Музыкальный мир постигла ещё одна огромная потеря: 31 мая скончался Дэйв Смит (Dave Smith), инженер, чьи разработки во многом определили развитие отрасли электронных музыкальных инструментов на протяжении последних сорока с лишним лет.
Родившийся в 1950 году, Смит окончил Университет штата Калифорния в Беркли, получив степени в области информатики и электроники. В 1974 году он основал фирму Sequential Circuits: его первой разработкой стал аналоговый секвенсор. В 1977 Смит создал инструмент Prophet-5. Это был первый в истории аналоговый синтезатор на базе микропроцессора и первый программируемый полифонический инструмент.
В 1981 году Смит представил на съезде американского Общества аудиоинженеров (Audio Engineering Society - AES) научную работу, где предлагалось создать универсальный интерфейс, который позволил бы электронным музыкальным инструментам обмениваться взаимопонятными данными друг с другом. Из этой идеи родился протокол MIDI (Musical Instruments Digital Interface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов), который позволял, в частности, управлять сразу несколькими электронными инструментами с одной клавиатуры (или другого управляющего устройства). Это очень упростило жизнь музыкантам и на сцене, и в студии. MIDI позднее многократно совершенствовался, получал множество надстроек, но его основной принцип остаётся неизменным и сегодня. Подавляющее большинство синтезаторов, сэмплеров, секвенсоров, драм-машин и других инструментов, выпущенных позднее 1985 года, оснащены характерными MIDI-разъёмами (или беспроводными модулями аналогичного назначения).
В январе 1983 года на выставке NAMM MIDI был впервые продемонстрирован публике: синтезатор Prophet-600 и Roland Jupiter 6 были подключены друг к другу и воспроизводили звук одновременно.
В 2013 году Смит и инженер Roland Икутаро Какехаси (Ikutaro Kakehashi), вдохновивший Смита на создание MIDI, получили за эту технологию давно заслуженную "Грэмми".
К сожалению, уже в середине 1980-х Sequential Circuits оказалась в сложном финансовом положении. К моменту выхода своей компании из бинеса, однако, Смит успел разработать инструмент под названием Prophet VS, в котором впервые была представлена технология "векторного синтеза". Это был первый цифровой инструмент Sequential Circuits - и последний.
Каждый патч синтезатора формировался четырьмя цифровыми осцилляторами (источниками звука), а джойстик позволял динамически регулировать их соотношение, плавно меняя характер звучания "на лету".
В 1987 году активы Sequential выкупила Yamaha. Технологию "векторного синтеза" она адаптировала для своих синтезаторов серии SY, но в остальном
Yamaha использовала эту технологию в своих синтезаторах серии SY, но это оказалось единственной пользой, которую компания смогла извлечь из покупки Sequential Circuits. Сам Смит вскоре оказался в Korg, и технология "векторного синтеза" составила основу серии синтезаторов Korg Wavestation.
В 1994 году Смит стал президентом молодой компании Seer Systems и подключился к созданию программных синтезаторов. В 1996 году компания заключила контракт с Creative Labs, и в комплекте с картами SoundBlaster AWE64 стал поставляться программный синтезатор Creative WaveSynth, разошедшийся в итоге 10-миллионным тиражом. Эта разработка была тесно интегрирована с аппаратной частью аудиоинтерфейсов, но уже в 1997 году Seer выпустили разработанный первый профессиональный программный синтезатор - Reality. Отраслевая пресса моментально назвала продукт революционным, и небезосновательно. Специально под него даже был выпущен патент 5,886,274 ("Система и метод генерации, распространения, хранения и воспроизведения файлов, содержащих музыкальные работы"). Патент был выдан на имя основателя Seer Стэнли Юнглайба (Stanley Jungleib), который также был сооснователем MIDI Manufacturers Association и сам был тесно связан с разработкой MIDI.
Тем не менее можно смело сказать, что направление программных синтезаторов, в итоге получивших колоссальное распространение и в профессиональной сфере, возникло при прямом участии Смита.
К началу 2000-х Смиту, видимо, надоело возиться с программными синтезаторами и он создал Dave Smith Instruments, новую компанию по разработке аппаратных инструментов. На свет появилась линека инструментов Evolver. А в 2008 году он выпустил на рынок Prophet'08, обновлённую версию своего классического инструмента - как раз снова в моду вошли аналоговые синтезаторы. За этим последовали Prophet X, Prophet-6 и OB-6, совместная разработка с другим корифеем синтезаторостроения - Томом Оберхаймом (Tom Oberheim).
В 2018-м Yamaha безвозмездно передала Смиту права на исторический бренд, и он переименовал Dave Smith Intsruments в Sequential. Уже под этим названием продолжал выпускать новые вариации на тему Prophet, а заодно перевыпустил оригинальные версии Prophet-5 и Prophet-10.
В 2021 году Sequential была продана британской компании Focusrite, но с сохранением операционной и инженерной независимости.
Последним инструментом, над которым успел поработать Смит, стало их новое совместное с Оберхаймом детище OB-X8, впервые представленное несколько недель назад на выставке Superbooth 2022.
"С тяжёлым сердцем мы извещаем, что Дэйв Смит скончался, - говорится в опубликованном на сайте Sequential сообщении. - Мы опустошены, и нас лишь немного утешает тот факт, что он до конца занимался тем делом, которое любил, вместе с членами семьи, друзьями и артистами".
Информации о причинах смерти пока нет.
В наследии Смита самое поразительное - это то, насколько устойчивыми и долгоиграющими оказались его разработки и достижения.
Синтезаторы Prophet, и классические, и новые, до сих пор пользуются немалым спросом. И, скорее всего, ещё долго будут сохранять популярность.
Протокол MIDI, как уже сказано, до сих пор является магистральной технологией, и за 40 с лишним лет никто так и не предложил сколько-нибудь значимой альтернативы, только дополнения и расширения.
Сегодняшние вездесущие программные синтезаторы фактически ведут свой "род" от Reality. Журнал Electronic Musican в 1998 году присудил ему награду "Выбор редакции", а в 2017-м - когда, казалось бы, уже все забыли, что это такое, - снова присвоил ему эту награду в ретроспективе, как разработке, которая в конце 1990-х "определила способ создания музыки".
Наконец, Korg продолжает использовать принцип векторного синтеза в своих синтезаторах и рабочих станциях: например, совсем недавно свет увидел Korg Wavestate, обновлённая версия Wavestation. Кроме того, этот же метод используется во множестве программных синтезаторов от самых разных разработчиков.
Смит и его соратники действительно во многом определили, как именно выглядит вся отрасль музыкальных инструментов с технической точки зрения. И в плане звучания тоже.
Как заявил глава Focusrity Тим Кэрролл (Tim Carroll), в последнее время Смит занимался разработкой синтезаторов следующего поколения. Остаётся надеяться, что эта работа будет продолжена в память о нём.
Дата рождения:
2 апреля 1950
1710 – Родился Томас Арн - английский композитор, автор гимна "Правь, Британия" »»
1937 – Родился Зураб Соткилава - советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР »»
1955 – Скончался Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп. Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза »»
1969 – Пол Маккартни женился на Линде Истман. Тем же днем Джордж и Патти Харрисоны были задержаны за хранение наркотиков »»
1969 – Родился гитарист Грэм Коксон - участник группы Blur с 1989 по 2002 год, а также 2008 года. Записал 6 соло-альбомов, ещё будучи в составе Blur, далее сконцентрировался на сольных выступлениях »»
Georges DELERUE (1925)
Liza MINELLI (1946)
Liza MINNELLI (1946)
James TAYLOR (1948)
Bill PAYNE (1949)
Marlon JACKSON (1957)
Tony TERRY (1964)
Graham COXON (1969)