Оказавшись в Питере буквально за несколько дней до концерта, посвященного 20-летию легендарной и когда-то мною очень любимой группы Наутилус Помпилиус, и получив от Вячеслава Бутусова категорический отказ давать какие-либо комментарии на эту тему, я не смогла удержаться от того, чтобы не прояснить некоторые подробности у одного из старейших участников коллектива - гитариста Егора Белкина. Его имя знакомо всем преимущественно в связи с другим, когда-то свердловским, а ныне питерским, коллективом - группой Настя, возглавляемой супругой Егора Настей Полевой. К сожалению, Настя так и не приняла участия в нашем разговоре, коснувшемся не только юбилея, но и предстоящего выхода в свет их собственного нового альбома. Однако начали мы все-таки с 'Наутилуса':
Звуки.Ru: - Егор, из того немногого, что мне сказал Слава по поводу предстоящего 12-го октября мероприятия, мне очень хорошо запомнилось одно: "Фиктивная группа - фиктивная дата!"
Егор Белкин: - Насчет даты согласен, потому что, помнится, 10-летие мы отмечали в мае 93-го года - я, честно говоря, не знаю, где тут правда. Мы иногда общаемся с директором Славы Василием Тютиным, а он ничего никогда лишнего не скажет. Мы не знаем, кто это все устраивает, но для себя решили, что если это Славе нужно, то мы, конечно, поможем.
Звуки.Ru: - А можешь вспомнить, "как это все начиналось"?
Егор: - Я помню это все с самого начала, потому что тогда я играл в
группе Урфин
Джюс, а Настя пела в группе Трек - это были в Свердловске как Rolling
stnes и Beatles, как Oasis и Blur - такие две группы, которые
соревновались друг с другом. Все это творилось на маленьком пятачке между тремя
ВУЗами - Архитектурным институтом, УПИ и Университетом. Все это было в центре
города, и, естественно, что все эти "табуны" в поисках портвейна бегали вместе.
И вот при клубе Архитектурного появилась такая группа, которая стала
впоследствии 'Наутилусом'. Тогда был как раз период, когда комсомольцы дружили
с рок-группами и устраивали для них разного рода семинары и прочие вещи - с
выездами на природу, с комсомолками... (улыбается) Для того, чтобы попасть на
подобный фестиваль, нужно было каким-то образом зарегистрироваться при обкоме
комсомола. И вот однажды, когда мы выезжали на очередной "семинар", я впервые
увидел двух парней, которые стояли в каких-то смешных кепочках - это были Слава
Бутусов и Дима Умецкий, которые и составили костяк коллектива. Музыканты потом
приходили и уходили, потому что, по сути, музыканты в этой группе никогда не
имели большого значения - в основном, были эти двое. Позже к ним присоединился
Илья Кормильцев как автор, и вот они-то и создали то, что можно назвать
брэндом, торговой маркой 'Наутилус Помпилиус', они ее и держали до последнего
времени. Пока их было трое, это можно было считать группой, но после того, как
откололся Умецкий...
Звуки.Ru: - А почему, кстати?
Егор: -По идеологическим, по творческим соображениям! Там вопрос был вовсе не в
деньгах, как считают некоторые, а в том, что группа превратилась в машину для
их зарабатывания, против чего Дима и выступил. Он считал, что группа достойна
большего и может делать более грамотные, более достойные вещи. Мне кажется, что
для того времени позиция Димы была, мягко говоря, неправильной, потому что люди
были голодные, всем хотелось поездить "по городам и весям", посмотреть, как это
все делается, увидеть рок-н-ролльную жизнь там... В общем, он откололся. И после
этого остались только Слава и Илья, и пока они дружили между собой, 'Наутилус'
существовал!
Я же присоединился к группе в тот момент, когда Слава оказался один среди большого
количества профессиональных музыкантов, которые "не пили - не курили" и были
старше его намного. Короче, назвать это группой 'Наутилус Помпилиус' можно было
с только большой натяжкой. Ему нужен был кто-то из его среды - примерно его возраста и
не был бы, как и он, профессиональным музыкантом. Вот для этого меня и
привлекли - разбавить ту "ресторанную тусовку", которая тогда играла в группе.
Это просуществовало какое-то время, после чего Слава решил помириться с Димой,
и ради этого всю группу разогнали! (смеется) Это был первый этап моего
рекрутирования туда, а через некоторое время, когда они опять разругались, меня
туда "выписали" опять. Тогда уже группа переехала сюда, в Питер. Я приехал в
мае 90-го, и мы начали работать.
Звуки.Ru: - А как же Настя?
Егор: - Ну, да, а Настя - за мной. Она приехала на пару лет позже. Вообще, когда
мы выбирали между Питером и Москвой, то мы сознательно выбрали Питер, потому
что тогда здесь много чего происходило, а мы хотели жить в месте, где
рок-н-ролльная музыка рождается, а не только прокатывается. Сейчас, конечно, в
Питере другая обстановка, но тогда вот мы приняли такое решение. Я не жалею,
мне кажется, что я в Питере прижился, мне здесь нравится, Насте тоже, так что,
думаю, это был правильный выбор.
Возвращаясь же к тому времени, могу сказать, что это был самый жуткий
период, было много гастролей. Я называю это "эпохой спирта 'Рояль'" - это было
чудовищно! Я очень рад, что большая часть из нас выжила, смогла пережить это
время, весь этот кошмар! Я думаю, что тогда вот у Славы и появилось устойчивое
отвращение ко всему, что связано с концертной деятельностью, с шоу-бизнесом и
т.д. Он не разлюбил писать песни, ему до сих пор нравится это делать, но все,
что дальше... Я думаю, что у него идиосинкразия ко всему этому! Но семью-то надо
кормить, и он пытается что-то делать. Именно поэтому, повторюсь, мы поедем и
отыграем все, что нужно! Конечно, это опасно, потому что если люди придут и
будут ожидать какого-то воссоединения группы, или хотя бы появления ее на миг,
на несколько песен опять вместе, то этого не будет! Но ожидать-то они этого
будут все равно, и когда этого не увидят, то будет большой облом!
Звуки.Ru: - Изначально слух такой был, по поводу исторического воссоединения...
Егор: - Да, нам тоже так сказали, почему мы так все и возбудились! Подумали, как здорово, интересно же!
Звуки.Ru: - По-моему, не только Кормильцев, но и, скажем, Алексей Могилевский тоже несколько недоволен и обижен на Бутусова...
Егор: - Слава стырил брэнд! Ведь, как говорят, что половину жизни ты работаешь
на имя, а вторую половину - имя работает на тебя. Если бы Слава был сольным
исполнителем и так поступил, то это его право! Как Брюс Спрингстин, ездит один
с гитарой, играет - это его! Но на 'Наутилус' работало большое количество
людей, и эти люди еще не все умерли, часть из них живы! Мы недавно с Ильей на
эту тему говорили. И я даже скажу больше, что лично мне Слава не звонил, а
звонил Вася, директор. Ну, мы так к этому и относимся, что это приглашение
директора Бутусова. Сам Слава считает, что это не его мероприятие - а тогда чье
же? Мысль лежит на поверхности, как я понимаю: это каким-то образом перекинуть
мостик от несуществующей уже и не смогущей уже никогда всплыть группы - потому
что пока Илья не помирится со Славой этому не бывать - к Ю-Питеру, чтобы люди
для себя сделали в мозгу такую "зарубку", что 'Ю-Питер' - это 'Наутилус
Помпилиус' сегодня! Так вот хреноньки с два! Это совсем другой коллектив! И,
возможно, Слава там и не лидер даже.
В общем, я не знаю, для чего этот концерт, но мы там выступим. Но то, что
они уничтожили торговую марку 'Наутилус', я считаю величайшей глупостью всех
времен и народов! Вот Машина времени, например. Макар и котлетки готовит, и
ныряет, и летает, и на лыжах по горам, но при этом у него есть 'Машина
времени'! Со всем, что из этого проистекает - с переиздачей альбомов, выпуском
сборников, юбилейными концертами на Красных площадях и прочее. У Юры тоже, как
бы там ни было, "империя" сохраняется, у Кинчева группа по-прежнему есть!
Только 'наш' умник не имеет ни того, ни другого, ни третьего, и иже с ним - все
остальные! Я думаю, что Лешины обиды лежат, в основном, вот в этой плоскости.
Звуки.Ru: - Многие считают, что ничего лучше 'Наутилуса' Бутусову так и не удалось создать ничего, несмотря на все эти эксперименты с Deadушками и прочее...
Егор: - Уважение и исполнение старых песен разве отменяет возможность экспериментов с 'Deadушками'? Никто у него этой возможности не отнимает! Но зачем перечеркивать все, что было? Я где-то слышал недавно, что Сталин поубивал всех тех, кто знал его еще по Грузии, кто видел его еще нищим. Вот Слава делает примерно то же самое, и я считаю это гибельным делом. Но мы ничего не можем сделать уже - в свое время мы упустили это из своих рук, теперь вот сидим и "умываемся"!
Звуки.Ru: - Ладно, перейдем от 'Наутилуса' к вашим собственным делам. У вас скоро выходит новый альбом, я слышала, хотя этот выход был отложен, почему?
Егор: -Просто мы возились из-за видеоклипа, который очень долго делали, для
того, чтобы поместить его на пластинку. Песня, на которую мы его сделали,
называется 'Иду себе'. Режиссером был Саша Коротич - это человек, который делал
оформление почти всех альбомов 'Наутилуса', нескольких наших альбомов. Мы знаем
его еще по Свердловскому архитектурному, а потом он работал на 'НТВ-дизайн'.
Альбом называется 'НеНАСТье' - это намек на то, что музыка написана мною, а
тексты - Настины, то есть не весь альбом целиком и полностью ее. Кроме того, у
Насти было такое суеверие, что, мол, "как корабль назовешь, так он и поплывет".
Она не любит такие названия, где есть какое-то отрицание или что-то такое
неприятное, но я все-таки настоял, чтобы назвать его так, потому что все, что
сейчас вокруг происходит иначе как "ненастьем" не назовешь. Поэтому я считаю,
что это время должно было быть отражено в названии. Кроме того, это отражено и
в текстах, хочет она этого или не хочет. Я думаю, что название правильное, а
уж как он там 'поплывет' - посмотрим!
В альбоме 10 песен, все тексты написала Настя, кроме песни 'Факультет
естественной любви', текст которой принадлежит Славе Бутусову. Он написал ее
для меня давным-давно, в 80-х годах. Все это долго лежало 'под стулом', а потом
Настя сказала, что это единственный текст, который она может сама петь и
который ей нравится.
Альбом мы делали странным способом, не совсем для нас обычным. Сюда на
'Ленфильм' приехал парень из Филадельфии, его зовут Майкл Меннис, приехал
снимать кино по Гоголю - 'Записки сумасшедшего'. Он нашел оригинальную музыку,
которая была записана еще старыми нотами, потом эти ноты транспонировали в
настоящие, и потом мы ему помогали записывать все это с симфоническим
оркестром. В общем, на почве всего этого мы сдружились, и когда он узнал, что
мы хотим делать новый альбом, то предложил свою помощь. Что было необычным -
это то, что барабанные треки записывал человек, которого ни я, ни Настя в глаза
не видели! Это друг Майкла, Энди Кравиц, у него есть дорогая студия, которая
специализируется только на записи барабанов. Там писались, например, Стинг,
Билли Джоэл и всякие другие известные люди. Поскольку она очень дорогая, то мы
попросили его работать так: мы забили барабанные треки, как мы это слышали, и
послали ему. А он поверх этого сыграл теми звуками, которые, как нам казалось,
в каждой песне должны быть. Он это делает очень быстро, поскольку технология у
него очень навороченная, поэтому нам это не очень дорого обошлось! После этого
эти треки были привезены сюда, мы их отредактировали и на них уже здесь, в
Питере, записывали гитары, клавиши, бас, голоса и т.п. Все это неторопливо
сводилось потом, потому что впервые в нашей жизни была возможность не спешить,
а не сидеть, как обычно, и считать копеечки, типа '12 долларов в час', как на
любой студии. Поэтому альбом мы сделали очень вдумчиво, и мне кажется, что он
получился очень хороший.
Другое дело, что, когда мы столкнулись с тем, что его надо размещать в
эфир, то оказалось, что кругом маковым цветом расцвел формат 'Нашего радио', и
все, что не укладывается в это 'прокрустово ложе', все, что чуть более
изощренно или более 'не в ту сторону' - все отрезается и убирается. Ну и Бог с
ним! Мы с этим ничего поделать не можем, поэтому не особо и переживаем. Мы,
естественно, еще на этапе сведения показывали альбом тем 'ключевым' людям,
которые для нас имеют значение - Леше Могилевскому, например, нашим
друзьям-музыкантам из Англии и Штатов, что нас прежде всего, конечно,
интересовало. Просто меня до сих пор волнует вопрос, насколько мы вписываемся
вообще в мировую музыкальную культуру, а не просто 'первые парни мы были в
Свердловске или вторые'. Нам показалось, что мы все сделали верно, хотя мы и
сделали некоторые уступки. Мы надеялись на поддержку 'Нашего радио', но мы ее
не получили. То есть они какие-то свои обязательства по рекламе альбома
выполнят, но в ротацию все это они ставить не хотят, по причине которую я
сказал раньше. Мы отдали видео на МTV, но они сказали, что начнут его крутить,
только когда услышат песни по радио. В общем, все друг на друга 'кивают'.
Звуки.Ru: - Тяжело существовать в нынешнем шоу-бизнесе?
Егор: - Тяжело - это не то слово! У меня ощущение, которое я помню очень хорошо в начале-середине 80-х - это как резиновая стена, и чем сильнее ты на нее давишь, тем сильнее тебя от нее отбрасывает. Поэтому мы не скандалим и не ругаемся, мы просто подождем, надеясь на то, что играть нам никто не запретит. Мы играем живьем, хотя, конечно, сейчас это глупо без радио и ТВ, но мы будем пытаться попасть на какие-то другие радиостанции, которые менее зациклены на формате. В общем, гнушаться мы не будем никакой помощи, и будем по возможности где-то это все размещать. Мы свою работу сделали, по максимуму профессионально, по максимуму честно - а дальше посмотрим!
Дата рождения:
15 апреля 1962
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)