DEPECHE MODE  Доказательство жизни

Новый альбом Depeche Mode определенно небезнадежен, но присвоение ему статуса новой классики пока вызвает вопросы

Вышедший в феврале сингл "Ghosts Again" (первый после 6-летнего перерыва и первый для Depeche Mode в качестве дуэта – прошлой весной в возрасте 60 лет скончался Энди Флетчер) на какие-то время снова сделал синти-поп ветеранов самой обсуждаемой группой в мире. Песню хоть и находили несколько простоватой, но дружно и охотно признавали её лучшим, что группа сделала как минимум за десятилетие. Ожидания от новой пластинки такой "тизер" раздул буквально до небес. И хотя опыт подсказывал относиться к такой "заманухе" как минимум осторожно (гордо представленный публике фрагмент песни "Kingdom" со второго сольника Дейва Гаана производил впечатление, но оказался в итоге единственными приличными 30 секундами музыки на альбоме), но от давно забытых ощущений, когда до выхода альбома любимой группы буквально считаешь дни, было уже не отвертеться.

Второй обнародованный трек "My Cosmos Is Mine" этот пыл несколько сбавлял – здесь всё же проявлялись многие болячки позднего DM, часто сливавшегося в одну мрачно-монотонную песню. Но в синтезаторных партиях, определенно, дышала жизнь, да и в вокальных ходах Дейва и Мартина нам иногда, пусть и на какие-то секунды, являлась тень "настоящего" Depeche Mode. Рецензии от избранных посвященных (пластинку, как в старые добрые времена, выдали на прослушивание отдельным журналистам) тоже звучали прямо-таки восторженно – "Memento Mori" называли лучшей пластинкой группы как минимум за 15, а чаще – за 25 лет, отмечая заодно, что потеря коллеги уже в третий раз (до этого группу покидали Винсент Кларк и Алан Уайлдер) становится хорошим творческим стимулом.

И вот долгожданный релиз. Забегая вперед, можно сказать, что "Memento Mori" парадоксальным образом оправдывает и связанные с ним надежды, и связанные с ним тревоги. Главная сила этой пластинки - звук. Он стал в разы лучше по сравнению с несколькими предыдущими пластинками: в нем появилось пространство и то море реверберации, которого у DM не слышно со времен "Ultra". Да и клавишные партии стали в целом разнообразнее и мелодичнее как минимум относительно DM 2010-х. А главное, в аранжировках Depeche Mode, наконец, снова появилась полифония.

Две песни – та самая простая, но привязчивая "Ghosts Again", а также "Wagging Tongue", успевшая засветиться в коротком промо-концерте (давно ли вы последний раз вслушивались в бутлег, записанный на телефон из зала?), хороши без вопросов, а вот к остальным есть вопросы, и в первую очередь именно по сонграйтингу. Беда поздних Depeche Mode – монотонность. И здесь снова ужасно не хватает каких-то эмоциональных пиков – ярких припевов (с этим на "Memento Mori" вообще беда), смен гармонии и т.д. В этом смысле самый характерный пример – "Speak To Me". Первый куплет – просто идеальное вступление, это действительно очень красивый фрагмент. Но после слов "I hear you, your sound" хочется, чтобы включился бит и альбом закончился чем-то эпичным и мрачно-танцевальным. А вместо этого Дейв поёт еще четыре куплета того же самого. И вроде бы в песне даже обозначен "разгон", но его не происходит и всё заканчивается на той же ноте.

И такое происходит с доброй половиной песен – нет в них какой-то кульминации, это похоже на бесконечный "Never Let Me Down Again" (что уже весьма неплохо), но без "We're flying high, we're watching the world pass us by". А ведь DM всегда были сильны именно такими переходами (взять хоть "Enjoy The Silence", хоть "Insight", хоть "Home", хоть даже "Peace" – одну из последних их безусловно хороших песен). Припев, пусть и очень простой, должен быть как будто другой песней. Всё же в ноу-хау от фабрики Макса Мартина, когда куплеты пишут одни люди, а припевы – другие, определенно, что-то есть.

Вторая проблема в том, что Мартин бесконечно перерабатывает свои собственные песни. И ладно бы он повторял "World In My Eyes", но увы – он повторяет песни поздние, пусть даже и чуточку их улучшая. Даже удачный номер "Never Let Me Go" (сыграть её на гитарах – и получится Joy Division) всё же явно идет по стопам той же "Soft Touch/Raw Nerve", а началом очень напоминает "Lilian". А "Don't Say You Love Me" (ох уж эта тяга к печальным блюзам) – явный парафраз "Breathe" с "Exciter". Даже названия песен и строчки из текстов постоянно отсылают к прошлому творчеству, как тут не вспомнить ту же "Never Let Me Down Again" или "It's No Good". Эту привычку можно списать на царящий в музыке XXI века постмодернизм, но кажется, этот прием можно было применить и поизящнее.

При этом номеров скорее удачных здесь явно больше, чем провальных (уровень сигнал-шум – примерно как на "Exciter" или "Playing The Angel"). Традиционно эффектно смотрится сольный выход Матина ("Soul With Me"), есть своя красота в "Before The Dawn", а "Never Let Me Go" и "My Favorite Stranger" берут скорее мрачной энергетикой. А главное – разные респонденты чаще всего хвалят разные песни.

В общем, альбом кажется совсем небезнадежным (даже после жадных десяти прослушиваний к нему хочется возвращаться) и очевидно превосходящим пластинки 2010-х, но всё же несколько перехваленным. Скорее его хочется поставить где-то рядом с "Playing The Angel", то есть всё же заметно ниже всего классического канона. При этом признаки выздоровления налицо – вот если бы сейчас вместо долгого тура и отдыха после него Мартин с Дейвом засели бы в студии и написали еще альбом-другой, вот из этого могло бы получиться что-то по-настоящему хорошее.

31.03.2023, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

DEPECHE MODE - свежие публикации:

Сайт: www.depechemode.com

DEPECHE MODE

Depeche Mode - британский синти-поп коллектив, на протяжении трех десятилетий остающийся одной из самых популярных и влиятельных групп планеты.

Подробности из жизни:

Depeche Mode - британская группа.
Жанры: синти-поп, рок.

Состав:
Мартин Гор (Martin Gore) - вокал, клавишные, гитара
Дейв Гаан (Dave Gahan) - вокал
Энди Флетчер (Andy Fletcher) - клавишные
Алан Уайлдер (Alan Wilder) - клавишные, ударные (1982-1994)
Винс Кларк (Vince Clarke) - клавишные (1980-1982)

Группа была образована в 1979 году школьными друзьями из провинциального английского городка Бэзилдон. Коллектив, названный поначалу Composition of Sound, играл характерную для тех времен новую романтику, однако к 1980-му, обретя нового вокалиста Дейва Гаана и принесенное им новое название Depeche Mode, группа полностью перешла на синтезаторы. Выступая на разогреве у Fad Gadget, молодая группа приглянулась хозяину независимого лейбла Mute Дэниелу Миллеру (Daniel Miller), и вскоре под его чутким руководством записывала альбом для Mute Records. Альбом "Speak & Spell" поднялся на 10 место британского чарта, что было выдающимся результатом для совсем еще молодой группы,…

Далее... →