Автобиографический трек, который Oxxxymiron выложил в сеть 1 ноября, за 1 сутки собрал 3,7 млн просмотров и попала на 1 место вкладки "в тренде" YouTube. Бурная дискуссия, которая происходит в соцсетях с момента публикации, способствует не только количеству просмотров, но и росту продаж старого альбома рэпера. Дело в том, что название "Кто убил Марка" отсылает к знаменитому альбому-антиутопии "Горгород". Главный герой альбома – писатель по имени Марк, испытывающий творческий кризис балбес, который заводит роман с дочкой мэра. Часть альбома "рассказана" от его лица. В конце альбома "Горгород" звучит выстрел, который прерывает трек "Башня из слоновой кости". Вопрос, кто же убил Марка, висит в воздухе.
Однако предметом дискуссий стала личная и очень честная история Мирона Федорова, которая легла в основу сингла и сопровождающего его видеоряда. Клип стартует с текста: "Следующее видео могло выйти 01.11.2011" и архивного видео, где автор со своим партнером и коллегой Шокком стоят на коленях и получают пощечину от Ромы Жигана. История о том, как Жиган и компания совершили вооруженный налет на квартиру, где находились участники объединения Vagabund, была раньше известна в основном в пересказах и панчах. Как выясняется, съемку с пощечиной Жиган использовал для того, чтобы шантажировать коллегу, угрозами заставляя Окси принимать участие в своих сомнительных проектах.
По сути, композиция - рефлексия в режиме перемотки, показательный итог психотерапии, собравшая не только самые значимые события в жизни Оксимирона, но и признания в страхе, самоцензуре, зависимостях и ошибочных решениях.
В восторге от того, что сделал Оксимирон, хотя никогда раньше такого не говорил. Творчество его мне было в среднем безразлично, хотя крутизны личности и истории не отрицаю.
Что же меня так тронуло, что я целый день под впечатлением?
В первую очередь, конечно, исповедь. Детальная и понятная, пронзительная настолько, что по-настоящему сопереживаешь и даже больно.
Художественно безупречно, содержание ещё круче.
Но главным образом — формат, вобравший в себя всё, что сейчас составляет верхушку культурного пирога. И рэп здесь только форма, потому что сказитель — рэпер.
Психология? Пожалуйста, десятиминутный сеанс немыслимой плотности.
Отказ от формы "куплет-припев-проигрыш", только в обратную сторону. Нынешняя поп-культура всё больше сводится к одному только припеву, как в своё время диджеи брали отовсюду по кусочку самого вкусненького и лепили из этого треки.
Здесь один большой куплет, который даже куплетом не назвать, в силу хронометража. Cкорее, это -
Подкаст. Если замедлить текст примерно в разговорный режим, то получится подкаст минут на сорок, а то и час. И капец какой увлекательный подкаст.
Книга. Это классическая автобиография артиста, с огненной историей, откровениями на разрыв, скандалами и, простите, пикантными подробностями. Книга, упакованная в трек.
Что же до самого хип-хопа, - я никакой не знаток материала, но сдаётся мне, что мало кто в своём уме возьмётся делать такое сейчас. Это вам не интервью давать.
Даже само по себе вот это смещение из чисто музыкального поля в сторону событийного медийного продукта, очень крутое. Именно так, потому что это не песня, не клип, а огромный, многослойный проект, продуманный и проработанный в каком-то немыслимом количестве мелочей. Начиная от внутренней борьбы автора, заканчивая продакшеном и релизом.
Тот же клип. Всего три или четыре простые павильонные локации, впремешку с хроникой — а какая красота по всему ходу действия!
Вот вам и камбэк. Оцените от миллиона до бесконечности.
Короче, Оксимирон — суперкрутан. Впервые это говорю, и делаю это с удовольствием.
Соня Соколова:
Вопросы о причинах затянувшегося творческого кризиса Оксимирона и его внезапного затворничества, волновали всех, кто следит за его работами - и сейчас все эти люди, включая меня, испытывают глухую ярость. Выясняется, что одним из факторов застоя был банальный шантаж Ромы Жигана - воплощения тупого быдла, "любимого рэпера Путина", персонажа настолько ничтожного, что все соцсеточки начинают пестреть мемами "Жиган и Джиган оказались разными людьми. Как их отличить?". И вот появляется трек, в котором Окси - автор, на две головы выше этих и многих прочих, - оказывается, 10 долгих лет прорабатывал ситуацию выхода из абьюза и бесконечных компромиссов.
Трек "Кто убил Марка" - история невероятной карьеры и сопровождающей ее незримой внутренней работы: "Храбрость — это постепенный процесс, дегустирую, как деликатес". Между делом Мирон объясняет, что как он сам воспринял историю с пощечиной, а позднее - и конфликта со старым другом Шокком:
"Vagabund: культовый андерграунд-феномен
Альянс ботаника с гопником — новый саунд Европы
Фанатизм, ажиотаж, но в команде раздоры:
Schokk постоянно подставляет меня, гадит и ноет
Токсичная дружба; валить, сука, нужно"
В итоге именно Шокк не пошел на сделку, не сдался и продолжил гнуть свою линию. А Мирон поддался шантажу и увяз на годы.
"Молчание — это клад, золото либо кляп
Но я не подозревал, как оно изменит меня"
Это самое мощное явление metoo последнего времени - именно потому, что его выдает не "снежинка", а человек, который смог увидеть связь между молчанием "по мелочи" и молчанием "по совести", пережил свой страх, переработав его в мощнейший по силе нарратив. В очередной раз Оксимирон умудрился сделать личную историю социально значимой, и он вправе поставить строку из своего рэпа в список больших мемов, что и делает в третьей части композиции. Он навел прожектор публичности на подонка, промышляющего зашкваром, и вышел из истории не жертвой, а победителем. Идеальный рецепт для многих.
"Я всегда молчу, в этом я герой поколения", – как свойственно Оксимирону, он вскрывает грудную клетку, чтобы в очередной раз предложить пути выхода из тупика. На этом пути его ожидает еще много неприятных открытий (первое из которых: не весь мир - твоя фан-база), но его вновь интересно слушать.
Злата Николаева:
Новый трек после многолетнего почти молчания — неизбежный повод сравнивать новое с предыдущим творчеством (хотя мы ещё не слышали альбом, который вот-вот выйдет). Классическое "раньше было лучше и по-другому" применимо к сравнению с Горгородом — цельным и почти литературным произведением с выдуманными героями и ситуациями.
При этом "Кто убил Марка" вполне продолжает традиции предыдущего творчества Федорова — автобиографичного, откровенного и вполне соответственно возрасту и положению страдальческого. Да, был баттл-рэп, с оскорблениями и возведенной в абсолют агрессией - но в нем Оксимирон сотоварищи хоть и достигает новых высот (и герой разгребал их последствия много лет), но не он этот жанр и правила игры придумал.
А вот сольное творчество условно раннего периода, вошедшее в "Вечный жид" и "Долгий путь домой" — откровенное и честное мудострадание и рефлексия эмигранта из Восточной Европы. С безденежьем, социальным жильем, мутными подработками, тотальным одиночеством и неумением (или нежеланием) встраиваться, соседями-барыгами и малолетними проститутками — "я продолжаю жить в говне", как говорил герой сам про себя, не строя из себя героя и победителя. И этой откровенности он верен и сейчас, пусть и обеспечив себе за отчётный период возможность пропасть на несколько лет и психотерапию.
Александр Гаврилов:
Многие читатели и слушатели нового сингла выдающегося современного поэта Оксимирона обнаружили, что в нем рассказывается история неприятного видео, вызвавшего пару неприятных поступков, и подумали, что ничего другого в этой небольшой поэме нет. Это прочтение (понимание?) куцее и убогое. По возможности избегайте этого.
У трека есть заголовок "Кто убил Марка?". Марк — это герой концептуального альбома "Горгород", писатель, живущий в антиутопическом городе с признаками российской провинции, дерзко бросающий вызов криминализованным властям. За ним следят его фанаты, считающие, что лучше Марка знают, чем ему следует заниматься в своем творчестве (не менее одного). В конце повествования Марк исчезает, он убит, но впрямую не сообщается, кем и почему.
Проверочный вопрос: Кто убил Марка? Обоснуйте ответ ссылками на текст произведения
Вопрос "Кто убил Марка?" в тексте нового трека завершает собою длинный перечень узнаваемых "главных вопросов" массовой культуры от "За что аборигены съели Кука" до "Who let the dogs out?". Подводка во фразе "Но главное — кто убил Марка?" показывает, что сам автор считает этот вопрос более важным чем "Тварь ли я дрожащая" и/или "Из чего сделаны наши мальчишки".
Проверочный вопрос: Почему для автора важно, чтобы слушатель задумался над этим вопросом? (Рассуждение в свободной форме)
Оксимирон сообщает, что старался не высказываться по многим вопросам современности, которые были для него важны. "Раджабов, суды, Мотузная, мирный протест / "Я буду петь свою музыку", Жуков и "Сядь за текст" ".
Задание на повышенную оценку: загугли описание проектов "Я буду петь свою музыку" и "Сядь за текст", фамилии, упомянутые в процитированных строчках.
Если ты смог ответить на проверочные вопросы, переходи к анализу фрагмента текста о самоцензуре:
«Это нельзя сказать, ведь я фанбазу оскорблю
А это нельзя, поскольку меня сразу засмеют
Это нельзя — моя семья читает меня часто
А вот это точно нельзя — это небезопасно
Психосоматика, я сдавленная пружина
Мышечные зажимы, страх, что я не мужчина
Молчание затягивает молчащего, как трясина
Болотка, Pussy Riot, репрессии, Украина
Я всё игнорирую, но боль не уходит
Я качаюсь до блевоты, курю до крови в мокроте
Запои, наркотики, я всё убегаю
В постели снова другая, но и это ноль помогает"
Анализируя предложенный фрагмент, подумай: часто ли тебе приходится не высказываться о том, что для тебя важно, и бесит ли это тебя самого? Если да, то спроси себя, почему и что послужило тому причиной? Если нет, то обратись к специалистам, способным выявить у тебя наличие высшей нервной деятельности.
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)