Если бы Даниил Хармс проживал в штате Висконсин и играл на гитаре в не
совсем обычной группе, то вероятно он рассказывал бы про себя такие истории. Ах
да, звали бы его при этом Гордон.
А еще у Гордона был приятель по имени Брайан. И второй приятель, которого звали
Виктор. Когда Гордон, Брайан и Виктор собирались вместе, они назывались
Violent Femmes. Если вы еще не поняли, то речь именно о них.
Гениальный джазмен Орнетт Коулман (Ornette Coleman) как-то взял и в один
присест прослушал все альбомы Violent Femmes. 'Музыка - блеск, - сказал он.
- Только вот слова все время мешают'.
Провинция, американская в частности
- странная вещь. Вроде бы пыль, глушь и
скука, но именно из этой провинции внезапно выбираются на свет божий таланты
столь сокрушительной мощи, что у пресыщенных столиц неизбежно отвисает челюсть.
Все их просчитанные, позиционированные и отмаркетингованные проекты летят в
тартарары, разбиваются как кривые зеркала, столкнувшись с первозданной
корневой мощью The Seeds, 13th Floor Elevators или сравнительно недавних
16 Horsepower. Violent Femmes - из этого славного числа.
Термин "фолк-панк" мало что объясняет в данном случае - трудно объяснить, как
две акустические гитары и пара барабанов вышибают дух из слушателя в две
секунды, звуча круче, насыщеннее и, извините за выражение, роково, чем все
металлические группы 80-х вместе взятые. Трудно объяснить этот голос,
беспощадный и насмешливый. Трудно объяснить, как песни могут быть страшнее
романов Стивена Кинга и глубже социологических исследований, не переставая при
этом нести в себе спасительную иронию. Впрочем, вы же знаете - писать про
музыку это все равно что танцевать про архитектуру. Так что хватит о музыке,
давайте лучше обратимся к людям.
Дебютный альбом Violent Femmes(1983) содержал десять песен, написанных Гано еще в старших классах - это в том числе такая бесспорная классика, как "Blister in the Sun", "Kiss Off", "Add it Up", "Gone Daddy Gone". Цепляющие мелодии, жесткие и ясные тексты, энергия - все эти достоинства сделали с альбомом маленькое чудо: так ни разу и ни войдя в чарт "Биллборда" (то есть ни недели не проведя в числе 200 самых продаваемых альбомов США) Violent Femmes в итоге разошелся трехмиллионным тиражом, продаваясь медленно, но постоянно на протяжении многих лет. На языке шоу-бизнеса это означает - стал трижды платиновым. На языке искусства это означает - у них получился настоящий кусок хорошей музыки, не имеющий отношения к моде или времени. Все попытки сравнений Violent Femmes с современными американскими группами, все попытки записать Violent Femmes в какое-то музыкальное течение разбиваются о простой факт - это действительно оригинальная группа, аналогов которой не наблюдается. Это стопроцентно американская по музыке и по содержанию группа, использующая традицию как трамплин для собственного отчаянного прыжка.
Второй альбом Hallowed Ground (1986) включал в себя, помимо прочего,
упоминавшуюся "Gimme Car" и незабываемую "Country Death Song"
(это как если взять
позднего Стивена Кинга, скрестить его с южной готикой Уильяма Фолкнера и
втиснуть в трехминутную песню). Однако Hallowed Ground не был
продолжением или
копией первого альбома, в отношении него слова фолк-панк звучали совершенно
неуместно. Здесь стоило говорить о мрачном, глубоком и очень современном
прочтении корневой народной музыки с её вечными темами веры и страсти,
преступления и раскаяния. Коммерчески альбом был еще менее удачен, но группа не
сомневалась, что сделала то, что нужно.
Третий альбом группы было поручено продюсировать Джерри Харрисону (Jerry
Harrison) из знаменитых Talking Heads, которым странным образом удавалось
сочетать искусство и успех. Нечто подобное Джерри должен был сделать и для
Violent Femmes.
Для альбома Blind Leading the Naked (1986) группа записала кавер версию
ти-рексовской "Children of Revolution", которая стала чем-то отдаленно
похожим на
хит. Правда, очень маленький, почти незаметный. В других песнях альбома хватало
политических наездов на правительство и президента ("Old Mother
Reagan"), так что
прорыва к успеху не вышло. Но никто и не расстроился.
Президент Slash Records Боб Биггс говорил, что песня "Country Death
Song" вполне
ничего, пока там не вступает фортепиано, которое все портит. Брайан и Гордон
всегда удивлялись, когда он так говорил, потому что на этой песне никакого
фортепиано они не записывали. В глубине души они догадывались, что Биггс имел в
виду банджо, но по природной скромности не стали говорить об этом президенту
своей рекорд - компании.
Во второй половине 80-х Брайан, Гордон и Виктор занялись каждый своими проектами. Гордон поступил в духе своей религиозной семьи и присоединился к группе современного госпел Mercy Seat (запевалой там была девушка с впечатляющим именем Зина фон Хэппинстолл (Zena von Happinstall)). Лоренцо в 1990-м выпустил сольный альбом и барабанил еще в трех-четырех местных группах, в том числе и на сольных альбомах Брайана Ричи, который оказался лидером по числу персональных релизов.
В 1989 году Violent Femmes вернулись со своим четвертым альбомом, который
назывался 3. Таким хитрым манером группа видимо хотела обмануть налоговых
инспекторов и занизить полученные доходы. По содержанию альбом - Violent Femmes
в классическом виде, ярко, язвительно, круто.
Кому-то явно не давала покоя идея получить хит, сделав
кавер-версию, - и теперь
вместо T.Rex в дело пошел Culture Club. Тотальной переделке подверглась
бессмертная "Do you really wanna hurt me?" Разница между оригиналом и кавером
состояла в том, что Бой Джордж (Boy George) пел про любовь, а Гано
придал слову
"hurt" изначальный суровый смысл физического ущерба, попутно избавившись от
аранжировочных красивостей и обнажив песенную структуру до жёсткого скелета.
Неутомимый Боб Биггс решил лично потрудиться над "Do you really want to hurt
me?", и наложил на запись сэмплы Джеймса Брауна (James Brown) и
Beach Boys. Увлекшись
творческим процессом, он стер партии ударных Виктора.
Альбом Why Do Birds Sing? (1991) рекламировался фразой о том, что альбомы
Violent Femmes есть в доме у каждого третьего американца. Кто забирался к
американцам в дома и инспектировал их фонотеки - не сообщалось. Среди лучших
вещей альбома - "American Music" и жизнерадостная "Out the
Window" (насколько
жизнерадостной может быть песня о суициде). Черный юмор Гордона Гано сравнивают
с эстетикой Дэвида Линча (David Lynch), а концерты Violent Femmes становятся
еще более интересным зрелищем, потому что теперь с ними играют инструменталисты
из Horns of Dilemma: Зигмунд Шнопек Третий (Sigmund Snopek III - клавишные,
духовые), Питер Балестриери (Piere Balestrieri - саксофон), Тони Тришка (Tony
Trischka - банджо).
Вместе с Nirvana в туре была и Кортни Лав (Courtney Love), сопровождавшая
Курта. Violent Femmes посмотрели на нее и дружно решили, что Кортни - бледная,
рябая, испорченная наркотиками, бесталанная шалава и дура. Но сейчас Violent
Femmes думают, что ошиблись, потому что Кортни стала образцом для подражания
всем американским феминисткам.
Помимо Nirvana, на разогреве у Violent Femmes в разное время играли Red Hot
Chili Peppers, Sugar Ray, Smash Mouth, Green Day, Beck - потом эти люди
становились звездами и переносились в иные сферы. Возможно, для них это было к
лучшему (за явным исключением Кобейна, которому повышение на пользу не пошло),
но для Violent Femmes к лучшему было занимать свое "особое место" на американской
рок-сцене. В 1993 году они выпустили семидесятиминутный сборник Add It
Up, и на
этом закончили сотрудничество со Slash Records. А Виктор де Лоренцо закончил
свое сотрудничество с Violent Femmes. Он занялся продюсированием других
артистов, одновременно выпуская сольные альбомы и барабаня у Юджина Чэдборна
(Eudgene Chadborne). Его место занял Гай Хоффман (Guy Hoffman), ветеран
висконсинских групп Oil Tasters и Bo Deans.
После того, как Nirvana и прочие гранджеры принесли своим лейблам кучу денег,
многие крупные рекорд-компании стали срочно брать на контракт альтернативные
группы, надеясь, что и им обломится немножко денег. Так Violent Femmes
оказались на фирме Elektra. Так на свет появился альбом New Times (1994)
- еще
один хороший альбом, который впрочем не принес удовлетворения ни фирме, ни
группе. Elektra не получила суперприбылей и решила расстаться с Violent
Femmes. Гордон, Брайан и Гай решили, что наступил очередной подходящий момент
заняться индивидуальной трудовой деятельностью.
Поскольку, согласно версии Брайана, Вселенной движет инерция, Гордон Гано,
Брайан Ричи и Гай Хоффман не могли не вернуться к привычке записывать альбомы
под именем Violent Femmes. Freak Magnet появился в 2000 году, а в 2001
году в
Интернете был выложен сборник редкостей Something's Wrong, - а потом внезапно
подкралось и 20-летие группы. По этому поводу для серии концертов к Violent
Femmes присоединился Виктор де Лоренцо.
Гордон же наконец нашел время для
первого сольного альбома, причем Hitting the Ground (2002) - это работа в
первую очередь не Гано-вокалиста, а Гано-автора песен: каждая песня
исполняется особым приглашенным гостем (в подобном проекте the Heads сам Гано
участвовал в 1996 году). Среди его гостей на этом празднике жизни - Полли Харви
(P.J. Harvey), Лу Рид (Lou Reed), Линда Перри (Linda Perry
- бывшая солистка 4
Non Blondes и нынешний продюсер Pink), Марта Уэйнрайт (Martha
Wainwright, сестра Руфуса и дочь Лаудона), Джон Кейл (John Cale),
Фрэнк Блэк (Frank Black)
и сестра Гордона Синтия (Cynthia) - это же музыкальная семья, как вы помните.
...А название группы переводится вовсе не "Суровые тетки", как может показаться (где же тут тетки?!), а с учетом слэнга - как-то вроде "Отчаянные слюнтяи".
Если бы Даниил Хармс проживал в штате Висконсин и играл на гитаре в не
совсем обычной группе, то вероятно он рассказывал бы про себя такие истории. Ах
да, звали бы его при этом Гордон.
Между прочим, Violent Femmes - это вовсе не "суровые тетки"...
Подробности из жизни:
Если бы Даниил Хармс проживал в штате Висконсин и играл на гитаре в не
совсем обычной группе, то вероятно он рассказывал бы про себя такие истории. Ах
да, звали бы его при этом Гордон.
Однажды Гордон выступал на новогоднем шоу вместе
со знаменитым баскетболистом
Денисом Родманом. Гордон скромно играл свои песенки, а Родман веселил публику
тем, что показывал всё, что у него есть сзади, и даже то, что у него есть
спереди. Под конец шоу Родман пролил на Гордона пиво. Но Гордон ничего ему на
это не сказал, потому что Родман был очень большой, а Гордон - маленький.
А еще у Гордона был приятель по имени Брайан. И второй приятель, которого звали
Виктор. Когда Гордон, Брайан и Виктор собирались вместе, они назывались
Violent Femmes. Если вы еще не поняли, то речь именно о них.
Гениальный джазмен Орнетт Коулман (Ornette Coleman) как-то взял и в один
присест прослушал все альбомы Violent Femmes. 'Музыка - блеск, - сказал он.
- Только вот слова все время мешают'.
Провинция,…
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)