Когда в прошлом году Звуки представляли вам альбом группы Amaria, мы только начинали знакомство с ее харизматичной лидер-вокалисткой и автором всех песен группы Машей Богдановой aka Амария Рай. Знаменитая женщина-супергерой, композитор, автор более 100 песен и общественный деятель провела свой карантин продуктивнее тебя, юзернейм: у ее команды готов новый студийный альбом "Воин света", релиз которого запланирован на 30 октября. В преддверии релиза Маша дала нам послушать новые песни и рассказала о том, как рождался этот альбом-притча.
Звуки: Маша, альбом "Бессонница" был остросоциальным, там преобладала феминистская повестка. Новая работа, скорее, посвящена общефилософским рассуждениям и рассказана в форме притчи. Что изменилось в твоей жизни и в ее восприятии за это время?
Амария Рай: В "Бессоннице" и в вышедшем до нее сингле "Мой побег" я прорабатывала личные травмы. Это был важный этап: сейчас я уверена, что артист может и не найти самого себя, прячась за удобные маски, если не пройдет проработки, если не обнажит "больные" места. Обманутые надежды, предательство, насилие, измены - к сожалению, это встречается в жизни почти каждого человека. "Проговорив" в музыке эти темы, я обнаружила готовность двигаться дальше и определить свое отношение к философским вопросам.
Решение может показаться довольно смелым, - гендерная принадлежность диктует ограничения во многих сферах, не исключая творческую. Вечные вопросы бытия всегда глубоко меня волновали: как отличать добро от зла, что есть смирение, что есть любовь, сама жизнь – это благо или бремя? В свое время я не стала поступать на философский факультет, испугавшись профилирующей на вступительных экзаменах математики - теперь, наверное, закрываю гештальт…
Звуки: Как завершалась работа над новым альбомом в условиях ограничений? Как вообще твоя группа прошла через "карантинные" испытания?
Амария: К весне альбом был в зрелой стадии, а в студию мы вернулись, как только стало можно передвигаться по городу. Две первых песни – "Воин света" и "В молоке мед" - были написаны мной еще в 2017 году. Альбом собирался по крупицам, и его трек лист от первоначального замысла существенно отличается. Рабочее название - "То, чего не было" - слетело, и сама песня, которую мы часто исполняем в концертах, в треклист в итоге не вошла. А ворвалась незапланированная, 12-я по счету, "На дне", которую я сочинила по мотивам громкого летнего ареста – день в день, и мы ее сразу записали.
Часть треков уже вышла синглами в начале года, и, в общем, завершение было в штатном режиме.
Звуки: - Кто в этот раз отвечал за продакшн?
Амария: Четыре песни, что пожестче, оформлял Александр Чудопалов, остальные были отправлены на мастеринг в США, на SAGE audio mastering studio.
В самоизоляции мы, конечно, скучали и по концертам, и по ставшим традиционными репетициям по понедельникам. И как только смогли, возобновили работу и выступления: в сентябре-октябре сыграли пять раз, впереди и живая презентация альбома – секретная вечеринка для СМИ, близких друзей и самых преданных поклонников.
Звуки: Когда видишь название альбома "Воин Света", первым делом вспоминаешь об одноименной книге Коэльо – знаменитом пособии по саморазвитию. Однако заглавная песня показывает нам, скорее, воина как спасителя, который приходит извне. О ком ты думала, когда писала эту песню?
Амария: Воин Света - Тот, кто в Откровении Иоанна Богослова описан в 20:1: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей".
Звуки: - Этнические мотивы в intro к заглавной песне звучат очень круто! Кто автор этой аранжировки? Будешь ли ты еще использовать этнические инструменты?
Амария: Все аранжировки для группы Amaria делает Евгений Крючков, он играет у нас на клавишных. Его творческий дар раскрылся на новом альбоме наиболее полно. А идея пригласить виртуоза Сергея Клевенского к участию в записи именно этой песни была моя. И финальное решение - начать с его фантастической - импровизации тоже. Состоялось волшебство. Я рада, что Звуки это отметили.
Забегая вперед, скажу, что следующим релизом запланирован "карантинный" альбом - и да, там будет фолк, так уж вышло, что в трудные времена мы обращаемся к Творцу и прародителям, фактически, - к корневой музыке, которую я как-то однажды определила для себя как "протомузыку", – по аналогии с протомифами. Определение родилось из нескольких бесед с академиком Ивановым, которого, к сожалению, больше нет с нами. Протомифы, в частности, сюжет "герой и дракон", были темой многих его научных публикаций, и, пусть краткое, общение с Вячеславом Всеволодовичем оказало на меня огромное влияние. Собственно, о герое и драконе есть что послушать между строк, и в новом альбоме, и, быть может, согласиться с Пауло Коэльо, - "хотя никто не считает себя воином света, каждый может стать им". С этой точки зрения, мы – тот выбор, который мы делаем, причем не столько в глобальных вещах, а в мелочах повседневности, где нас и подстерегает тот, кто подкладывает маленькие камешки, чтобы перевернуть повозку.
Звуки: - На альбоме обращает на себя внимание обилие цитат и трибьютов - Полковник Васин из БГ, "Вечная ночь" памяти Цоя, "Змееносец" памяти Кормильцева и даже мотив "Звезды по имени Солнце" в песне "Доктор Беда". Ты себя чувствуешь преемницей рокеров 90-х, или полемизируешь с ними?
Амария: Я благодарю их, как умею. Моими любимыми группами были именно "Кино", Аквариум, Nautilus Pompilius эпохи Кормильцева, а любимыми песнями соответственно – "Печаль", "Мы стояли на плоскости"и "Бриллиантовые дороги". Никакого места для полемики быть не может. И я точно не претендую на статус "преемницы". Люблю промыслительные тексты, честную подачу и, в общем-то, все остальное. Вокал, балансировка звука, модный саунд, манера, внешний вид артиста для меня как для слушателя почти не имеет значения. Музыку с "промыслительными" текстами я все еще нахожу у Бориса Борисовича, я очень хорошо ориентируюсь в его творчестве, в моем плейлисте 27 его песен - тех, что "мои" на все сто - среди них и "Корабль уродов", и "Крестовый поход птиц"… Просто на данном этапе моего пути мне хватило решимости сделать посвящение. Да, первая часть альбома и родилась и записана именно как трибьют.
Звуки: - Что за загадочное место описано в песне "В молоке мед"?
Амария: Главные птицы славянской мифологии – Сирин и Алконост – охраняют Древо Жизни в Райском Саду. "Пришлый Гамаюн" - птица Гамаюн считается посланницей бога Велеса, которому в стародавние времена приписывали именно демонические свойства (в неоязычестве он – бог мудрости). Появление Гамаюна с Востока считалось предвестником большой беды. Интересно и то, что по ряду источников, Гамаюн летает не за счет крыльев, его полетом движет хвост. И если он когда-нибудь опустится на землю, взлететь не сможет. В песне описан Вечный Сад – райский Сад, а остальные смыслы слушателю предстоит расшифровать самому.
Звуки: - Есть ли конкретный адресат у песни "Полпути"?
Амария: Адресат – поколение, вышедшее во взрослую жизнь со сломом СССР, связующее два века и два тысячелетия. Люди, способные мыслить, читать больше 5 тысяч знаков и способные к самоотверженности во имя идеи. В общем-то, им адресован весь альбом. "Еще хочу и пока еще могу", - прошедшие полпути, возможно, являются самой большой надеждой для человечества в текущем моменте.
Звуки: - Почему именно сейчас так важен «созидательный» месседж?
Амария: Потому, что сейчас у него впервые за долгое время появляется шанс быть услышанным.
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)