Оказавшись в Питере буквально за несколько дней до концерта, посвященного 20-летию легендарной и когда-то мною очень любимой группы Наутилус Помпилиус, и получив от Вячеслава Бутусова категорический отказ давать какие-либо комментарии на эту тему, я не смогла удержаться от того, чтобы не прояснить некоторые подробности у одного из старейших участников коллектива - гитариста Егора Белкина. Его имя знакомо всем преимущественно в связи с другим, когда-то свердловским, а ныне питерским, коллективом - группой Настя, возглавляемой супругой Егора Настей Полевой. К сожалению, Настя так и не приняла участия в нашем разговоре, коснувшемся не только юбилея, но и предстоящего выхода в свет их собственного нового альбома. Однако начали мы все-таки с 'Наутилуса':
Звуки.Ru: - Егор, из того немногого, что мне сказал Слава по поводу предстоящего 12-го октября мероприятия, мне очень хорошо запомнилось одно: "Фиктивная группа - фиктивная дата!"
Егор Белкин: - Насчет даты согласен, потому что, помнится, 10-летие мы отмечали в мае 93-го года - я, честно говоря, не знаю, где тут правда. Мы иногда общаемся с директором Славы Василием Тютиным, а он ничего никогда лишнего не скажет. Мы не знаем, кто это все устраивает, но для себя решили, что если это Славе нужно, то мы, конечно, поможем.
Звуки.Ru: - А можешь вспомнить, "как это все начиналось"?
Егор: - Я помню это все с самого начала, потому что тогда я играл в
группе Урфин
Джюс, а Настя пела в группе Трек - это были в Свердловске как Rolling
stnes и Beatles, как Oasis и Blur - такие две группы, которые
соревновались друг с другом. Все это творилось на маленьком пятачке между тремя
ВУЗами - Архитектурным институтом, УПИ и Университетом. Все это было в центре
города, и, естественно, что все эти "табуны" в поисках портвейна бегали вместе.
И вот при клубе Архитектурного появилась такая группа, которая стала
впоследствии 'Наутилусом'. Тогда был как раз период, когда комсомольцы дружили
с рок-группами и устраивали для них разного рода семинары и прочие вещи - с
выездами на природу, с комсомолками... (улыбается) Для того, чтобы попасть на
подобный фестиваль, нужно было каким-то образом зарегистрироваться при обкоме
комсомола. И вот однажды, когда мы выезжали на очередной "семинар", я впервые
увидел двух парней, которые стояли в каких-то смешных кепочках - это были Слава
Бутусов и Дима Умецкий, которые и составили костяк коллектива. Музыканты потом
приходили и уходили, потому что, по сути, музыканты в этой группе никогда не
имели большого значения - в основном, были эти двое. Позже к ним присоединился
Илья Кормильцев как автор, и вот они-то и создали то, что можно назвать
брэндом, торговой маркой 'Наутилус Помпилиус', они ее и держали до последнего
времени. Пока их было трое, это можно было считать группой, но после того, как
откололся Умецкий...
Звуки.Ru: - А почему, кстати?
Егор: -По идеологическим, по творческим соображениям! Там вопрос был вовсе не в
деньгах, как считают некоторые, а в том, что группа превратилась в машину для
их зарабатывания, против чего Дима и выступил. Он считал, что группа достойна
большего и может делать более грамотные, более достойные вещи. Мне кажется, что
для того времени позиция Димы была, мягко говоря, неправильной, потому что люди
были голодные, всем хотелось поездить "по городам и весям", посмотреть, как это
все делается, увидеть рок-н-ролльную жизнь там... В общем, он откололся. И после
этого остались только Слава и Илья, и пока они дружили между собой, 'Наутилус'
существовал!
Я же присоединился к группе в тот момент, когда Слава оказался один среди большого
количества профессиональных музыкантов, которые "не пили - не курили" и были
старше его намного. Короче, назвать это группой 'Наутилус Помпилиус' можно было
с только большой натяжкой. Ему нужен был кто-то из его среды - примерно его возраста и
не был бы, как и он, профессиональным музыкантом. Вот для этого меня и
привлекли - разбавить ту "ресторанную тусовку", которая тогда играла в группе.
Это просуществовало какое-то время, после чего Слава решил помириться с Димой,
и ради этого всю группу разогнали! (смеется) Это был первый этап моего
рекрутирования туда, а через некоторое время, когда они опять разругались, меня
туда "выписали" опять. Тогда уже группа переехала сюда, в Питер. Я приехал в
мае 90-го, и мы начали работать.
Звуки.Ru: - А как же Настя?
Егор: - Ну, да, а Настя - за мной. Она приехала на пару лет позже. Вообще, когда
мы выбирали между Питером и Москвой, то мы сознательно выбрали Питер, потому
что тогда здесь много чего происходило, а мы хотели жить в месте, где
рок-н-ролльная музыка рождается, а не только прокатывается. Сейчас, конечно, в
Питере другая обстановка, но тогда вот мы приняли такое решение. Я не жалею,
мне кажется, что я в Питере прижился, мне здесь нравится, Насте тоже, так что,
думаю, это был правильный выбор.
Возвращаясь же к тому времени, могу сказать, что это был самый жуткий
период, было много гастролей. Я называю это "эпохой спирта 'Рояль'" - это было
чудовищно! Я очень рад, что большая часть из нас выжила, смогла пережить это
время, весь этот кошмар! Я думаю, что тогда вот у Славы и появилось устойчивое
отвращение ко всему, что связано с концертной деятельностью, с шоу-бизнесом и
т.д. Он не разлюбил писать песни, ему до сих пор нравится это делать, но все,
что дальше... Я думаю, что у него идиосинкразия ко всему этому! Но семью-то надо
кормить, и он пытается что-то делать. Именно поэтому, повторюсь, мы поедем и
отыграем все, что нужно! Конечно, это опасно, потому что если люди придут и
будут ожидать какого-то воссоединения группы, или хотя бы появления ее на миг,
на несколько песен опять вместе, то этого не будет! Но ожидать-то они этого
будут все равно, и когда этого не увидят, то будет большой облом!
Звуки.Ru: - Изначально слух такой был, по поводу исторического воссоединения...
Егор: - Да, нам тоже так сказали, почему мы так все и возбудились! Подумали, как здорово, интересно же!
Звуки.Ru: - По-моему, не только Кормильцев, но и, скажем, Алексей Могилевский тоже несколько недоволен и обижен на Бутусова...
Егор: - Слава стырил брэнд! Ведь, как говорят, что половину жизни ты работаешь
на имя, а вторую половину - имя работает на тебя. Если бы Слава был сольным
исполнителем и так поступил, то это его право! Как Брюс Спрингстин, ездит один
с гитарой, играет - это его! Но на 'Наутилус' работало большое количество
людей, и эти люди еще не все умерли, часть из них живы! Мы недавно с Ильей на
эту тему говорили. И я даже скажу больше, что лично мне Слава не звонил, а
звонил Вася, директор. Ну, мы так к этому и относимся, что это приглашение
директора Бутусова. Сам Слава считает, что это не его мероприятие - а тогда чье
же? Мысль лежит на поверхности, как я понимаю: это каким-то образом перекинуть
мостик от несуществующей уже и не смогущей уже никогда всплыть группы - потому
что пока Илья не помирится со Славой этому не бывать - к Ю-Питеру, чтобы люди
для себя сделали в мозгу такую "зарубку", что 'Ю-Питер' - это 'Наутилус
Помпилиус' сегодня! Так вот хреноньки с два! Это совсем другой коллектив! И,
возможно, Слава там и не лидер даже.
В общем, я не знаю, для чего этот концерт, но мы там выступим. Но то, что
они уничтожили торговую марку 'Наутилус', я считаю величайшей глупостью всех
времен и народов! Вот Машина времени, например. Макар и котлетки готовит, и
ныряет, и летает, и на лыжах по горам, но при этом у него есть 'Машина
времени'! Со всем, что из этого проистекает - с переиздачей альбомов, выпуском
сборников, юбилейными концертами на Красных площадях и прочее. У Юры тоже, как
бы там ни было, "империя" сохраняется, у Кинчева группа по-прежнему есть!
Только 'наш' умник не имеет ни того, ни другого, ни третьего, и иже с ним - все
остальные! Я думаю, что Лешины обиды лежат, в основном, вот в этой плоскости.
Звуки.Ru: - Многие считают, что ничего лучше 'Наутилуса' Бутусову так и не удалось создать ничего, несмотря на все эти эксперименты с Deadушками и прочее...
Егор: - Уважение и исполнение старых песен разве отменяет возможность экспериментов с 'Deadушками'? Никто у него этой возможности не отнимает! Но зачем перечеркивать все, что было? Я где-то слышал недавно, что Сталин поубивал всех тех, кто знал его еще по Грузии, кто видел его еще нищим. Вот Слава делает примерно то же самое, и я считаю это гибельным делом. Но мы ничего не можем сделать уже - в свое время мы упустили это из своих рук, теперь вот сидим и "умываемся"!
Звуки.Ru: - Ладно, перейдем от 'Наутилуса' к вашим собственным делам. У вас скоро выходит новый альбом, я слышала, хотя этот выход был отложен, почему?
Егор: -Просто мы возились из-за видеоклипа, который очень долго делали, для
того, чтобы поместить его на пластинку. Песня, на которую мы его сделали,
называется 'Иду себе'. Режиссером был Саша Коротич - это человек, который делал
оформление почти всех альбомов 'Наутилуса', нескольких наших альбомов. Мы знаем
его еще по Свердловскому архитектурному, а потом он работал на 'НТВ-дизайн'.
Альбом называется 'НеНАСТье' - это намек на то, что музыка написана мною, а
тексты - Настины, то есть не весь альбом целиком и полностью ее. Кроме того, у
Насти было такое суеверие, что, мол, "как корабль назовешь, так он и поплывет".
Она не любит такие названия, где есть какое-то отрицание или что-то такое
неприятное, но я все-таки настоял, чтобы назвать его так, потому что все, что
сейчас вокруг происходит иначе как "ненастьем" не назовешь. Поэтому я считаю,
что это время должно было быть отражено в названии. Кроме того, это отражено и
в текстах, хочет она этого или не хочет. Я думаю, что название правильное, а
уж как он там 'поплывет' - посмотрим!
В альбоме 10 песен, все тексты написала Настя, кроме песни 'Факультет
естественной любви', текст которой принадлежит Славе Бутусову. Он написал ее
для меня давным-давно, в 80-х годах. Все это долго лежало 'под стулом', а потом
Настя сказала, что это единственный текст, который она может сама петь и
который ей нравится.
Альбом мы делали странным способом, не совсем для нас обычным. Сюда на
'Ленфильм' приехал парень из Филадельфии, его зовут Майкл Меннис, приехал
снимать кино по Гоголю - 'Записки сумасшедшего'. Он нашел оригинальную музыку,
которая была записана еще старыми нотами, потом эти ноты транспонировали в
настоящие, и потом мы ему помогали записывать все это с симфоническим
оркестром. В общем, на почве всего этого мы сдружились, и когда он узнал, что
мы хотим делать новый альбом, то предложил свою помощь. Что было необычным -
это то, что барабанные треки записывал человек, которого ни я, ни Настя в глаза
не видели! Это друг Майкла, Энди Кравиц, у него есть дорогая студия, которая
специализируется только на записи барабанов. Там писались, например, Стинг,
Билли Джоэл и всякие другие известные люди. Поскольку она очень дорогая, то мы
попросили его работать так: мы забили барабанные треки, как мы это слышали, и
послали ему. А он поверх этого сыграл теми звуками, которые, как нам казалось,
в каждой песне должны быть. Он это делает очень быстро, поскольку технология у
него очень навороченная, поэтому нам это не очень дорого обошлось! После этого
эти треки были привезены сюда, мы их отредактировали и на них уже здесь, в
Питере, записывали гитары, клавиши, бас, голоса и т.п. Все это неторопливо
сводилось потом, потому что впервые в нашей жизни была возможность не спешить,
а не сидеть, как обычно, и считать копеечки, типа '12 долларов в час', как на
любой студии. Поэтому альбом мы сделали очень вдумчиво, и мне кажется, что он
получился очень хороший.
Другое дело, что, когда мы столкнулись с тем, что его надо размещать в
эфир, то оказалось, что кругом маковым цветом расцвел формат 'Нашего радио', и
все, что не укладывается в это 'прокрустово ложе', все, что чуть более
изощренно или более 'не в ту сторону' - все отрезается и убирается. Ну и Бог с
ним! Мы с этим ничего поделать не можем, поэтому не особо и переживаем. Мы,
естественно, еще на этапе сведения показывали альбом тем 'ключевым' людям,
которые для нас имеют значение - Леше Могилевскому, например, нашим
друзьям-музыкантам из Англии и Штатов, что нас прежде всего, конечно,
интересовало. Просто меня до сих пор волнует вопрос, насколько мы вписываемся
вообще в мировую музыкальную культуру, а не просто 'первые парни мы были в
Свердловске или вторые'. Нам показалось, что мы все сделали верно, хотя мы и
сделали некоторые уступки. Мы надеялись на поддержку 'Нашего радио', но мы ее
не получили. То есть они какие-то свои обязательства по рекламе альбома
выполнят, но в ротацию все это они ставить не хотят, по причине которую я
сказал раньше. Мы отдали видео на МTV, но они сказали, что начнут его крутить,
только когда услышат песни по радио. В общем, все друг на друга 'кивают'.
Звуки.Ru: - Тяжело существовать в нынешнем шоу-бизнесе?
Егор: - Тяжело - это не то слово! У меня ощущение, которое я помню очень хорошо в начале-середине 80-х - это как резиновая стена, и чем сильнее ты на нее давишь, тем сильнее тебя от нее отбрасывает. Поэтому мы не скандалим и не ругаемся, мы просто подождем, надеясь на то, что играть нам никто не запретит. Мы играем живьем, хотя, конечно, сейчас это глупо без радио и ТВ, но мы будем пытаться попасть на какие-то другие радиостанции, которые менее зациклены на формате. В общем, гнушаться мы не будем никакой помощи, и будем по возможности где-то это все размещать. Мы свою работу сделали, по максимуму профессионально, по максимуму честно - а дальше посмотрим!
Дата рождения:
15 апреля 1962
1945 – В британском в Рипли, графство Суррей, родился Эрик Клэптон - знаменитый белый блюзмен, сонграйтер и композитор. Его прозвище в среде коллег - "медленная рука" (англ. Slowhand) »»
1976 – Состоялся первый залп "музыкальной Авроры панка" - группы Sex Pistols. На дебютный концерт "пистолетов" пришли 50 фанатов »»
1994 – Вышел последний студийный альбом группы Pink Floyd - The Division Bell. Пластинка частично была записана в плавучей студии Astoria, принадлежащей гитаристу Дэвиду Гилмору »»
Rolf HARRIS (1930)
Astrud GILBERTO (1940)
Graeme EDGE (1942)
Eric CLAPTON (1945)
Dana GILLESPIE (1949)
Lene LOVICH (1949)
MC HAMMER (1962)
Celine DION (1968)
Harun DEMIRASLAN (1980)