Moderat "MORE D4TA" [Monkeytown)
К 2022 году Moderat с одной стороны выросли в безусловных электронных звезд, одну из немногих постоянных величин в этом быстро меняющемся мире, с другой, ожидания от их четвертой по счету пластинки не то, чтобы были высокими. Саша Ринг (Sascha Ring) в последнее время слегка заплутал в сумрачном лесу, блуждая между абстрактными саундтреками и печальными песнями по заветам Тома Йорка (Thom Yorke). Его коллеги из Modeselektor напротив, выдали совершенно функциональную клубную пластинку, почти непригодную для домашнего прослушивания. А главное, возможность для совмещения одного с другим совершенно не просматривалась. Но путь всё же нашелся: и те, и другие (а точнее, "те и другой") как бы сделали но несколько шагов назад, куда-то во времена Apparat "Walls" или первого альбома Moderat. Бит стал помягче (фирменные гаражные сбивки здесь хороши как никогда), мелодии поярче и поразнообразнее, а драматизм и надлом Сашиного вокала (которого тут по-прежнему много) оттеняется стадионной эйфорией вещей типа "Neon Rats" или "More Love". Получается идеальная история о том, что после ночной грозы всё же наступит утро. Трудно сказать, как бы "MORE D4TA" слушался из 2009-го (в этом смысле лучше обойтись без эпитетов типа "лучшая запись группы со времен первого альбома"), но для мрачноватых 2020-х подходит прекрасно.
Data Rebel "The Space Between" (Not On Label)
Британец Дэн Хау (Dan Howe) – пожалуй, главный наследник Болы (Bola). IDM в его исполнении – музыка в первую очередь печальная и величественно-мелодичная, при том что все внешние атрибуты жанра типа хрустящих и лязгающих ударных тут на месте. Еще один ориентир для сравнения – релизы лейбла Elektrolux середины нулевых, в которых умиротворяющий "кафешный" вайб (всё же музыка Data Rebel чуть более "легковесная", чем у Болы) идеально сбалансирован с музыкальной насыщенностью. Главный вопрос, который возникает, глядя на карьеру Дэна Хау – каким образом на фоне нынешнего IDM-ренессанса он до сих пор не подписался ни на один из уже довольно многочисленных лейблов, окучивающих эту поляну. Видимо дело в пресловутом формате (узких жанровых рамок пока, увы, никто не отменял), но ведь и наследнику Elektrolux или Mole Listening Pearls давно пора бы появиться.
Matmos "Regards ∕ Ukłony dla Bogusław Schaeffer" (Thrill Jockey)
Одни из главных экспериментаторов конца XX – начала XXI века внезапно обратились к творчеству одного из своих, как бы сказал Гарри Каспаров, "великих предшественников". Польский авангардист Богуслав Шеффер прожил долгую жизнь – он родился в 1929-м, умер в 2019-м, но самые известные работы создал в 1950-е и 1960-е. Как положено у Matmos, "Поклоны Богуславу Шефферу" не просто вдохновлены его творчеством. Исходным материалом для пластинки стали его многочисленные записи, предоставленные группе Институтом Адама Мицкевича. Но разумеется, это никакие не ремиксы, а совершенно самостоятельное произведение, собранное из "обломков" как из молекул. Удивительным образом, "Regards" (ну или как минимум его первая половина) по меркам Matmos звучит вполне доступно – тут есть и чёткая ритмическая структура, и кое-где даже обрывки вполне отчетливых мелодий. Говорит это не столько о том, что Дрю и Мартин стали уже не те, сколько о том, что градус экспериментальности можно повышать бесконечно. Звучанием и структурой "Regards" напоминает пластинки лейбла Schematic начала нулевых с чавкающим битом и шумовыми текстурами, созданными при помощи гранулярного ресинтеза. Еще одно определение, которое приходит в голову – "поздний Autechre здорового человека", то бишь уже очень сложно, но всё еще можно слушать. 20 лет назад такой звук считался верхом бескомпромиссности, а сейчас кажется четким и понятным и даже вызывает легкую ностальгию.
Answer Code Request "Shattering EP" (Delsin)
Немец Патриг Грэзер (Patrick Gräser) известен нам в первую очередь как резидент берлинского лейбла Ostgut Ton, где он выпустил два альбома и две ЕР. В первую очередь его принято связывать с берлинским техно, однако уже ко второму альбому "Gens" прямую бочку то и дело сменяли мрачные саундскейпы и сбивчатые ритмы, а новая ЕР на голландском Delsin – это уже чистой воды брейкбит. О временах техно напоминает разве что трек "CRS-21" остальные три – это легкий и атмосферный брейкбит-ренессанс, достойный "пера" Overmono или HVL, но еще более изящный.
HAAi "Baby, We'Re Ascending" (Mute Records)
Тенил Торселл (Teneil Throssell) aka HAAi вот уже несколько лет ходит в статусе больших надежд – после двух самиздатных короткометражных пластинок британку подписал лейбл Mute Records, охочий в последнее время до новаторской электроники, и после еще пары ЕР и нескольких удачных ремиксов, HAAi наконец сподобилась на полнометражный альбом. Здесь есть почти все черты, присущие музыке 2020-х (фрагментарность, вокал с питч-шифтерами и гармонайзерами, сверхплотный звук с размазывающими по стенам басами, рваный темп и влияние рейв-классики), но Тенил, кажется, не удалось главное – впрячь в одну телегу коня (то есть брейкбит и техно) и трепетную лань (то есть печальные песни), особенно в случае когда смешение происходит в рамках одного трека. Так что впечатление от дебюта пока смешанное, но ясно что и многочисленные почитатели у этой пластинки найдутся.
D'Arcangelo "Arium" (A Colourful Storm)
Пятитрековая ЕР от прекрасных итальянцев, изданная австралийским лейблом, известным в первую очередь репрессами неочевидной IDM-классики. Братья Д'Арканжело могут звучать очень по-разному: в их репертуаре есть и прекрасная электро-наивность (обычно такие треки именуются нумерованными "диаграммами"), и IDM-эксперименты, и даже что-то вроде индустриального техно-хардкора. На этот раз всё по классике – среднетемповый бит где-то на полпути от IDM к электро, плюс сдержанная меланхоличная мелодика. Из их каталога эта запись больше всего напоминает их "программные" альбомы на Rehplex, "Shipwreck" или "Excel", разве что звук почище и посовременнее.
SVLBRD "Somber" (Faint)
Шестой за пять лет альбом гиперпродуктивного испанца Августина Меньи (Augustin Mena) и его проекта SVLBRD, помимо которого Менья издается еще и под именем Warmth. "Somber" – довольно самобытная версия совершенно арктической по духу музыки, в основе которой лежат почти статичные эмбиент-пэды, а бит (которым испанец в этот раз совсем не злоупотребляет) гуляет где-то между дабом, глитчем и основательно заторможенным IDM. "Somber" можно назвать этаким даб-техно на диссоциативах, когда от техно уже совсем ничего не осталось кроме ощущения густого тумана и неспешно пульсирующего инфразвукового баса.
Taylor Deupree "Harbor" (LAAPS)
Второй за год альбом американского мэтра, и кажется вышел он даже лучше предыдущего. "Harbor" – это, если так можно выразиться, уютная электроакустика. Ну точнее, полузабытая и от этого еще более милая сердцу фолктроника, переходящая в эмбиент и электроакустику. Лениво "тренькающая" гитара, колокольчики, синтезаторные аккорды, почти разрушенные эффектом старой плёнки, кассетный шум и гудение испорченных кабелей – всё ламповое до невозможности, музыка для того чтобы в неё завернуться и спать.
Permutation "Epicycles" (Permutation)
Дуэт из Барселоны "с российскими корнями" (в проекте участвует Дмитрий Богданов, переехавший в столицу Каталогии полтора десятка лет назад) выпустил дебютную ЕР три года назад, и вот наконец созрел для продолжения – еще одной "короткой формы" с тремя достаточно длинными композициями. Формально "Epicycles" попадает под тэг "электро" – ломаный бит и породисто-ретроградский аналоговый звук позиционируют пластинку вполне однозначно. Но есть, что называется, буква, а есть дух. И в этом смысле "Epicycles" – музыка не клубная, а именно что интеллигентная, то есть не столько "умная", сколько мягкая и деликатная. Ближайший ориентир для сравнения – ранний Warp – RAC с их "уже не электро, но еще не IDM" и B12 с их фирменным теплым звуком и простыми, но обаятельными мелодиями. Чтобы по-настоящему погрузиться в атмосферу 22 минут оказывается явно недостаточно, так что будем надеяться, что и альбом не за горами.
Tosca "Osam" (Studio !K7)
Руперт Хубер (Rupert Huber) и Рихард Дорфмайстер (Richard Dorfmeister) начинали в конце 90-х с даунтемпо и абстрактного хип-хопа, но к началу 2010-х мутировали в сторону вальяжного диско-балеарика и даба, и возделывают эту нишу и поныне. На этом альбоме тема расслабленного летнего ибицианского звука доведена до абсолюта – грув здесь по-прежнему на месте, но под него хочется не танцевать, а слегка покачивать головой, желательно лежа. При этом вспоминаются самые лучшие и, казалось бы, съехавшие на обочину большой музыкальной дороги артисты типа Studio, Quiet Village и Low Motion Disco, ну а еще конечно ранний Принс Томас (Prins Thomas). Много гитар с квакушками, саундтрековой таинственности и синтезаторов из шестидесятых. Эта музыка настолько перпендикулярна нынешней нервической фрагментарности, что звучит как откровение.
Ott "Heads" (Ottsonic Music)
Примерно в этом же, то есть в вопиющей контрактуальности, кроется и прелесть псай-чилла и прочей чиллаутной музыки для поколения современных хиппи. Если в начале нулевых звезды сцены типа Shpongle еще мелькали на "большой орбите", то в последние лет 15 эта музыка шла своим собственным курсом, почти изолированным от влияний современной электроники. В этой вселенной словно не было ни бейса, ни гиперпопа, ни даже рейв-возрождения, зато здесь по-прежнему в почёте даб и world fusion. "Heads", шестой по счету и первый за 7 лет альбом британского музыканта Ott, которого мы знаем еще и как друга и соратника Саймона Посфорда (Simon Posford) – отличная иллюстрация того, куда эта дорога привела к началу 2020-х. Это красочная музыка с большой долей "живости" – помимо электроники мы слышим тут и вокал, и гитару с басом, и восточные инструменты, и даже иногда фанковый грув, но арматурой, на которой выстроена эта конструкция, всё равно остаются транс электронный даб. Стоит отметить и тот факт, что самый интересный трек на альбоме записан в соавторстве с ветеранами из дуэта System 7 – кажется, Стиву и Микветт пора уже записать что-нибудь своё.
1838 – Родился Карл Давыдов - русский композитор и виолончелист, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876-1887 гг »»
1947 – Родился Райлэнд "Рай" Питер Кудер - американский гитарист, певец, композитор и продюсер. Известен своим мастерским использованием слайда при игре на гитаре. Одним из самых успешных проектов Кудера стала сборная группа Buena Vista Social Club »»
1955 – Родился Ди Снайдер - рок-музыкант, фронтмен глэм-метал группы Twisted Sister. Также известен как радиоведущий, актёр, сценарист, композитор, писатель и обладатель заразительного смеха »»
1955 – Родился Ди Снайдер - вокалист и фронтмен глэм-металлической формации Twisted Sister. Также известен как радиоведущий, актёр, сценарист, композитор, писатель. В списке ста лучших метал-вокалистов всех времён, опубликованном в журнале HitParader, Снайдер занимает 83-ю строчку »»
1984 – На ленинградском ТВ снимается первая программа о рок-музыке в СССР «Музыкальный ринг». В первом«Ринге» участвовал «Аквариум», но группу пришлось представить как музыкальных пародистов »»
Ben JOHNSTON (1926)
Arif MARDIN (1932)
Charles LLOYD (1938)
Mike LOVE (1941)
Sly STONE (1944)
Ralph MACDONALD (1944)
Howard SCOTT (1946)