До последнего времени термины "NFT", "крипта" и "блокчейн" были в ходу преимущественно в мире FinTech, однако в 2021 году они наконец широко зазвучали применительно к искусству и музыке. Почему NFT (Non-Fungible Tokens) и digital ownership - один из важнейших технологических трендов года, и как он изменит мир музыки и шоубизнеса? - Рассматриваем технологию и самые успешные кейсы.
Что такое NFT и способны ли они убить лейблы
Блокчейн и криптовалюта изменили баланс и характер платежей между разными группами контрагентов, но особенно радикальные изменения произошли именно в сфере искусства. Концепция смарт-контрактов и "быстрых" сделок пришлась по вкусу артистам: ведь они не только упрощает платежи, но и помогают создавать новые правовые отношения с фанатами, предлагая за новую цифровую "валюту" уникальные объекты.
Что такое NFT с точки зрения технологии? - по сути, это запись в блокчейне, к которой привязан пакет метадаты. Это не просто цифровой объект, который можно легко реплицировать: в пакет входит запись о его происхождении, о том, кому принадлежит цифровой оригинал, каковы права покупателя и как он может распоряжаться приобретенным артефактом.
Это чем-то похоже на DRM-защиту, которую ставят на фильмы и музыку на жестких носителях, либо на платформах типа Amazon или iTunes. Но в случае NFT контроль - на стороне клиента. Подтверждение права собственности получает покупатель, а не продавец.
Что касается элементов, которые могут входить в пакет, то они могут быть бесконечно разнообразны. Помимо собственно треков альбома и его цифровой обложки, музыкант может продать так называемый unlockable content (уникальную ссылку, которую можно открыть только один раз), и он может содержать что угодно, - например, права на получение эксклюзивного бокс-сета или мерча, право на создание копий, доход с будущих продаж или трансляций, право на сэмплирование и так далее.
С точки зрения обычного слушателя, разница между "обычным" треком и NFT-треком неотличима на слух. Все желающие могут послушать его на Spotify, iTunes или YouTube, но с точки зрения NFT это все равно что сделать фотографию оригинальной картины и повесить на стену принт. Копии могут выглядеть точно так же, но они не так ценны, потому что на них нет отметки подлинности и их можно легко воспроизвести.
Для агрегации и продали токенов используются маркетплейсы: Musicoin, Rarible, Nifty Gateway, OpenSea предлагают артистам различные механики заработка и обеспечивают верификацию продаж.
Рынок NFT растет с космической скоростью: согласно отчету аналитиков JP Morgan, в 2021 году ежемесячные продажи цифровых токенов составляют на различных маркетплейсах порядка 2 миллиардов долларов. По оценкам Forbes, общий объем торгов NFT достиг в 2021 году 23 миллиардов долларов.
Ожидается, что в ближайшие годы токены смогут радикально видоизменить взаимоотношения внутри экосистемы музыкантов, лейблов, издателей, дистрибьюторов и агентств по сбору роялти, произведя настоящую революцию в монетизации искусства. Стадию активного роста переживают проекты, которые создают коллаборации артистов на блокчейне.
Одновременно возникают опасения, что NFT могут стать самым большим разрушителем музыкальной индустрии со времен стриминга: ведь smart-контракты фактически удаляют из "пищевой цепочки" лейблы, различных агентов и агрегаторы прав - то есть тех, кто на протяжении многих десятков лет недоплачивает музыкантам и авторам, сосредоточив в своих руках все каналы дистрибуции музыки. Однако не стоит обольщаться: ведь с точки зрения традиционной правопередачи, речь идет просто о создании маркетплейсов с аукционами роялти. К примеру, стартап под названием Royal обещает "перевернуть традиционные отношения между музыкальными лейблами и артистами", но в реальности просто предлагает всем музыкантам регистрировать права на свою музыку на платформе - без каких-либо правовых гарантий со стороны самой платформы. Аналогичные маркетплейсы, Royalty Exchange, Revelator, SongVest и десятки других, также полагаются на честное слово музыканта.
И уж конечно, как только мейджоры осознают потенциал NFT-платформ, они немедленно инвестируют в этот перспективный сектор.
Top 10 NFT-артистов и артефактов
Музыка и цифровое искусство - два драйвера NFT-маркетплейсов. В этом году свои серии артефактов с огромным успехом создавали и продавали такие разные артисты, как Grimes, Deadmau5, Оззи Осборн (Ozzy Osbourne), Стив Аоки (Steve Aoki) и Kings of Leon. Многие из них произвели фуррор в арт-среде, задав новые стандарты цифрового искусства.
Grimes, "WarNymph"
Кампания канадской певицы Граймс, в ходе которой эксцентричная звезда продавала свою коллекцию цифровых работ WarNymph на платформе nifty gateway, не только принесла певице почти 6 миллионов долларов США, но и привлекла новых пользователей на саму платформу. Граймс стала трендсеттером: ее работы продвигали не только коллеги из артистических кругов, но и супруг - могущественный Илон Маск.
3LAU, "Ultraviolet"
Известный электронный музыкант, продюсер и энтузиаст блокчейна 3LAU (псевдоним читается как "Блау") продал цифровой артефакт, основанный на материале своего альбома "Unltaviolet", за рекордные 12 миллионов NFT, эквивалентные 11,7 миллионам доллларов, в феврале 2021 года. Артефакт, созданный им в сотрудничестве с художником Slime Sunday, был продан как 33 невзаимозаменяемых токена (NFT) на Dshop - децентрализованной торговой площадке, построенной на Межпланетарной системе хранения (IPFS) и Ethereum.
Успех продаж собственного альбома подтолкнул 3LAU к созданию того самого маркетплейса Royal, с которого мы начали рассказ об NFT-платформах. Оосновой системы являются так называемые ограниченные цифровые активы ("Limited digital assets" или LDA). Артист решает, какую часть своих будущих роялти зарезервировать для фанатов, владеющих LDA, и сколько "официальных копий" будет выпущено. Затем токены LDA реализуются через Royal, принося доход артисту и возможность получения процента от продаж новым владельцам песен.
По словам Блау, песня со 100 "официальными изданиями" может дать каждому владельцу право на 0,5% гонорара, который она генерирует. Он уже успел протестировать платформу, раздав 333 NFT с правами на 50% роялти от своего сингла. К настоящему моменту эти треки уже принесли своим владельцам более $600,000 USD, а их общая стоимость составляет более $6 миллионов.
Mike Shinoda, "Happy Endings" и "Ziggurats"
Некоторые NFT - это просто limited editions по принципу "один к одному". Но если музыкант всерьез увлекается блокчейном, он способен создавать действительно сложные артефакты."Happy Endings" сооснователя Linkin Park - это его сольный трек длиной 1 минуту 15-секунд, который включал визуальные эффекты, созданные Шинодой совместно с художником Кейном Каспером.
А уже в декабре Шинода выпустил на маркетплейс 6-минутный микстейп в сопровождении специальной программы, которая позволяет его трансформировать, создавая уникальные вариации - как трека, так и обложки, а также сопутствующих персонажей. Артефакт под названием "ZIGGURATS" стал "первым в истории набором NFT для генерации микстейпов". ZIGGURATS был выпущен в виде 5000 уникальных NFT и был распродан за считанные минуты.
Сам Шинода говорит, что стремился создать максимально "простой" первый NFT, выбрав в качестве блокчейна Tezos:
- Я выбрал Tezos, потому что это зеленый блокчейн с одним из самых низких углеродных выбросов среди всех популярных сетей. Мы часто покупаем приложения, которыми "владеем", - например Microsoft Word, или музыкальные плагины, или элементы в игре. Но их количество не ограничено. Разница в том, что NFT выпущен ограниченным тиражом, что подчеркивает его ценность, аутентичность, редкость и оригинальность".
Кстати, саму музыку Шиноды вы можете послушать совершенно бесплатно.
Kings of Leon, "When You See Yourself"
Kings of Leon решили привнести в игру элемент лотереи: их альбом "When You See Yourself" был выпущен в качестве трех разных типов NFT с анимированной обложкой и виниловой пластинкой, которая вышла ограниченным тиражом. Все, кто покупал базовый комплект за 50 долларов, автоматически принимали участие в лотерее, которая позволяла выиграть VIP-билеты на концерты и другие бонусы. Обладатели более дорогих артефактов получали эксклюзивные подарки от членов группы.
Infected Mushroom, "Shroomeez"
Легендарный израильский электронный дуэт Infected Mushroom выпустил проект, посвященный 25-летию группы. Помимо традиционных релизов, он включал в себя очень прикольные NFT-артефакты.
EP "Shroomeez" состоял из четырех новых треков Infected Mushroom в их фирменном стиле, сочетающем элементы транса, хард-рока и d'n'b. А поверх всего этого цифровым художником Fargo была создана целая "грибная планета" - Shroomeez. Собственно говоря, фанаты группы получали в собственность цифровые грибы.
- EP "Shroomeez" появился на свет благодаря NFT-арту, - говорят участники Infected Mushroom. - Мы представили планету, населенную грибными существами, а также общество грибов. Нам было очень весело писать 4 футуристических трансовых трека, которые озвучивают жизнь этого грибного общества. Издание мини-альбома в качестве NFT - это потрясающий способ выпускать музыку в будущем и возможность распространять новости об Infected Mushroom сейчас.
Первая коллекция NFT состоит из 100 уникальных цифровых грибов, существующих в единственном экземпляре. Платформа позволяла совершить максимум 5 покупок на аккаунт.
Вторая коллекция содержала иллюстрации четырех миров Shroomeez, вдохновленных четырьмя песнями с EP, с 25 NFT в каждом мире. Каждый пакет можно было купить при помощи лотереи. Третья коллекция содержала сингл Shroomeez, в котором также была опубликована новая 5-минутная ранее неизданная песня. Группа гарантировала, что ее услышат только покупатель и сами участники Infected Mushroom.
Aphex Twin, "afx \ / weirdcore \ blockscanner"
Для питания сети биткойнов требуются огромные объемы электроэнергии, так что блокчейн как технология способствует негативному изменению климата. Электронный музыкант и продюсер Aphex Twin пообещал своим фанатам потратить часть денег, вырученных за свой NFT-альбом, "на посадку деревьев".
У фанатов музыканта было всего 24 часа, чтобы сделать ставку. Победитель заплатил 72 ETH, что на тот момент составляло $136 349 USD. Самое интересное началось после: фанаты расшифровали послание, которое привело их к скрытой папке Dropbox, озаглавленной "14 апреля". В ней содержался неизданный EP.
Steve Aoki, OddKey
Диджей и продюсер Стив Аоки тоже вдохновился успехами продаж собственного релиза и инвестировал в создание NFT-маркетплейса. Совместно с автором комиксов Тоддом МакФарлейном, одним из создателей компании Image Comics, Аоки создал OddKey - платформу, которая "дает авторам возможность контролировать свою цифровую работу и позволяет фанатам перепродавать NFT за небольшую плату".
Сам Аоки добавил на платформу 6666 собственных бесплатных NFT под названием "Spawnoki" - это артефакты, вдохновленные его собственной музыкой и комиксами.
Ozzy Osbourne, "CryptoBatz"
Лидер Black Sabbath, страдающий от болезни Паркинсона, не может отправиться в давно запланированнвй тур. Чтобы утешить фанатов, он выпустил коллекцию из 9666 уникальных летучих мышей в форме NFT - отсылка к знаменитой летучей мыши, которой рокер, по легенде, откусил голову во время концерта почти 40 лет назад во время сольного концерта в Де-Мойне, штат Айова.. Каждая летучая мышь из коллекции была разработана Оззи Осборном лично. "В отличие от некоторых друзей Оззи, летучих мышей, эти живут в безопасности в метавселенной и не съедобны… пока", - говорится в анонсе на сайте Cryptobatz. Коллекция поступит в продажу в середине января. Оззи гарантирует, что "ни одна мышь при создании токенов не пострадала".
Руки Вверх!, "Студент"
Самый неожиданный цифровой прорыв в России: группа Руки Вверх! выпустила на маркетплейсе Binance коллекцию невзаимозаменяемых токенов, которая включает права на эксклюзивный неизданный трек Сергея Жукова, три фигурки лидера группы Сергея Жукова в разных образах, комикс "с альтернативным взглядом на клип "Уходи" и сертификат, который позволяет пожизненно запретить группе исполнять песню "Студент".
NFT "Руки Вверх!" был издан в честь юбилея группы (которая еще в 2006 году объявила о прекращении существования). Стоимость токена составила 10 миллионов рублей.
Лучший анекдот на эту тему:
Бумеры: "Что выпустили?"
Зумеры: "Кто выпустил?"
Wu-Tang Clan, ""Once Upon a Time in Shaolin"
Знаменитый неизданный альбом рэп-группировки Wu-Tang Clan был выкуплен в этом году криптовалютной платформой PleasrDAO.
Альбом был записан Кланом 7 лет назад в знак протеста против обесценивания музыки в эпоху цифровых технологий. До последнего времени единственная копия пластинки, записанной в 2015 году, принадлежала скандально известному фарма-предпринимателю Мартину Шкрели, а после его заключения в тюрьму была конфискована правительством США и в июле 2021 года была продана с аукциона, чтобы покрыть долги Шкрели перед правительством. На момент продажи имя покупателя не разглашалось.
PleasrDAO приобрела альбом за криптуовалюту - сделка эквивалентна сумме в 4 миллиона долларов, но поскольку правительство не считает криптовалюту реальными деньгами, покупка была осуществлена через посредника.
В этот обзор не вошли новые артефакты от Sliipknot, которые выпустили коллекцию "The Chapeltown Rag" в рамках коллекции Slipknot NFT, классный проект Арианы Гранде и игры "Супермарио", проект барабанщика Anthrax Чарли Бенанте, который в августе выпустил свою "Monster Art Series", Альбом Belave "does the bird fly over your head?" и многие другие. Но я надеюсь, что вы уже поняли: NFT с нами надолго, и это очень крутой инструмент монетизации музыки. А если купленный артефакт еще и вырастет в цене - так это же прекрасно!
Если вы заинтересовались феноменом NFT и покупкой артефактов, изучите простую инструкцию по работе с маркетплейсами и попробуйте инвестировать в какой-нибудь артефакт. Ценность этих цифровых объектов пока что неочевидна, что делает инвестиции рискованными. Но разве это не добавляет адреналина?
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)