Автобиографический трек, который Oxxxymiron выложил в сеть 1 ноября, за 1 сутки собрал 3,7 млн просмотров и попала на 1 место вкладки "в тренде" YouTube. Бурная дискуссия, которая происходит в соцсетях с момента публикации, способствует не только количеству просмотров, но и росту продаж старого альбома рэпера. Дело в том, что название "Кто убил Марка" отсылает к знаменитому альбому-антиутопии "Горгород". Главный герой альбома – писатель по имени Марк, испытывающий творческий кризис балбес, который заводит роман с дочкой мэра. Часть альбома "рассказана" от его лица. В конце альбома "Горгород" звучит выстрел, который прерывает трек "Башня из слоновой кости". Вопрос, кто же убил Марка, висит в воздухе.
Однако предметом дискуссий стала личная и очень честная история Мирона Федорова, которая легла в основу сингла и сопровождающего его видеоряда. Клип стартует с текста: "Следующее видео могло выйти 01.11.2011" и архивного видео, где автор со своим партнером и коллегой Шокком стоят на коленях и получают пощечину от Ромы Жигана. История о том, как Жиган и компания совершили вооруженный налет на квартиру, где находились участники объединения Vagabund, была раньше известна в основном в пересказах и панчах. Как выясняется, съемку с пощечиной Жиган использовал для того, чтобы шантажировать коллегу, угрозами заставляя Окси принимать участие в своих сомнительных проектах.
По сути, композиция - рефлексия в режиме перемотки, показательный итог психотерапии, собравшая не только самые значимые события в жизни Оксимирона, но и признания в страхе, самоцензуре, зависимостях и ошибочных решениях.
В восторге от того, что сделал Оксимирон, хотя никогда раньше такого не говорил. Творчество его мне было в среднем безразлично, хотя крутизны личности и истории не отрицаю.
Что же меня так тронуло, что я целый день под впечатлением?
В первую очередь, конечно, исповедь. Детальная и понятная, пронзительная настолько, что по-настоящему сопереживаешь и даже больно.
Художественно безупречно, содержание ещё круче.
Но главным образом — формат, вобравший в себя всё, что сейчас составляет верхушку культурного пирога. И рэп здесь только форма, потому что сказитель — рэпер.
Психология? Пожалуйста, десятиминутный сеанс немыслимой плотности.
Отказ от формы "куплет-припев-проигрыш", только в обратную сторону. Нынешняя поп-культура всё больше сводится к одному только припеву, как в своё время диджеи брали отовсюду по кусочку самого вкусненького и лепили из этого треки.
Здесь один большой куплет, который даже куплетом не назвать, в силу хронометража. Cкорее, это -
Подкаст. Если замедлить текст примерно в разговорный режим, то получится подкаст минут на сорок, а то и час. И капец какой увлекательный подкаст.
Книга. Это классическая автобиография артиста, с огненной историей, откровениями на разрыв, скандалами и, простите, пикантными подробностями. Книга, упакованная в трек.
Что же до самого хип-хопа, - я никакой не знаток материала, но сдаётся мне, что мало кто в своём уме возьмётся делать такое сейчас. Это вам не интервью давать.
Даже само по себе вот это смещение из чисто музыкального поля в сторону событийного медийного продукта, очень крутое. Именно так, потому что это не песня, не клип, а огромный, многослойный проект, продуманный и проработанный в каком-то немыслимом количестве мелочей. Начиная от внутренней борьбы автора, заканчивая продакшеном и релизом.
Тот же клип. Всего три или четыре простые павильонные локации, впремешку с хроникой — а какая красота по всему ходу действия!
Вот вам и камбэк. Оцените от миллиона до бесконечности.
Короче, Оксимирон — суперкрутан. Впервые это говорю, и делаю это с удовольствием.
Соня Соколова:
Вопросы о причинах затянувшегося творческого кризиса Оксимирона и его внезапного затворничества, волновали всех, кто следит за его работами - и сейчас все эти люди, включая меня, испытывают глухую ярость. Выясняется, что одним из факторов застоя был банальный шантаж Ромы Жигана - воплощения тупого быдла, "любимого рэпера Путина", персонажа настолько ничтожного, что все соцсеточки начинают пестреть мемами "Жиган и Джиган оказались разными людьми. Как их отличить?". И вот появляется трек, в котором Окси - автор, на две головы выше этих и многих прочих, - оказывается, 10 долгих лет прорабатывал ситуацию выхода из абьюза и бесконечных компромиссов.
Трек "Кто убил Марка" - история невероятной карьеры и сопровождающей ее незримой внутренней работы: "Храбрость — это постепенный процесс, дегустирую, как деликатес". Между делом Мирон объясняет, что как он сам воспринял историю с пощечиной, а позднее - и конфликта со старым другом Шокком:
"Vagabund: культовый андерграунд-феномен
Альянс ботаника с гопником — новый саунд Европы
Фанатизм, ажиотаж, но в команде раздоры:
Schokk постоянно подставляет меня, гадит и ноет
Токсичная дружба; валить, сука, нужно"
В итоге именно Шокк не пошел на сделку, не сдался и продолжил гнуть свою линию. А Мирон поддался шантажу и увяз на годы.
"Молчание — это клад, золото либо кляп
Но я не подозревал, как оно изменит меня"
Это самое мощное явление metoo последнего времени - именно потому, что его выдает не "снежинка", а человек, который смог увидеть связь между молчанием "по мелочи" и молчанием "по совести", пережил свой страх, переработав его в мощнейший по силе нарратив. В очередной раз Оксимирон умудрился сделать личную историю социально значимой, и он вправе поставить строку из своего рэпа в список больших мемов, что и делает в третьей части композиции. Он навел прожектор публичности на подонка, промышляющего зашкваром, и вышел из истории не жертвой, а победителем. Идеальный рецепт для многих.
"Я всегда молчу, в этом я герой поколения", – как свойственно Оксимирону, он вскрывает грудную клетку, чтобы в очередной раз предложить пути выхода из тупика. На этом пути его ожидает еще много неприятных открытий (первое из которых: не весь мир - твоя фан-база), но его вновь интересно слушать.
Злата Николаева:
Новый трек после многолетнего почти молчания — неизбежный повод сравнивать новое с предыдущим творчеством (хотя мы ещё не слышали альбом, который вот-вот выйдет). Классическое "раньше было лучше и по-другому" применимо к сравнению с Горгородом — цельным и почти литературным произведением с выдуманными героями и ситуациями.
При этом "Кто убил Марка" вполне продолжает традиции предыдущего творчества Федорова — автобиографичного, откровенного и вполне соответственно возрасту и положению страдальческого. Да, был баттл-рэп, с оскорблениями и возведенной в абсолют агрессией - но в нем Оксимирон сотоварищи хоть и достигает новых высот (и герой разгребал их последствия много лет), но не он этот жанр и правила игры придумал.
А вот сольное творчество условно раннего периода, вошедшее в "Вечный жид" и "Долгий путь домой" — откровенное и честное мудострадание и рефлексия эмигранта из Восточной Европы. С безденежьем, социальным жильем, мутными подработками, тотальным одиночеством и неумением (или нежеланием) встраиваться, соседями-барыгами и малолетними проститутками — "я продолжаю жить в говне", как говорил герой сам про себя, не строя из себя героя и победителя. И этой откровенности он верен и сейчас, пусть и обеспечив себе за отчётный период возможность пропасть на несколько лет и психотерапию.
Александр Гаврилов:
Многие читатели и слушатели нового сингла выдающегося современного поэта Оксимирона обнаружили, что в нем рассказывается история неприятного видео, вызвавшего пару неприятных поступков, и подумали, что ничего другого в этой небольшой поэме нет. Это прочтение (понимание?) куцее и убогое. По возможности избегайте этого.
У трека есть заголовок "Кто убил Марка?". Марк — это герой концептуального альбома "Горгород", писатель, живущий в антиутопическом городе с признаками российской провинции, дерзко бросающий вызов криминализованным властям. За ним следят его фанаты, считающие, что лучше Марка знают, чем ему следует заниматься в своем творчестве (не менее одного). В конце повествования Марк исчезает, он убит, но впрямую не сообщается, кем и почему.
Проверочный вопрос: Кто убил Марка? Обоснуйте ответ ссылками на текст произведения
Вопрос "Кто убил Марка?" в тексте нового трека завершает собою длинный перечень узнаваемых "главных вопросов" массовой культуры от "За что аборигены съели Кука" до "Who let the dogs out?". Подводка во фразе "Но главное — кто убил Марка?" показывает, что сам автор считает этот вопрос более важным чем "Тварь ли я дрожащая" и/или "Из чего сделаны наши мальчишки".
Проверочный вопрос: Почему для автора важно, чтобы слушатель задумался над этим вопросом? (Рассуждение в свободной форме)
Оксимирон сообщает, что старался не высказываться по многим вопросам современности, которые были для него важны. "Раджабов, суды, Мотузная, мирный протест / "Я буду петь свою музыку", Жуков и "Сядь за текст" ".
Задание на повышенную оценку: загугли описание проектов "Я буду петь свою музыку" и "Сядь за текст", фамилии, упомянутые в процитированных строчках.
Если ты смог ответить на проверочные вопросы, переходи к анализу фрагмента текста о самоцензуре:
«Это нельзя сказать, ведь я фанбазу оскорблю
А это нельзя, поскольку меня сразу засмеют
Это нельзя — моя семья читает меня часто
А вот это точно нельзя — это небезопасно
Психосоматика, я сдавленная пружина
Мышечные зажимы, страх, что я не мужчина
Молчание затягивает молчащего, как трясина
Болотка, Pussy Riot, репрессии, Украина
Я всё игнорирую, но боль не уходит
Я качаюсь до блевоты, курю до крови в мокроте
Запои, наркотики, я всё убегаю
В постели снова другая, но и это ноль помогает"
Анализируя предложенный фрагмент, подумай: часто ли тебе приходится не высказываться о том, что для тебя важно, и бесит ли это тебя самого? Если да, то спроси себя, почему и что послужило тому причиной? Если нет, то обратись к специалистам, способным выявить у тебя наличие высшей нервной деятельности.
1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе »»
J.J. JOHNSON (1924)
Sid RAMIN (1924)
Sam COOKE (1931)
Eberhard WEBER (1940)
Michal URBANIAK (1943)