В московском музыкальном сообществе разгорается скандал: у легендарного фестиваля "Альтернатива" появился двойник. О ситуации рассказывает композитор и пианист Антон Батагов:
Пост о том, как у фестиваля "Альтернатива" украли название, а вместе с ним и некоторое количество денежных единиц.
Ситуация с "Альтернативой" никак не коснулась меня лично: я не участник этих концертов и не член Союза Композиторов (я был арт-директором фестиваля в первой половине 90-х, но с тех пор прошло много жизней). А коснулась она тех, кого я хорошо знаю, уважаю и люблю, поэтому было бы странно, если бы я промолчал.
А произошло следующее. У всех, кто знаком с историей советской/российской музыкальной жизни конца 80-х – 90-х годов, словосочетание "Фестиваль Альтернатива" ассоциируется прежде всего с именем его основателя Алексея Любимова. И вот, музей музыки, который был именно тем местом, где этот фестиваль возник в 1988 году, и который был одной из площадок фестиваля до 1992 года, в 2021-м предложил Алексею Борисовичу сделать короткую "Альтернативу-2021", пригласив кого-то из отцов-матерей-основателей, а также других музыкантов, активных в сфере новой музыки. Разумеется, речь шла о том, что руководителем будет Любимов (а кто же еще?).
Алексей Борисович позвонил мне, мы обсудили эту идею, я сказал, что вряд ли буду в Москве в этот момент, но, конечно, идея хорошая. И всё. Больше я про это ничего не слышал – и совсем недавно узнал, что этот двухдневный фестиваль будет 18 и 19 декабря, но не в музее музыки, а в ДК Рассвет. Это великолепный зал, где я сам недавно играл, так что я порадовался такому решению. На днях мы говорили с Любимовым, я рассказал ему подробно, какой там рояль и какая акустика – и после этого написал пост о том, что состоится этот мини-фестиваль.
И вдруг.
Выясняется, что в музее музыки в эти же дни будет другой фестиваль под таким же названием.
Как это произошло?
Очень просто.
Музей музыки получил бюджет под бренд "Альтернатива", а потом связался с Кариной Абрамян, которая сама является организатором фестивалей, семинаров и других событий в сфере новой музыки (это кроме ее работы на "Мелодии"). И вот, музей музыки как-то так экстренно предложил ей: "а давайте сделаем несколько концертов новой музыки. У нас есть бюджет, а от Союза композиторов (то есть от вас) нужны программы и исполнители." Ни слова "Альтернатива", ни имени Любимова произнесено не было. Просто несколько концертов. Ну ладно, почему бы и нет. И уже когда всё было сконфигурировано, музей музыки присылает организаторам и музыкантам на утверждение программу – и все с изумлением обнаруживают, что, оказывается, это называется "фестиваль Альтернатива", а в качестве плаката взят плакат Альтернативы-1989, сделанный художником и музыкантом Владом Макаровым. И Любимову тоже никто ничего не сказал. Музей музыки просто в какой-то момент перестал "выходить на связь", после чего было решено сделать концерты не там, а в ДК Рассвет – а тем временем – опаньки – оказывается, музей музыки "возродил" "Альтернативу".
Музыкальный термин "отжать" – это в рф последних трех десятилетий примерно как слово "мама". Есть и другие родственные термины, из которых состоит вся жизнь страны. Люди и организации, которые делают что-либо честно и порядочно, являются в рф "нежелательными". К этому все давно привыкли, но как-то не очень ожидаешь столкнуться с этим в такой сфере, как концерты, причем концерты не так называемой "популярной музыки", а концерты так называемой "современной академической музыки". И дело не только в манипуляциях с денежными единицами, а просто в уважении к людям и в элементарной порядочности. Украсть название, получить под него бюджет, предложить другим людям что-то сделать – и никому ничего не сказать. Музей музыки поступил по отношению ко всем … как бы это помягче … дико. И по отношению к Любимову, который давно является бесценным достоянием российского и мирового музыкального искусства, и по отношению ко всем участникам и "тех", и "других" концертов (это известные признанные музыканты), и по отношению к Союзу Композиторов и Карине Абрамян, которую недавно признали музыкальным деятелем десятилетия. И, конечно, по отношению ко всем, кто интересуется новой музыкой и ходит на концерты.
Дело не в том, что эти концерты – правильные, а те – неправильные. Все музыканты сейчас примерно в одинаковом шоке. Потому что всем предложили поучаствовать в известной игре в наперстки. От всего этого остается ощущение крайне неприятное – и при этом до трогательности знакомое каждому гражданину рф. Как поется в прекрасной песне группы "X** забей", "Нас с тобою нae**ли".
1960 – Родился Томми Тэйер, соло-гитарист легендарной группы KISS »»
Dame Joan SUTHERLAND (1926)
Джо ДАССЕН (1938)
Johnny RIVERS (1942)
Joni MITCHELL (1943)
Kevin Scott MACMICHAEL (1951)
Tommy THAYER (1960)
David GUETTA (1967)
Наталия ПЛАТИЦЫНА (1973)