Всего пятнадцать лет прошло с того дня, когда прогремел
на всю страну, в
одночасье сделав приватно смакуемый на светских вечеринках и заплеванных
торчальнях рок-н-ролл, достоянием широких масс, Подольский
Рок-Фестиваль. Всего? Или целых пятнадцать лет? Что вместили в себя эти
годы - целую музыкальную эпоху, или унылое топтание на месте? Для многих ответ
на этот вопрос навеки похороен в заполнившем этот исторический промежуток
алкогольном тумане. Для остальных же 13 сентября в галерее на Забелина,1 была
открыта выставка, на которой все интересующиеся могут лично ознакомиться со
всеми документами эпохи, как то: плакатами эпохи перестройки, оригинальными, на
машинке отпечатанными списками выступавших со всеми рукописными правками,
копиями прошений в комитеты по делам молодежи различных городов на предмет
командировки на фестиваль групп таких-то, бережно помещенными под пластик
пожелтевшими статьями из "Известий", "МК" и "Огонька", а также большим
количеством стильных черно-белых фотографий и нещадно гоняемой в хвост и в
гриву видеозаписью исторического события.
Эдак пленка скоро развалится,
отцифровали бы... Процесс окупится, уверяю. Среди желающих преобрести этот
памятник эпохи в свою видеотеку одних только фанатов Наутилуса набежит
до черта.
Создатели выставки - Сергей Гурьев, Александр Бурлака и Николай Мейнерт (успевший за эти пятнадцать лет совершить "отход на север" из Таллина аж в Хельсинки), - открывая экспозицию, сделали все для того, чтобы погрузить посетителей в атмосферу Подольского парка культуры имени Талалихина. Меню фуршета состояло главным образом из портвейна "777", кильки в томатном соусе и черного хлеба. Под грохот беснующихся на экране первобытных металистов из Облачного Края одна из бутылок вырвалась из чьей-то руки, и если не пробила стеклянный выставочный столик, то загадила его своим содержимым весьма основательно. "Все, как тогда", - ностальгически констатировали организаторы.
Ближе к вечеру подключенный к видеодвойке кинопроектор был развернут в окно,
открытое по случаю духоты. Теперь раритетной видеозаписью могли насладиться
все, кто в этот момент проходил по улице, ибо изображение отхватило часть стены
дома напротив, - ну, а усиленный колонками звук и так хлестал изо всех щелей.
Часть посетителей уставилась в окна, ибо в этот момент проектор показывал
воедшее ныне в историю выступление Наутилуса.
А посмотреть было на что. До какого-то момента сценическое действо идеально
соответствовало убогому звуку и полному отсутствию света: гордые рокеры,
выглядящие в большинстве своем так, будто каждый из них только что протирал
локтями прилавок пивной, были чуть ли не банальней собственной публики. Но вот
на сцену вышли пятеро (из них трое - клавишники) в строгих черных костюмах и
вампирическом гриме. Концерт открыла неожиданно тяжело, давяще, с какими-то
точно просчитанными криками на заднем плане исполненная а-капелла русская
народная "Разлука ты, разлука..." (в некоторых вариантах переиздания
легендарного селф-релиза на LP и СD это ключевое интро почему-то было
безжалостно выкинуто). Барабанщика у группы в тот момент не было, однако
чеканные ритмы ударного синтезатора в сочетании с жесткой, минималистичной
игрой музыкантов звучали более чем убедительно. И хотя в 1987 году Наутилус
был точно таким же "неизвестным науке зверем", как какие-нибудь Алиби,
было видно: на сцене - люди, действительно настроенные на настоящее дело, и
обладающие недюжинной самодисциплиной. Еще никому не известные, но уже резко от
всех отличающиеся. Еще не профессионалы, но реально готовые взять сей уровень
штурмом. В отличие от тех же Алиби, терзавших своими "музимами" и кепочками до
них слух публики полчаса и не получившие в ответ ни хлопка, ни свиста.
Присутствовавший на выставке клавишник и саксофонист группы Алексей
Могилевский на вопрос Звуков.Ру о тогдашней "кухне" группы сообщил, что к
моменту выступления Наутилуса в Подольске состав уже был укомплектован
профессиональными "ямахами" и "роландами", а звучавший вместо ударных
ритм-компьютер был не встроенным, в чьи-либо клавиши, как гласит легенда, а
нормальной, профессиональной же плашкой. Соответственно, все партии учились до
полного отскакивания от зубов. Да и Вячеслав Бутусов, будучи довольно
скромным по возможностям гитаристом, выпиливал в тот день именно те риффы, что
надо. Причем, опять-таки - на нормальном "телекастере".
Гурьев тем временем щедро делился с посетителями свежими номерами своей
"Контр'Культ'Ур`ы". "Музыкальные критики желают считать, что обозревают
такие же шедевры, как их предшественники, - пишет он в статье "Очищение
ядом" из N5 за этот год, - Есть ощущение, что в прошлом осталась
грандиозная, яркая, героическая жизнь, на месте которой с понтом обосновался
какой-то космический мусор..." И да, и нет. Судя по архивной видеозаписи,
мусора было полно и в ту "героическую" эпоху.
Вот только копаться в помойках
парковых рок-фестивалей, дабы обнаружить нечто хотя бы равновеликое Наутилусу
или Бригаде С, теперь приходится намного дольше...
1962 – В Тбилиси родилась Тамара Гвердцители, грузинская певица и актриса, обладательница глубокого насыщенного вокала. Ее песни звучат на грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, иврите, украинском, армянском, немецком и других языках »»
2012 – Родился Джонатан Дэвис - вокалист калифорнийской nu-metal группы Korn и фотограф журнала Playboy »»
Johnny COSTA (1922)
Hargus "Pig" ROBBINS (1938)
T-Bone BURNETT (1945)
Frankie KNUCKLES (1955)
Tom BAILEY (1957)
Jeremy HEALY (1962)
Joanna NEWSOM (1982)