Инди-сцена Украины всегда выгодно отличалась от российской некоторой радикализацией высказывания и хорошим продакшеном. То, что у соседей считается поп-музыкой, РФ проходит под грифом "андеграунд". Однако сейчас пришло время, когда общие признаки инди - кустарное производство, студия, редуцированная до одного лэптопа, интертекстуальность и свобода высказывания, - становится общим признаком любой украинской музыки. Студии по всей стране разрушены и разорены, музыканты защищают страну в рядах ВСУ. Инди-музыканты выпускают проникновенные треки, тонко чувствуя всю эмоциональную палитру соотечественников – здесь и скорбь о погибших, и рефлексия резкой смены приоритетов и устоявшейся рутины: кто же знал, что придется записываться в тероборону и спасаться от бомбежек.
В этом обзоре Звуки рассказывают о настоящем, буквальном инди и андеграунде – свободной музыке, которую записывают в бомбоубежищах. При этом панк- и рок-группы сменили тон: песни стали светлее и отдают тоской по мирному времени. Но есть эмоции, которые можно только выкричать – ненависть, горе. Украинцы защищают своё и не стесняются прямо говорить о том, что чувствуют.
Часть роликов доступна только по прямой ссылке на YouTube - не забудьте включить VPN.
Kalush Orchestra - “Stefania”
Победители Евровидения-2022 выпустили свой хит еще до 24 февраля, но клип, снятый в разрушенных украинских городах, расставил всё на свои места. "Стефания" – песня об украинских матерях, которые готовы на все ради того, чтобы защитить своих детей. Тот случай, когда этнические западноукраинские мотивы и хип-хоп идеально дополнили друг друга.
"Вона мене колисала, дала мені ритм
І, напевне, силу волі не забрати в мене, бо дала вона"
("Она меня качала, дала мне ритм
И, наверно, силу воли не отобрать у меня, потому что дала она")
Жадан і Собаки та Вертеп - “Діти”
Спустя неделю после того, как был разбомблен мариупольский драмтеатр и фотография с надписью на асфальте "ДЕТИ" рядом со зданием разошлась по сети, Жадан и Собаки вместе с группой Вертеп записали песню о самом дорогом. Получилось немного "на коленке", но чего у поэзии Жадана не отнять – так это ощущения ответственности за тех, кто слабее тебя. "Жадан и Собаки" продолжают играть прифронтовые концерты и развозить гуманитарную помощь в Харьковской области.
"З ночі лишається небо темне
Іде війна, виростають діти
І любиш їх, тому що крім тебе
їх тут ніхто не буде любити"
("С ночи остается небо темным
Идет война, вырастают дети
И любишь их, потому что кроме тебя
Их здесь никто не будет любить."
Tik Tu – “Pastoral”
Стихотворение Оксаны Максимишин-Корабель стало популярным еще во время Майдана, после первых смертей:
"Мамо, не плач. Я повернусь весною.
У шибку пташинкою вдарюсь твою"...
(
"Мама, не плачь. Я вернусь весной.
В окно твоё птичкой ударюсь"…)
Tik Tu добавили этим строкам лампового звучания и видеоряд с фотографиями Стаса Юрченко. "Наша профессия слаба перед лицом войны, это не наше оружие. Но сейчас нет времени на слабость", - говорят музыканты.
Karna — “Мама Галичина”
Ивано-франковская рок-группа посвятила свою песню Юрию Руфу – поэту, писателю и общественному деятелю. Он погиб во время одного из боев в Луганской области. Был одним из немногих, кто услышал эту песню до ее релиза.
"Ты любил свою землю, берег Украину на Луганщине, полег на Попасной и сегодня вернулся на свою Галичину. Галичина плакала по тебе…"
"Коли настане в Франківську новий день,
Ранок в Косові і у Діброві,
Там складаються слова нових пісень
Там мій дім! Дім мій чудовий!"
("Когда наступит в Ивано-Франковске новый день
Утро в Косове и Диброве
Там складываются слова новых песен
Там мой дом! Дом мой чудесный!")
Vivienne Mort - “Душа”
Как всегда сильный и пробирающий до костей голос Vivienne Mort – о душе Украины, которая борется за свою свободу и независимость.
"Я не встигла вирішити
Де вас положити
Ви полягали тут,
Ви поламали квіти…
("Я не успела решить,
Где вас положить,
Вы улеглись здесь,
Вы сломали цветы…")
Yaktak — “Повістка”
Слова парня, который получил повестку, но четко понимает, почему так вышло.
"Пули, которые ловят в свои объятья лучших детей Украины, скоро закончатся, но единство и дух, который они распалили у целой нации – будет гореть вечно".
"Тато защіпив рюкзак, наш не бачив ще вокзал,
Скільки прощань, які, напевно, та й в останній раз."
("Папа застегнул рюкзак, наш не видел еще вокзал
Сколько прощаний, которые, наверно, в последний раз.")
Two from Zoo — “Під гул сирен”
Минималистичный трек про жизнь во время войны, где есть двое и любовь. И непонятно откуда берущаяся уверенность в том, что у них все будет хорошо.
"Дивимося через вікно
Заклеєне скотчем.
Танки, повертайтесь додом
Я вас тут бачить не хочу
("Смотрим через окно
Заклеенное скотчем
Танки, возвращайтесь домой
Я вас здесь видеть не хочу")
drimandr – “гойдалки”
В этом видео эмоциональные качели получили музыкальное и визуальное воплощение. Как говорит сам исполнитель, "монохромная смесь гнева, отчаяния, грусти и надежда, вера в лучшее".
"Мій дім поранило
Та він тримається"
("Мой дом ранили,
Но он держится.")
KHAYAT – “Під дощем”
Украинцу, который играет с восточными мотивами, записать песню помог отец – он сыграл гитарные партии. А записать клип помогла бабушка, которая взяла на себя функции оператора.
"В нас було так багато мрій
А тепер лиш одна на всіх."
("У нас было так много мечт,
А теперь только одна на всех.")
Zwyntar — “Госпел”
Начинаясь с "Завещания" ("Заповіт") Тараса Шевченко, песня перерастает в колыбельную тем, кто из-за войны так и не родился. И лучше всего объясняет, как вышло так, что украинская национальная идея стала сильнее, чем когда-либо.
"Так, ми нарешті полюбили мову!
Ціною болю, втрат
І пересиджувань у сховах."
("Да, мы в конце концов полюбили (украинский) язык!
Ценой боли, потерь
И отсидки в убежищах".
Крамдада — “Мій дім”
Эмоциональный и жесткий пересказ двух последних месяцев жизни украинцев. Сам дуэт перебрался из Киева в село, где и происхлдила студийная работа.
- Вокал записали в шкафу, - говорят музыканты. - На радио-петличку, смартфон и старенький лэптоп, которые все-таки успели взять с собой во время панического сбора вещей".
"Це, бл*ть, мій дім!
Хто приходить сюди з війною,
Не знайде спокою і на світі тім."
("Это, бл*ть, мой дом!
Кто приходит сюда с войной,
Не найдет покоя и на том свете.")
Zwyntar — “Госпел”
Киевское духоподъемное дарк-кантри под банджо, муг и хлопки в ладоши, записанное во время обстрелов в бомбоубежище, которым стала студия звукозаписи.
"Коли диявол приходить до моєї землі
Я беру рушницю."
("Когда дьявол приходит на мою землю,
Я беру ружье.")
Паліндром, Ship Her Son — “Спи”
Отдельный жанр – колыбельные для врага, который начался с песни Сtacik "Колискова для ворога", и представляет собой то ли колыбельную, то ли заклинание. Трек Паліндром и Ship Her Son – ровно об этом.
"Йдіть додому, поки в вас ше є ноги
Білий прапор поки є чим підняти"
("Идите домой, пока у вас еще есть ноги
Белый флаг пока есть чем поднять").
Тарас Боровок – “Байрактар”
Военный минимал – об оружии, название и ТТХ которого теперь знает каждый украинец.
"Прийшли окупанти до нас в Україну
Форма новенька, воєнні машини
Та трохи поплавився їх інвентар
Байрактар…"
("Пришли оккупанты к нам в Украину
Форма новенькая, военные машины,
Но немного оплавился их инвентарь
Байрактар…")
Годами тянулись дискуссии о том, есть ли в Украине свое искусство, своя культура и свой учебник по квантовой физике, выживет ли украинская музыка без российских гастролей, близости к "великой культуре" и русского языка. Кажется, эти дискуссии пора заканчивать: украинская музыка бурно переживает эту войну и, конечно же, ее переживет.
В шутках о том, что Владимир Путин сделал для украинской нации и культуры столько, сколько не сделал никто другой, доля шутки невелика: то, что происходит с 2014 года, действительно дало украинцам огромный заряд творчества. Теперь весь мир знает гимн украинских сечевых стрельцов, написанный в 1914 году.
Мы не знаем, какую из написанных в 2022 году песен перезапишут через столетие, но поле для выбора – огромное.
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)