Около полугода назад в мирный спокойный океан классической музыкальной критики бесцеремонно ворвался громадный ледокол. Он выдавал громогласные гудки, которые разносились по просторам YouTube, вызывая огромный резонанс. "Курентзис– чудовище!", Барочники – шарлатаны!", "Музыканты – ленивые жопы!", - раздавалось из его трубы. На ледоколе гордо блестело имя: David Hurwitz.
Редакция Звуков не смогла проплыть мимо.
Дэвид Гурвиц – один из самых известных, авторитетных и эксцентричных музыкальных критиков современности, основатель Classicstoday.com, почетный преподаватель Стэнфордского Университета, в интервью рассказал Звукам об особенностях профессии, можно ли стать критиком или нужно им родиться, почему ужасная рецензия почти всегда ведет к успеху,- ну и, конечно, о сексе и деньгах.
Мне, как музыканту, было неимоверно интересно пообщаться с настоящим критиком, ведь мы всё время находимся по разную сторону баррикад. Очень хотелось понять, о чем думают эти страшные люди, какие у них принципы (да и есть ли они вообще), чем они живут. Я ощущаю, что нам не хватает диалога. Мы с критиками как будто стараемся друг друга не замечать, хотя и жить друг без друга мы тоже не можем. Сколько за последние годы вы видели бесед музыкантов с критиками...?
То, о чём поведал Дэвид, не найти в учебниках. Это подтверждают многие известные музыканты, чьи комментарии вы найдете под видео с интервью.
Музыкант и критик: кто кого?
Дэвид Гурвиц убеждён, что талант имеет далеко не ключевое значение. Вопрос в том, есть ли у артиста своя аудитория.
- Я вижу много талантливых молодых исполнителей, которые превосходят многих "мэтров", - признается Гурвиц. - Но критик не будет писать рецензию на неизвестного музыканта, так как это потеря времени. Если у артиста нет широкой массы собственных поклонников, то кто будет это читать?
Теперь ясно, почему критики стараются "кусать" действительно больших музыкантов, даже осознавая, что тем абсолютно не интересно их мнение. И становится понятно, что гегемония конкурсов никуда не денется: именно жюри сообщает слушателям, кто "избранный", публика аккумулируется, критики возбуждаются.
Однако бывают случаи, когда артист получает нелицеприятный отзыв о своём творчестве, а часто и откровенный "разнос". Дэвид разъясняет, почему "плохая критика" - это почти всегда счастливый билет для музыканта:
- Когда ты пишешь "Курентзис ничего не смыслит в Бетховене", то сразу поднимается волна. Поклонники Теодора негодуют, пока противники потирают руки. Но главное - все начинают покупать и слушать его музыку! Так это и работает".
А вы знали, что, неправильно представившись, артист никогда не получит рецензию? Задумывались ли вы, почему мы не можем оторваться от записей Рубинштейна, Горовица и Гульда, а главное, - почти всегда способны их отличить от других музыкантов? Пианист с лучшим звуком в истории и дирижёр, который не имеет ни одной плохой записи - кто они?
Великий и ужасный Д. Гурвиц с удовольствием вам расскажет!
Важной темой интервью стал диалог о "купленных рецензиях".
- Это не критика,- обрубил Дэвид - Это продажные шавки! Знаете, когда у меня стоял вопрос, писать заказные статьи и хорошо зарабатывать, или говорить то, что я действительно думаю, сводя концы с концами, - я нашёл элегантное решение: стал риэлтором! Это гарантирует мою независимость. Поэтому это исключительно выбор каждого. Выход есть всегда!
Критика - драйвер индустрии
Гурвиц активно выступает против "консьюмерской критики". Дэвид стоял у истоков некоторых сервисов Amazon, но что-то пошло не так.
- Они позвонили мне. Сказали, что хотят, чтобы я писал рецензии на артистов, которые будут представлены на их платформе. Я было согласился, но потом они обмолвились, что на мою рецензию будет около тысячи других "мнений" - от обычных слушателей-немузыкантов, которые будут оценивать мою объективность. Я пошутил, что всё, что говорю я - это "глас Божий и обсуждению не подлежит". Шутку не оценили и больше я их не видел.
"С Naxos же (Naxos - крупнейшая американская компания звукозаписи - прим.ред.), напротив, у нас сложилось прекрасное взаимопонимание с самого начала. Они никогда не пытались диктовать, что и как писать. Без ложной скромности замечу, что наша гильдия критиков сделала громадный вклад в их раскрутку.
На вопрос "каковы сегодня главные проблемы критицизма" Дэвид ответил коротко:
- Почти не осталось профессионалов. Многие высказываются раньше, чем успеют разобраться или просто подумать. Сегодня у всех есть МНЕНИЕ. Критика - она не про мнение, а про факты! Важно создать чёткий образ того, что мы услышали и передать это людям. Всё! (Гобой низил, струнные создавали нервозный гул, от которого кровь стыла в жилах, и.т.д.), -это важно. А нравится вам музыка, или нет, - это уже малозначительная "добавка" к огромному глубокому анализу, основанном исключительно на фактах.
Кстати, по этой причине Дэвид не комментирует живые выступления музыкантов:
- Какого черта я должен говорить людям где артист "схватил" не ту ноту или сфальшивил? Они (публика) встали! Им нравится! Нечего обсуждать. Другое дело - запись! Вооот, это уже декларация артистом его музыкальных воззрений и вкусов. Вот тут мы можем говорить о фактах, которые закреплены в истории"
К чертам, которыми критик просто обязан обладать, Дэвид относит литературный талант или искусство риторики, хорошее музыкальное образование и доскональное знание пьесы, на которую делается обзор и обязательно её дискографию, то есть все самые удачные/неудачные записи сделанные до того.
По словам Дэвида, он в среднем посвящает прослушиванию 3-4 часа в день, остальное время занимают ежедневные выпуски на YouTube, редактура обзоров для classicstoday.com и написание книг.
- То, что вы видите за моей спиной лишь малая часть моей коллекции, - признается Дэвид. - Думаю, тут более 50 000 дисков...
И если вы уже полностью очаровались этим добрым дядечкой, напоминающим брата Санта Клауса мы приводим его ответ на вопрос "что бы вы изменили в индустрии, если бы у вас была возможность":
"Все эти музыканты, которые постоянно плачутся: "ой, дайте нам денег", "где моя слава и признание?" - ведут себя так, как-будто им все всё должны, обязаны априори… Так вот, я хочу, чтобы они просто исчезли. Музыкант? Не можешь заработать? Пошёл вон из профессии!"
Послушать полное интервью Дэвида Гурвица вы можете прямо сейчас. Русские субтитры доступны по вкладке CC в правом верхнем углу. Таймкоды на русском языке доступны в закрепленном комментарии.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)