Микаэл Таривердиев всего полмесяца не дожил до своего 65-летнего юбилея. С тех пор прошло уже 25 лет. А сегодня, 15 августа ему могло бы исполниться 90.
Он был красивым человеком, его любили женщины. Но это была не красота мачо, скорее мужественная благородная романтичность. Любили его и мужчины, так что дело совсем не гендерных особенностях. Смотрите, каков был круг друзей Микаэла Таривердиева в легендарные годы оттепели: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Олег Ефремов, Андрей Тарковский, Родион Щедрин. Позже каждый пошел своей дорогой. Таривердиев выбрал музыку - особую, узнаваемую, созданную своим почерком. Эта была его линия жизни, которая вела от высокого тощего армянского мальчика с школьным прозвищем "бутылка" к импозантному рыцарю благородной внешности и такого же поведения.
Микаэл Таривердиев родился в армянской семье в Тбилиси в 1931 году. Всю свою профессиональную жизнь, с начала учебы в институте имени Гнесиных, где его учителем был Арам Хачатурян, он прожил в Москве. Одним из увлечений Таривердиева в 60-е годы было провозглашенное им "третье направление", суть которого - высокая поэзия, поиск возможностей донести ее просто, отказ от поставленного голоса, обращение к микрофону, как к способу говорить со слушателем тихим, но слышным и естественным голосом. Одним из выразителей этого направления стала певица Елена Камбурова.
Кстати, внутренняя культура Микаэла Леоновича проявлялась не только в его музыке, но в эпизодах его насыщенной, но не простой жизни. Одно из испытаний, через которые ему пришлось пройти, известный эпизод, случившийся в пору его влюбленности в актрису Людмилу Максакову. Тогда Таривердиев взял на себя вину за сбитого машиной на дороге прохожего, хотя за рулем была его возлюбленная. В этой жизненной передряге он потерял не только два года на уголовный процесс, но и свою любовь. Этот эпизод вошел в сюжет картины Э. Рязанова "Вокзал для двоих". Другим ударом для композитора стали обвинения его в плагиате. Речь шла о самой известной и успешной музыке к фильму "Семнадцать мгновений весны", авторство которой "доброжелатели" приписывали французскому композитору Франсису Лею. Композитор очень тяжело переживал травлю, возникшую тогда в профессиональной среде и, хотя сама история была официально опровергнута, барьер между ним и этой самой профессиональной средой остался.
Микаэл Леонович никогда особенно не заботился, к какого рода музыкальному клану его причисляют. Он писал ту музыку, которую хотел, а уж ярлыки предстояло вешать другим. И их развешивали смелее, чем нужно, ведь большая часть людей знала Таривердиева по киномузыке, по фильмам "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы". Действительно, музыка для кино, первый опыт которой пришел к Микаэлу Таривердиеву с кинематографом в 1958 году, когда на экраны вышел фильм "Юность наших отцов", давала ему финансовую независимость. Но кроме того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки.
Что бы ни писал Таривердиев, он не разделял музыку на серьезную и легкую. Это началось еще с раннего вокального цикла "Акварели" на стихи японских средневековых поэтов. На этом пути композитор прошел через интерес к серийности, алеаторике, ново-венской школе, к тому, что было под запретом в период его композиторского ученичества. Он многому научился у Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и своего учителя Арама Хачатуряна. В начале шестидесятых он увлекся джазом. Но, когда академическое композиторство стало занимать его все больше, Таривердиев ушел в доклассическую музыку. Его все больше увлекают интонации и формы барокко. Тогда же появляется и орган, инструмент, знакомство с которым пришлось на его студенческие годы в институте им. Гнесиных. Таривердиев тогда осваивал орган самого Хачатуряна. А продолжением интереса к органу стал его Первый концерт для органа «Кассандра» (1985) и целый ряд других органных произведений, так или иначе обращенных к эпохе полифонической музыки.
Разумеется, у большинства из нас имя Микаэла Таривердиева ассоциируется с его песнями и киномузыкой. Но органная музыка тоже стала основой духовной памяти Микаэла Леоновича. Начиная с 1999 года усилиями Веры Таривердиевой регулярно проводится Международный конкурс органистов им. Микаэла Таривердиева. При этом первые туры идут в Москве, в Германии и в США, а заключительный этап соревнования традиционно принадлежит Калининграду.
Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип.
Дата рождения:
15 августа 1931
Подробности из жизни:
Микаэл Таривердиев, армянин по
происхождению, родился 15 августа 1931
года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в
Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама
Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до
смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи,
куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в
список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком,
вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя
было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и
остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений
весны" и "Ирония
судьбы" Широко известные
работы в кино заслонили огромный пласт творчества
Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты,
инструментальные концерты - все это оставалось в тени.…
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)