Дружба слона с китом.
Да, вопреки заявленному порядку - первым выступал Ва-Банкъ. И я это не
сразу понял, - но об этом чуть позже.
Перед началом шоу ничто не предвещало аншлаг. На треть заполненный зал,
небольшая кучка у сцены... Кто-то вопит, как всегда, кто-то свистит. Хорошо
продается пиво, люди ходят туда-сюда со счастливыми лицами.
К началу выступления зал набит битком.
Но вот - гаснет свет, зажигаются некие синеватые лампионы и играет
что-то таки мрачно-психоделическое. Психоделия, одним словом, играет. Так
вот, думаю, какой ты, новый альбом группы АукцЫон. Шаманские ритмы
нарастают, бурчание какое-то, индустриальный размах - загораются огни -
ба!
А это еще кто такие?! Под этот самый бит на сцене появляется субъект в
шапочке китайского мандарина, в очках и кожанке a-la Олимпиада-80. Поет,
можно сказать - заклинает, размахивая продолговатой ретортой в руке,
отхлебывет из бутыли изрядными глотками. Да это же Александр Ф. Скляр!
Ну и
ну. Поражаюсь изобретательности. От "элегантного позерского
панк-рока" в конце 80-х, через увлечение "альтернативой" и
уроками плаванья к шансону и вот теперь, здравствуйте - психоделия. Вот что
такое "сила печатного слова" - в данном случае сила книг Виктора
Пелевина...
Я продолжаю наблюдать за происходящим, все более изумляясь. Песня со
словами "я хочу слышать твой пульс" мне не знакома, я расчитываю
услышать в дальнейшем уж совсем что-то из ряда вон - аудитория в
растерянности - что такое, где же русский рок? А вот и он, родимый.
В дальнейшем Ва-Банкъ не продемонстрировал сюрпризов. Радиохиты, просто
знакомые песни, кавер Цоя - "Мама, мы все тяжело больны" и
история про встречу с Петром Мамоновым, предварявшая
"Досуги-Буги", из мрачного психоделического гимна в трактовке
Ва-Банка превратившегося и в самом деле, в кабацкий буги-вуги. Но тут я
вдруг обратил внимание на фендер-стратокастер цвета слоновой кости. Как
известно, если в пьесе в первом акте висит на стенке ружье, то в третьем
оно должно выстрелить. Так и тут - если стратокастер цвета ivory, то будет
Джими Хендрикс. И точно: после шоу-стоппера "Вася Совесть", уже
под конец программы, Александр Ф. и лохматый гитарист в широченных синих
штанах и такой-же робе, подскочили к усилителям Marshall (опять Хендрикс!) - и
ну давай вызывать фидбэки! Зал потонул в реве и вое. Феерия! Нет, это
надо было слышать. Хороший фидбэк стоваттного лампового усилителя стоит пары
хитов с иного нашего радио. Спасибо, Ва-Банкъ. Это было мощно.
Обалдевший (я предпочел бы менее корректный термин) народ в испуге стал
скандировать А-У-КЦЫ-ОН! А-У-КЦЫ-ОН! Но прислоненные к кабинетам (ящики с
рядами динамиков) гитары - уже без музыкантов - продолжали завывать, покуда
звукорежиссер не увел их с пульта.
После технического перерыва на сцене - АукцЫон. Так, наверное,
приветствуют гол, забитый любимой командой футбольные фанаты - зал просто
заходится от восторга.
На этой неделе у группы вышел новый альбом под названием "Это мама". Но
со сцены про
альбом сказано не было или было сказано, да я не расслышал - ибо говорил
только Гаркуша, а его микрофон как-то так отстроили, что разобрать слова не
представлялось возможным. Похожий в видоискателе фотоаппарата на Евгения
Евтушенко, он читал стихи между песнями, доставая из саквояжа тетрадку, и
общался с залом - это я понял, но смысл реплик постоянно от меня ускользал,
несмотря на газированную водичку вместо пива, как положено. В VIP-зоне,
куда я решил пререместиться из партера, шел непрерывный, так сказать, обмен
жидкостями - не то, что вы подумали - люди то и дело вскакивали и убегали,
потом возвращались с пластиковыми полулитровыми стаканами и опять
вскакивали и бежали куда-то, чтобы опять прибежать. Я же сосредоточился на
звуке и воспоминаниях,- думаю не один я: в зале было полно людей
разменявших четвертый десяток, они подпевали каждой песне, зажмурив глаза, а
некоторые даже привели с собой маленьких детей. Что можно сказать - АукцЫон
убедительно доказывает, что эстетская, декадентская, неформатная музыка,
сдобренная непонятными, эстетскими стихами, без какой-бы то ни было
"ротации" имеет огромный успех вот уже без малого 20 лет.
Совершенно непонятно, кем приходится эта группа "русскому
року". Внучатый племянник? Седьмая вода на киселе? Теряюсь в догадках.
Но рискну предположить, что эту группу все же надо слушать не на концерте.
Да, все было, как обычно. Гаркуша в белой рубахе с баночкой
из-под пива трясется как заведенный, Леня Федоров в серой майке трясется и
поет своим нечеловеческим голосом, играют трубы, - все как обычно. Исполнялись
хиты, много песен было с черезвычайно любимого мною еще со школьной скамьи
альбома "Жопа" - тогда он, правда, назывался "Дупло", -
что, возможно, звучало более многозначно. Звук был грязноват, но, возможно
это укладывалось в новую авторскую концепцию: играют так же, как на
пластинке, говорил я, когда спрашивали, как играет АукцЫон живьем, а тут
все как-то по-другому - свирепо и даже несколько зло.
Я давно перестал следить за творчеством этих колоссов. Для меня музыка
АукцЫона слишком темна, депрессивна. Это музыка Петербурга, сырых морских
ветров, туманов, темных парадных и призраков. Я искренне не понимаю, как
под нее можно прыгать и веселиться, обливаясь пивом. Но зрители, пришедшие
в ДК Горбунова, не разделяли моего мнения. Со мной
было меньшинство. Оно-то и направилось к выходу, когда Леня, оборвав песню
на полуслове, снял свой пижонский фендер-ягуар и ушел со сцены, а за ним,
поиграв немного, ушли остальные музыканты. Партер не расходился, свистел,
требуя "на бис" - но я уже спускался вниз по лестнице.
На улице сыро и холодно - по-петербургски. Краем глаза замечаю на
облупившейся стене дома плакат: "такое-то октября, группа Ленинград,
специальный гость Захар Май". Крепите дружбу слонов и китов!
Версия Б. Блажковича.
|
Новая формула рок-н-ролла: два в одном
В последнее время многие музыканты активно устраивают различные
творческие альянсы. Но искать оттенок какой-либо спекулятивности в совместном концертном
проекте 'Ва-Банка' и 'АукцЫона', который прошел 11 октября в ДК Горбунова -
пустое занятие, поскольку оба коллектива давно уже заняли свои передовые
позиции на линии отечественного рок-фронта, и сдавать их пока не собираются.
Волнение надвигающегося праздника заметно ощущалось еще около метро
"Багратионовская". Вслед за меломанами, которые торопливо
"согревались" у близлежащих палаток, я, встретив по дороге собратьев "по перу",
торопливо вышагивал по пустынному парку в сторону ДК Горбунова.
Попав в заветное здание, мы, в общем-то, делали то же самое, что и все
остальные. Пили пиво, занимая наиболее удобные позиции в стоячем партере,
спорили и бросали монетку, кто первым выйдет на сцену. В 19-20 в колонках
послышался звук барабанных тамтамов. Толпа мгновенно включилась в игру и с
нетерпением начала выкрикивать: "АукцЫон!". В темноте возникли силуэты
музыкантов, вот уже вступил ударник, к нему поочередно подключились ритм-гитара
и бас. На сцене появился еще один силуэт, своей пластикой очень напоминающий
Гаркушу. Я, голосовавший за "Ва-Банкъ", уже хотел признать своё поражение, но
тут на сцене зажегся красный свет, и в его лучах возник Александр Ф.
Скляр...
С первой же композиции ("Пульс") лидер 'Ва-Банка' застает всех врасплох своей
мощной энергетикой, напором и подвижной пластикой:
Стук колес и рев моторов
Это - музыка для наших сердец.
Я - мотор, я готов взлететь...
Куда-то вдруг подевалось эта ускоренная речитативность, мягкость, пойманная за
хвост при прослушивании последнего альбома группы "Босиком на луне". Ее место
заняла тяжёлая психоделика, смешанная с жёстким гитарным и барабанным ритмом,
свойственная скорее питерской Tequilajazzz. Температура в зале начинает
ускоренно подниматься, опоздавшие зрители, крепко сжав в руке стаканы с пивом,
заполняют ошарашенный партер.
Действие ни на секунду не останавливается - словно догоняя друг друга, звучат "Гондурас",
"Доброе утро" и "Босиком по луне". Кавер-версия песни
Виктора Цоя "Мама, мы все тяжело больны" до этого была исполнена всего
один раз - на 40-летии Цоя в Питере. И
снова - открытие. В транскрипции "Ва-Банка" "цоевская" подвижная сменилась на
утяжеленный речитатив, приправленный резкими соло-проходами гитары Дениса Бурима.
Нечто подобное происходило, когда в 1995-м "Ва-Банкъ" открывал своим
выступлением первый "Максидром". Скляр так же
стремительно передвигался по сцене, так же сбросил с себя кожаную куртку...
Пока я на некоторое время позволил себе предаться воспоминаниям, группа сменила
ритм и сделала легкий реверанс в сторону прежних хитов. Приправленное
ритм-энд-блюзовыми оттенками "Эльдорадо" сменили подвижные "Маршруты
московские", уступив затем место давно не исполнявшемуся разгоряченному
"Досуги-буги". Лирическая баллада "Сад" провела еще одну черту -
и началось самое настоящее шаманство: песни с альбома "Нижняя тундра'. Скляр
стремительно извивался по сцене ("Шаман"), затем на какое-то мгновение застывал
("Вальс Чжэнь Чжао"), потом снова целиком отдавался ритму ("Вася -
совесть", "Ангел"). Неожиданной изюминкой стало "Кислое вино",
исполненное в стиле рэггей с постепенно ускоряющимся ритмом.
Температура в зале приближалась к 40 градусам, танцующий партер решительно
сбрасывал с
себя свитера и кофты. Скляр тем временем решительно подходит к кульминации:
Тебе пора домой, и мне пора домой -
Нам всем пора домой!...
Но до окончания было еще далеко - всё только начиналось...
Разгоряченная "Ва-Банком" толпа не утихает.
Раскрасневшиеся юноши сбрасывают с
себя майки и, выжимая пот, заводят толпу. Хотя, если честно, этого не
требуется. Скандирование "А-ук-цы-он!" не затихает ни на секунду и продолжается
в течении последующих десяти минут. Зал отчаянно нетерпелив, и первое же
появление питерских музыкантов на сцене (еще при полной темноте!)
сопровождается диким ревом и вспышками фотокамер. Уже трудно понять, идет
настройка, или Борис Шавейников играет вступление:
Здравствуй, милая моя...
Леонид Федоров стоит спиной к
публике. Неожиданно выскочивший на середине песни Олег Гаркуша вызывает
новый всплеск
эмоций. "АукцЫон"
по-прежнему остался верен себе: та же волнующая магия полёта, стремительное
движение, как и 10-15 лет назад. Никто не может предугадать, что будет дальше,
но, уже с первых звуков узнав следующую композицию, толпа приходит в движение
и, ладонями отбивая ритм, отчаянно выпевает вслед за Федоровым:
То ли солнце мне не светит,
То ли дети, то ли не дает.
То ли весел, то ли вечер,
То ли ветер, то ли самолет...
Безумие, творящееся в зале, постепенно передается музыкантам. И вот уже сам
Федоров выбегает на середину сцены и начинает пластично передвигаться, делая
отчаянные круги головой:
Солнце ночь проводит
Там, где месяц бродит.
Мертвый жил у леса,
А теперь уходит...
Кажется еще немного - и потолок обрушится на пол. Еще секунда, и сердце не
выдержит и остановится... Федоров на мгновение затихает, до краев наполнив зал
отчаяньем:
Я нервный, я верный, пока...
Я нежный.
Фа-фа, фа-фа, фа-фа, фа-фа...
Затем наступает время медленно раскачивающейся на волнах "Орландины' и
"Польки". И снова - море звуков: "Моя любовь".
Развязка происходит неожиданно. Сначала исчезает со сцены Федоров, а следом за
ним и остальные музыканты. Все, недоумевая, смотрят вслед и не могут поверить,
что концерт продолжался 80 минут. Толпа отчаянно
скандирует, не желая расходиться. Но все старания тщетны, и соучастники
праздника неохотно покидают зал, по дороге к метро шумно обсуждая новую
форму рок-н-ролла (два в одном) и еще один надвигающийся эксперимент -
выступление Чичериной с Би-2.
Версия Алексея Карамышева
|