В США разворачивается громкий копирайт-скандал: предъявлены обвинения двум мошенникам, которые смогли сделать на YouTube "из воздуха" 20 миллионов долларов. Эти деньги предназначались музыкантам, но парни смогли убедить Youtube и компанию - официального посредника, что им принадлежат права на 50 тысяч музыкальных записей, и получать все причитающиеся их авторам деньги на протяжении нескольких лет.
Больше всего в этой истории потрясает, что ни Youtube, ни посредник - обозначенный в судебных документах только как A.R., - не удосужились тщательно проверить принадлежность прав на музыку. Мошенникам поверили буквально на слово. А жалобы музыкантов либо игнорировались, либо перенаправлялись самим мошенникам.
Люди в апельсиновых штиблетах
Знакомьтесь, некто Уэбстер Батиста Фернандес (Webster Batista Fernandez), гражданин Доминиканской республики, по документам - президент компании Musika LLC, исполнительный директор ещё одной компании - MediaMuv LLC, а также законный представитель компании Elegre Records, LLC. Его подельник - Хосе Теран (Jose Teran), зарегистрированный агент Musika Inc LLC, агент VA Music Inc (входящей в MediaMuvLLC) и владелец MuveMusic LLC.
MediaMuv, головная организация всей этой "медиаимперии", была зарегистрирована в 2017 году. Весной того же года Теран и Фернандес связались с компанией A.R., официальным медиапосредником Youtube, осуществляющим выплаты правообладателям музыкальных записей, загружаемых на Youtube, и сообщили, что их компания MediaMuv является обладателем прав на крупную аудиотеку, насчитывающую 50 тысяч треков. Судя по фигурирующим в судебных документах названиям, речь идёт в основном о латиноамериканской музыке, - это довольно крупный, но стоящий несколько в стороне от мейнстрима пласт; для него даже номинация "Грэмми" предусмотрена отдельная.
50 тысяч записей - это очень весомый каталог, особенно для компании, зарегистрированной без году неделя. Тем удивительнее, что мошенникам поверили! Они приложили какое-то количество поддельных документов в доказательство своих слов, но в основном достаточно оказалось писем-заверений в том, что права на аудиотеку действительно принадлежат MediaMuv, и что права третьих лиц компания не нарушает.
Вся аудиотека была загружена в базы данных Youtube. Это означало, что теперь система Youtube для идентификации контента ContentID автоматически обнаруживала совпадения музыкальных записей в любых новых и старых видеороликах, загруженных на сервис. И все роялти, полученные от монетизации этих записей, A.R. отправляла мошенникам.
К весне 2021 года Фернандес и Теран заработали на чужой музыке 20 с лишним миллионов долларов. Часть суммы они потратили на дорогие автомобили и драгоценности: в отчёте следователей фигурируют две Теслы, бриллианты от ДеБирс и другие бренды сегмента luxury.
Реальные авторы и исполнители музыкальных записей не получили от YouTube ничего. Хотя им причитались довольно крупные суммы: в судебных документах перечислены 30 пострадавших авторов, которым A.R. должна была выплатить роялти, перехваченные предприимчивой парочкой. На первом месте - артист, обозначенный инициалами J.L.P., недополучивший вознаграждений на сумму более 132 тысяч долларов. Ещё трое должны были получить более 100 тысяч долларов за свои записи, но не получили ничего.
Борьба с ветряными мельницами
Пытались ли сами ограбленные музыканты что-то предпринять? Безусловно. На Youtube выложено множество видеороликов с возмущениями по поводу присвоения MediaMuv прав на чужие записи; в Twitter был создан специализированный аккаунт с разоблачениями мошенников (там даже есть их фотографии, демонстрирующие любовь к роскошному образу жизни, и информацией об их перемещениях).
Жалобы публиковались и на форумах поддержки Youtube/Google.
А что же A.R.? Согласно судебным документам, эта компания неоднократно получала жалобы от реальных авторов, но либо игнорировала их, либо спокойно пересылала мошенникам. На что те отвечали, что у них всё схвачено и за всё заплачено, а если кому-то что-то не нравится, то встретимся в федеральном суде. И на этом любые претензии заканчивались.
Учитывая легенду о том, что 90% мирового запаса юристов сосредоточены в США, поверить в то, что эта схема бесперебойно работала почти четыре года, кажется невозможным. Однако факт остаётся фактом. Руководство A.R. предпочло поверить взявшейся ниоткуда компании, заявившей права на 50 тысяч музыкальных записей; компании, которая, согласно свидетельствам, начала общение через бесплатный почтовый сервис Hotmail - даже корпоративной почты у MediaMuv изначально не было. Далее и A.R., и Youtube упорно игнорировали жалобы и возмущение реальных авторов, годами бивших в набат на разных платформах.
Самый ужас в том, что в итоге A.R. даже не является стороной в судебном процессе против Фернандеса и Терана. Хотя за такое эпическое головотяпство представители компании заслуживают того, чтобы сидеть с мошенниками на одной скамье подсудимых.
YouTube и ловушка копирайта
Система автоматического надзора ContentID существует на YouTube с начала 2000-х. На протяжении многих лет пользователи Youtube жалуются на то, что права на их видеоролики или на музыку в них заявляются какие-то совершенно посторонние структуры. Однако мало кто демонстрирует готовность бороться за свои права - чаще всего из опасения, что в ответ на официальную жалобу может "прилететь обратка", которая закончится ликвидацией всего вашего YouTube-канала.
Google/Youtube при всём желании не получится обвинить в излишней отзывчивости: если их система ContentID видит нарушение, "официальный" правообладатель, даже и мнимый, может либо нацепить рекламу на ролик и получать с неё отчисления, либо ограничить показ ролика на некоторых платформах, либо даже заблокировать показ видео в определённых регионах или по всему миру.
Доказывать, что ничьи права не нарушены, должен сам автор видео. Но если он или она попытается оспорить заявления правообладателя (опять-таки, даже мнимого!), то у того есть возможность подать в Youtube официальный запрос о полном удалении ролика. Причём форма такого запроса не требует приложения каких-либо юридических документов, доказывающих принадлежность прав, фактически достаточно честного слова.
Владельцу канала, на котором размещён "нелегитимный" контент, в случае поступления такого запроса прилетит ещё и предупреждение в связи с нарушением авторских прав - copyright strike. Три предупреждения - и канал со всем содержимым удаляется без возможности восстановления, а его владельцу запрещается создавать новые каналы.
Представьте, какие открываются просторы для злоупотреблений и манипуляций; как показывает ситуация с Фернандесом и Тераном, достаточно небольшой сноровки, большой наглости и умения изъясняться на "корпоративном языке".
По сути, речь идёт о взломе схемы монетизации всей платформы YouTube. Но, конечно же, Google никогда в этом не признается.
Грустные перспективы
Фернандесу и Терану предъявили 30 эпизодов мошенничества по предварительному сговору, отмыванию денег и краже личности с отягчающими обстоятельствами. Очевидно, они теперь сядут, и надолго. Также у них, скорее всего, изымут всё неправедно нажитое, чтобы возместить потери пострадавших музыкантов. От компании MediaMuv останутся только испаноязычные проклятья в Twitter и на других площадках. Но сколько ещё таких же затейников регистрируют на себя чужие записи? - Вопрос открытый.
В судебном деле упоминаются три десятка пострадавших. Совершенно очевидно, что они не могли написать все 50 тысяч треков из аудиотеки, зарегистрированной мошенниками на свою фирму. Что получат остальные? - Скорее всего, ноль.
Фирма A.R., при худшем для неё раскладе, вынуждена будет разбираться с принадлежностью каждой из 50 тысяч уворованных MediaMuv музыкальных композиций и выплачивать их подлинным авторам полагающиеся вознаграждения. То есть, сделать наконец ту работу, которую они обязаны были сделать сразу, как только MediaMuv появились на горизонте. Возможно, кто-то из пострадавших музыкантов захочет отсудить у A.R. компенсацию, и, скорее всего, преуспеет. Хотя вряд ли они захотят связываться с судебными издержками.
Что можно прогнозировать с уверенностью - так это отсутствие каких-либо последствий для Google и Youtube. Система ContentID во всей этой истории отрабатывала претензии четко и бескомпромиссно - согласно спецификациям.
Ловушка копирайта работает как часы.
Waymon REED (1940)
JR., Frank SINATRA (1944)
Rod STEWART (1945)
Aynsley DUNBAR (1946)
Donald FAGEN (1948)
William PARKER (1952)
Pat BENATAR (1953)
FranГois KEVORKIAN (1954)
Michael SCHENKER (1955)
Jimmy VIVINO (1955)