Когда в прошлом году Звуки представляли вам альбом группы Amaria, мы только начинали знакомство с ее харизматичной лидер-вокалисткой и автором всех песен группы Машей Богдановой aka Амария Рай. Знаменитая женщина-супергерой, композитор, автор более 100 песен и общественный деятель провела свой карантин продуктивнее тебя, юзернейм: у ее команды готов новый студийный альбом "Воин света", релиз которого запланирован на 30 октября. В преддверии релиза Маша дала нам послушать новые песни и рассказала о том, как рождался этот альбом-притча.
Звуки: Маша, альбом "Бессонница" был остросоциальным, там преобладала феминистская повестка. Новая работа, скорее, посвящена общефилософским рассуждениям и рассказана в форме притчи. Что изменилось в твоей жизни и в ее восприятии за это время?
Амария Рай: В "Бессоннице" и в вышедшем до нее сингле "Мой побег" я прорабатывала личные травмы. Это был важный этап: сейчас я уверена, что артист может и не найти самого себя, прячась за удобные маски, если не пройдет проработки, если не обнажит "больные" места. Обманутые надежды, предательство, насилие, измены - к сожалению, это встречается в жизни почти каждого человека. "Проговорив" в музыке эти темы, я обнаружила готовность двигаться дальше и определить свое отношение к философским вопросам.
Решение может показаться довольно смелым, - гендерная принадлежность диктует ограничения во многих сферах, не исключая творческую. Вечные вопросы бытия всегда глубоко меня волновали: как отличать добро от зла, что есть смирение, что есть любовь, сама жизнь – это благо или бремя? В свое время я не стала поступать на философский факультет, испугавшись профилирующей на вступительных экзаменах математики - теперь, наверное, закрываю гештальт…
Звуки: Как завершалась работа над новым альбомом в условиях ограничений? Как вообще твоя группа прошла через "карантинные" испытания?
Амария: К весне альбом был в зрелой стадии, а в студию мы вернулись, как только стало можно передвигаться по городу. Две первых песни – "Воин света" и "В молоке мед" - были написаны мной еще в 2017 году. Альбом собирался по крупицам, и его трек лист от первоначального замысла существенно отличается. Рабочее название - "То, чего не было" - слетело, и сама песня, которую мы часто исполняем в концертах, в треклист в итоге не вошла. А ворвалась незапланированная, 12-я по счету, "На дне", которую я сочинила по мотивам громкого летнего ареста – день в день, и мы ее сразу записали.
Часть треков уже вышла синглами в начале года, и, в общем, завершение было в штатном режиме.
Звуки: - Кто в этот раз отвечал за продакшн?
Амария: Четыре песни, что пожестче, оформлял Александр Чудопалов, остальные были отправлены на мастеринг в США, на SAGE audio mastering studio.
В самоизоляции мы, конечно, скучали и по концертам, и по ставшим традиционными репетициям по понедельникам. И как только смогли, возобновили работу и выступления: в сентябре-октябре сыграли пять раз, впереди и живая презентация альбома – секретная вечеринка для СМИ, близких друзей и самых преданных поклонников.
Звуки: Когда видишь название альбома "Воин Света", первым делом вспоминаешь об одноименной книге Коэльо – знаменитом пособии по саморазвитию. Однако заглавная песня показывает нам, скорее, воина как спасителя, который приходит извне. О ком ты думала, когда писала эту песню?
Амария: Воин Света - Тот, кто в Откровении Иоанна Богослова описан в 20:1: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей".
Звуки: - Этнические мотивы в intro к заглавной песне звучат очень круто! Кто автор этой аранжировки? Будешь ли ты еще использовать этнические инструменты?
Амария: Все аранжировки для группы Amaria делает Евгений Крючков, он играет у нас на клавишных. Его творческий дар раскрылся на новом альбоме наиболее полно. А идея пригласить виртуоза Сергея Клевенского к участию в записи именно этой песни была моя. И финальное решение - начать с его фантастической - импровизации тоже. Состоялось волшебство. Я рада, что Звуки это отметили.
Забегая вперед, скажу, что следующим релизом запланирован "карантинный" альбом - и да, там будет фолк, так уж вышло, что в трудные времена мы обращаемся к Творцу и прародителям, фактически, - к корневой музыке, которую я как-то однажды определила для себя как "протомузыку", – по аналогии с протомифами. Определение родилось из нескольких бесед с академиком Ивановым, которого, к сожалению, больше нет с нами. Протомифы, в частности, сюжет "герой и дракон", были темой многих его научных публикаций, и, пусть краткое, общение с Вячеславом Всеволодовичем оказало на меня огромное влияние. Собственно, о герое и драконе есть что послушать между строк, и в новом альбоме, и, быть может, согласиться с Пауло Коэльо, - "хотя никто не считает себя воином света, каждый может стать им". С этой точки зрения, мы – тот выбор, который мы делаем, причем не столько в глобальных вещах, а в мелочах повседневности, где нас и подстерегает тот, кто подкладывает маленькие камешки, чтобы перевернуть повозку.
Звуки: - На альбоме обращает на себя внимание обилие цитат и трибьютов - Полковник Васин из БГ, "Вечная ночь" памяти Цоя, "Змееносец" памяти Кормильцева и даже мотив "Звезды по имени Солнце" в песне "Доктор Беда". Ты себя чувствуешь преемницей рокеров 90-х, или полемизируешь с ними?
Амария: Я благодарю их, как умею. Моими любимыми группами были именно "Кино", Аквариум, Nautilus Pompilius эпохи Кормильцева, а любимыми песнями соответственно – "Печаль", "Мы стояли на плоскости"и "Бриллиантовые дороги". Никакого места для полемики быть не может. И я точно не претендую на статус "преемницы". Люблю промыслительные тексты, честную подачу и, в общем-то, все остальное. Вокал, балансировка звука, модный саунд, манера, внешний вид артиста для меня как для слушателя почти не имеет значения. Музыку с "промыслительными" текстами я все еще нахожу у Бориса Борисовича, я очень хорошо ориентируюсь в его творчестве, в моем плейлисте 27 его песен - тех, что "мои" на все сто - среди них и "Корабль уродов", и "Крестовый поход птиц"… Просто на данном этапе моего пути мне хватило решимости сделать посвящение. Да, первая часть альбома и родилась и записана именно как трибьют.
Звуки: - Что за загадочное место описано в песне "В молоке мед"?
Амария: Главные птицы славянской мифологии – Сирин и Алконост – охраняют Древо Жизни в Райском Саду. "Пришлый Гамаюн" - птица Гамаюн считается посланницей бога Велеса, которому в стародавние времена приписывали именно демонические свойства (в неоязычестве он – бог мудрости). Появление Гамаюна с Востока считалось предвестником большой беды. Интересно и то, что по ряду источников, Гамаюн летает не за счет крыльев, его полетом движет хвост. И если он когда-нибудь опустится на землю, взлететь не сможет. В песне описан Вечный Сад – райский Сад, а остальные смыслы слушателю предстоит расшифровать самому.
Звуки: - Есть ли конкретный адресат у песни "Полпути"?
Амария: Адресат – поколение, вышедшее во взрослую жизнь со сломом СССР, связующее два века и два тысячелетия. Люди, способные мыслить, читать больше 5 тысяч знаков и способные к самоотверженности во имя идеи. В общем-то, им адресован весь альбом. "Еще хочу и пока еще могу", - прошедшие полпути, возможно, являются самой большой надеждой для человечества в текущем моменте.
Звуки: - Почему именно сейчас так важен «созидательный» месседж?
Амария: Потому, что сейчас у него впервые за долгое время появляется шанс быть услышанным.
1948 – Родился Алан Парсонс, английский звукоинженер и создатель Alan Parsons Project. Он работал с Pink Floyd, The Beatles, Полом Маккартни и многими другими »»
1967 – Образована группа Jethro Tull. Ее создателями стали флейтист Йен Андерсон и басист Гленн Корник. Группа названа в честь Джетро Талла - агротехника, жившего в Англии на рубеже XVII—XVIII веков »»