставшуюся жизнь.
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)